«Использование элементов танцевально-двигательной терапии для социализации детей с ОВЗ»
Оценка 4.6

«Использование элементов танцевально-двигательной терапии для социализации детей с ОВЗ»

Оценка 4.6
doc
11.04.2020
«Использование элементов танцевально-двигательной терапии для                                      социализации  детей с ОВЗ»
ТАНЦЕВАЛЬНО - двигательная терапия.doc

«Использование элементов танцевально-двигательной терапии для                                      социализации  детей с ОВЗ»

 

Необходимо помнить, что умственно отсталые дети отличаются от здоровых сверстников.У детей с умственной отсталостью отмечается узость объема воспринимаемой информации. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Отмечается нарушение избирательности  восприятия.  Для этих детей свойственны трудности в восприятии пространства и времени. Это мешает им ориентироваться в окружающем. Вызывает трудности в различении правой и левой стороны. У детей с умственной отсталостью анализ упражнения происходит бессистемно, она пропускают ряд важных свойств, выделяя лишь наиболее заметные из них. В результате затрудняется определение связи между элементами. При анализе выделяют общие ярко выраженные части танцевального элемента, а не всю «связку» упражнений в целом.                                                                                                                                                     Выделяя в танцевальной связке отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о танце в целом Затрудняются устанавливать различия в упражнениях предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства.                                                                Отличительной чертой мышления умственно этих детей является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, хотя понимание упражнения получается при многократном его повторении с показом.Память умственно отсталых детей имеет свои специфические особенности. Такие дети лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У них позже, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у умственно отсталых выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Слабость памяти у них проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. Воспроизведение - процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение танцевального материала. У детей с предыдущего занятия остается только 20% навыков от всего даваемого им материала.Для внимания при умственной отсталости характерны малая устойчивость, трудности распределения, замедленность переключения. Сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона (И.Л. Баскакова, 1982). Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.Нарушение эмоционально-волевой сферы проявляются в недоразвитии эмоций, отсутствии оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами и т.д. Переживания умственно отсталых неглубокие, поверхностные. У некоторых эмоциональные реакции неадекватны источнику. Имеют место сильные перепады настроения: то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния - эйфория, дисфория, апатия).Танцевальная терапия - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего индивидуальному самовыражению и физической интеграцией. Считается, что посредством танца и движения можно быстрее и эффективнее установить контакт и что взаимный диалог всегда успешнее тогда, когда он осуществляется с помощью движений.Исследование по синхронности движения основывается на той предпосылке, что существует некая нейрофизиологическая организация речи и телодвижения в человеческой коммуникации. Синхронность взаимодействия определяется как синхронное движение слушающего с движением говорящего. Повышенная синхронность, которая случается во время коммуникации, усиливается совместным движением. Танцевально-двигательная терапия может помочь развитию этого базисного уровня коммуникации, так как она непосредственно использует ритм и кинестетические  паттерны.Рассматривая координацию движений тела с другими как необходимый ингредиент в достижении удовлетворительных социальных интеракций. – танцевально-­двигательной терапии индивиды, имеющие нарушения в социальных интеракциях или коммуникациях могут переучиться необходимому поведению, которое затем может быть перенесено в другие социальные окружения. Таким образом, можно рассматривать танец как средство коммуникации, а группу как микросоциум различных социальных ситуаций. В результате ребята учатся развивать более широкий спектр поведенческих возможностей, что способствует более успешной социализации. Занятия по танцевально-двигательной терапии могут включать в себя: танцевальные игры, импровизацию, использование свободного движения, использование спонтанного, неструктурированного танца как способа самовыражения; экспериментирование с движениями. Для развития взаимодействия в группе используются техники танцевально-двигательной терапии: кинестетическая  эмпатия (рассматриваемое понятие появилось благодаря исследованиям американского психолога Э. Титченера. В быту под эмпатией понимается способность индивида к сочувствию другому человеку. Кинестетическая эмпатия  является одним из основных методов танцевальной психотерапии. «Кинестетическая  эмпатия» или «отзеркаливание»– это эмпатическое принятие партнера посредством отзеркаливания его движений.),  трансформация движения в коммуникацию, развитие темы в действие, использование  ритма, работа с реквизитом.                              Игры служат прекрасным средством создания атмосферы радости, бодрости, удовольствия. В играх дети легко усваивают и совершенствуют многие способности и жизненно необходимые навыки. Танцевальная игра с одной стороны помогает: снять напряжение, выплеснуть энергию, переработать свою агрессию и страх, осознать себя в предлагаемых обстоятельствах, пробудить положительные эмоции. С другой стороны, развивает: коммуникативные качества, проявление инициативы, умение логически мыслить, фантазию и воображение, творческие способности. Танцевальная игра может быть сильным терапевтическим средством, которое способствует раскрытию личности. Танцевальная игра - это особая форма экспрессивного поведения ребенка, которая открывает «границы», в особенности тем, кто имеет проблемы в общении, кто отгорожен от мира.Игры, построенные на импровизации, в которых педагог только объясняет условия игры и дает необходимые инструкции: импровизации на заданную тему, ипровизации с предметом (с цветком, с шарфом, с веером, со шляпой, с куклой и т.д.), импровизация на заданное действие и смену предлагаемых обстоятельств (например, «знакомимся»), контактные импровизации (в паре, в группе). Такие игры предполагают полную свободу выражения чувств и ощущений. Для того, чтобы ребята могли выразить и проявить себя, им нужно давать как можно больше самостоятельного времени для выдумок и воплощения своих идей, поэтому задача педагога - только направить фантазию ребенка, а не навязывать свою собственную.В играх-импровизациях можно начинать формировать у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Игровая ситуация увлекает ребенка, дает возможность самостоятельной деятельности. Так, например, в связи с изменением игровой ситуации он должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действия приводит к благоприятному результату. При использовании на занятиях игр - импровизаций описывается ситуация, но ничего не показывается, чтобы дети сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность.Занятия по импровизации предусматривают высокий уровень владения и управления своим телом, дети способны полнее осознавать свое тело, воображение, чувства. Работу над импровизацией необходимо вести поэтапно. На первом этапе, используются занятия по пантомимике. Дети с удовольствием повторяют и исполняют различные задания.                 На втором этапе дети учатся создавать свои танцевальные этюды. Этюды - это естественное продолжение линии обучения детей языку пантомимических и танцевальных движений. Детям предлагается послушать музыку с закрытыми глазами и представить какой-нибудь сюжет. Затем они пытаются самостоятельно выполнить этюд под музыку. На третьем этапе, дети учатся сочинять импровизации на заданную тему.Кинестетическая эмпатия может дать существенную информацию о том, как чувствует себя другой человек, что полезно для установления первичного контакта. Трансформация движения в коммуникацию работает с движениями, которые являются дисфункциональными по своей природе (например, самостимулирующие, повторяющиеся, используемые, чтобы держать других на расстоянии) и использует их, как базис, на котором ребенка с ограниченными возможностями здоровья вовлекают во взаимодействие . Например, шевеление пальцами около глаз, характерное для некоторых аутичных детей, может быть трансформировано в шевеление пальцами друг против друга, как бы помахивая в приветствии. При использовании этой техники важно не копировать ребенка, лучше всего, когда движения являются прямым ответом на то, что делает другой.Развитие темы в действие позволяет исследовать разные трудности, с которыми сталкивается ребенок с ограниченными возможностями здоровья: взаимодействие с другими, доверие, границы, сепарация и так далее. Суть этой техники заключается в том, что после обсуждения какой-то темы, психолог помогает детям перевести это в движение, найти проблеме, телесное выражение, так как на словах часто не возможно полностью выразить проблему. Иногда наблюдается несоответствие между тем, что ребенок говорит и что делает, а невербальное поведение трудно скрыть или изменить. В результате оно очень точно показывает, что происходит.Использование ритма: двигательная деятельность, которая использует ритмические телодвижения, такие как фольклорные танцы или упражнения, усиливают ощущение общности, сплоченности у детей в группе. Ритмичное действие помогает продлить вовлеченность в деятельность, способствуя согласованному использованию тела.Работа с реквизитом: для некоторых детей с ограниченными возможностями здоровья непосредственные отношения с другими могут быть болезненными или пугающими переживаниями. Тогда соединению участников группы может помочь работа с предметами. Более того, предметы могут способствовать прямому выражению чувств, когда действительные чувства слишком пугают. Держась за растягивающуюся полоску ткани, ребята могут ощутить себя частью группы, даже если испытывают недостаток в социальной связанности. В коррекции детей, страдающих аутизмом, атрибуты на начальном этапе занятий помогают установлению контакта и взаимодействия детей с педагогом и друг с другом. Например, дети могут передавать какой-то предмет под музыку друг другу, держаться в хороводе за платочки или ленточки. Для агрессивных детей можно использовать ленты для отреагирования накопившихся эмоций, под какую-то быструю, резкую музыку, а затем с теми же лентами попробовать импровизировать под медленную, плавную и спокойную музыку. Можно предложить детям выбрать понравившийся предмет и поимпровизировать с ним. Часто у них получаются очень красивые движения, которые можно потом включать в танец. Это важно делать до изучения движений, иначе вы спродуцируете детей, и они будут показывать то, что выучили. Или можно дать ребятам задание: каждому придумать по два движения с данным предметом.Работа с реквизитом вызывает и стимулирует естественную телесную реакцию.Дети с нарушениями общения, в отличие от остальных, обычно пропускают в своем развитии очень важный этап обучения через подражание. В результате занятий танцами такие дети начинают подражать действиям других людей, что создает новые возможности для их обучения.  У детей с познавательными проблемами на фоне положительного эмоционального подкрепления формируется моторная и зрительно-моторная координация, развиваются пространственные представления, двигательная память, серийная организация действий.    Для всех детей с ограниченными возможностями здоровья важно, что на занятиях танцами они учатся лучше осознавать свое тело и управлять им. Занятия по танцевально-двигательной терапии включают в себя множество разных техник: импровизации предусматривают высокий уровень владения и управления своим телом. Импровизация развивает образное мышление, артистизм, творческие способности, снимает напряжение. Во время танцевальных игр дети учатся выражать свои чувства и эмоции. Развивая координацию и моторику, дети становятся более ловкими и быстрыми, что повышает их самооценку. Взаимодействуя в танцевальных играх с группой, дети учатся общаться.Таким образом, групповые занятия по танцевально­-двигательной терапии создают благоприятные условия для развития группового взаимодействия, появляется возможность для сотрудничества, оказания поддержки и взаимопомощи. Коллективная работа, основанная на совместной деятельности, способствует формированию позитивного опыта, усвоению групповых норм и ценностей, выстраивает гармоничные взаимоотношения и помогает преодолеть социальную отчужденность. Все это способствует социализации детей разного возраста и с разными трудностями.

 

 


Использование элементов танцевально-двигательной терапии для социализации детей с

Использование элементов танцевально-двигательной терапии для социализации детей с

Переживания умственно отсталых неглубокие, поверхностные

Переживания умственно отсталых неглубокие, поверхностные

В играх-импровизациях можно начинать формировать у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений

В играх-импровизациях можно начинать формировать у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений

Это важно делать до изучения движений, иначе вы спродуцируете детей, и они будут показывать то, что выучили

Это важно делать до изучения движений, иначе вы спродуцируете детей, и они будут показывать то, что выучили
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2020