Анализ поэтического произведения. Характеристика образов, символов.
Процесс восприятие художественного произведения очень сложное и индивидуально неповторимое явление. Оно значительно своеобразнее процесса усвоения научных знаний. Художественная литература воздействует на очень широкую сферу психики, на мировоззрение, речь, этические и эстетические чувства. Текст литературного произведения воспринимается индивидуально, но, независимо от начального восприятия, следует учить ребенка видеть и слышать художественный текст во всем его многообразии и глубине.
Современная методика преподавания литературы уделяет поискам таких форм и приемов, которые бы приоткрывали завесу художественной специфики изучаемого произведения на уровне возрастных возможностей и подготовленности учащихся. Исходя из этого, возникает желание помочь учащимся открыть секреты художественного своеобразия произведения, также приобщить к театральному искусству.
Методические и организационные формы содружества между учителем литературы и театром складывались на протяжении многих лет, но основной принцип – принцип связи изучения литературы с формированием зрительского опыта – всегда был чрезвычайно плодотворным и вполне оправдывал те усилия, которые тратил учитель на его осуществления.
В процессе изучения литературных произведений в школе учащиеся последовательно знакомятся с театром, с изобразительно – выразительными средствами, с языком театрального искусства, при этом расширяется круг литературных интересов школьника, появляется стойкий интерес к театру. Использование форм и приемов театрализации обогащает мир эмоций детей, нравственных чувств и знаний, активно формирует нравственно – эстетический стержень учащихся.
Необычайно продуктивным является, конечно же, театрализация драматических произведений. Отличительной особенностью драмы, как рода литературы, является изображение событий и отношений между героями на сцене.
В среднем школьном возрасте встречаются некоторые трудности восприятия и анализа драматического произведения. Это объясняется спецификой передачи содержания в драматических произведениях (передача
событий через реплики персонажей, прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках).
В 6 классе по литературе по программе «Школа 2100» Бунеева Р.Н. и Бунеевой Е.В. детям предлагается изучить произведение Мориса Метерлинка
«Синяя птица». Драма-феерия «Синяя птица» преисполнена глубокого философского содержания. Здесь поднимаются вечные вопросы поиска счастья, любви, сострадания и самоотверженности.
Чтоб за внешним увлекательным сюжетом не пропало самое важное, мною было принято решение инсценировать данное произведение. Ребенок, пропустив через себя, ощутив себя в определенной роли, больше и глубже прочувствовал бы саму идею драмы.
Традиционный путь: от словесного произведения к его театральной интерпретации – не даст желаемого результата, если из цепочки выпадет основное, первое звено – чтение. Для того чтобы театр и литература шли вместе, необходимо соблюдение следующих принципов:
* предварительное знакомство учеников со средствами театральной выразительности;
* преобладание целенаправленной читательскойготовую деятельности над зрительской;
* системность взаимодействия читательской и зрительской деятельности, предполагающей несколько этапов.
В обучении театрализации выделяются следующие этапы:
1. Подготовительный: первичное чтение, фрагментарное чтение, непосредственное восприятие текста, осмысление, анализпроцессом текста
2. Исполнительский анализ – интерпретация художественного текста, дополненный элементами театральной технологии (интонирование, мизансцены, эскизы, костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление);
3. Репетиционный этап перед воображаемымлтеата зрителем;
4. Презентация подготовленного проекта;
5. Рефлексия: обмен впечатлениями после просмотра, создание проблемнойсебе ситуации, мотивирующей вновь обращение школьников к тексту
, сопоставительный анализэстетический художественного текста и инсценированного эпизода.
При выборе материала необходимо придерживаться определенных критериев: сохранение авторского замысла, авторскойдействия концепции,
атмосферы произведения; соответствие темы читательским,первое зрительским
интересамявляется и возрастным особенностям учащихся; ограниченность объема произведения или его фрагмента; преобладание в избранном фрагменте диалогов.
Первый этап, чтение, его осмысление и анализ, проходил на уроках литературы. Пьеса М. Метерлинка дает богатейший материал для нравственного воспитания учащихся, поэтому читаем пьесу не торопясь. По программе на изучение драмы выделяется 6 уроков. Дети знакомились с
творческим миром писателя, с историейуяснить создания произведенияп,оэтоу читали по
ролям, анализировалидолен собирательные образы и создавали свое видение поиска счастья.
Второй этап - интерпретация художественного текста, дополненный элементами театральной технологии (мизансцены, эскизы, костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление) - воплотился во внеклассных мероприятиях. Дети, разделившись на группы, писаливременная сценарий, придумывали эскизы костюмов и декораций, распределяли роли. Дальше работа шла по определению музыкальногосетну сопровождения, записи фонограммы и светового решения. В конце этого этапа мы имели готовую фонограмму, атрибутику и костюмы.
Важным моментом данного этапа является разыгрывание в том месте, в котором оно будет представлено.
Расширение и углубление театрализованных приемов ведет к осмыслению и усложнению основных понятий, связанных с процессом анализа художественного произведения и возрастными особенностями учащихся. Таким образом, театрализацию можно рассматриватьнеобходимо как путь интерпретации художественного текста сценически, с внесением элементов драматического действия. Также следует отметить, что театрализация положительно воспринимается учениками и их родителями. Нельзя не
заметить рост интересаизучить у школьников к всемирной историис,обытиям культуре,
искусству. Ребенку гораздо интереснее комбинировать полученные знания, переводить их в образы, сочетать с художественным вымыслом. Так у подростка формируется новая психология – творца, созидателя.
Инсценирование таит в себе большие возможности для серьезной умственной деятельности учащихся, для углубления их исследовательского
отношения как к тексту оригиналая,зык так и к создаваемому на его основе
сценическому варианту; в нем осуществляется сочетание творческого воображения и литературного «соображения» учащихся. В процессе подготовки театральной постановки учащиеся испытывают потребность в дополнительной информации (сведения из области исторической
этнографии, материальной культуры, религии, искусства)с и сами начинают
поиск нужного материала;создает читают дополнительную литературу (справочную,
научно-популярную, художественную литературу, критическую литературу), чаще обращаются за консультацией к учителю – это создает условия для формирования навыков (опыта) самообразования.
Не стоит забывать, что для постановки спектакля необходимо большое количество времени и скореебазовый всего придется работать над ним во внеурочное время. Работу над полноценным спектаклем следует начинать примерно за месяц до его исполнения.
Традиционный путь: от словесного произведения к его театральной интерпретации - сегодня не дает желаемого результата, поскольку из цепочки выпадает основное, первое звено – чтение. Для того чтобы театр и литература шли вместе, необходимо соблюдение следующих принципов:
- предварительное знакомство учеников со средствами театральнойсопоставляют выразительности;
-преобладание целенаправленной читательской деятельностипрезентация над зрительской;
системность взаимодействия читательской и зрительской деятельности, предполагающей несколько этапов.
Принципиально важно, чтобы школьник, работающий над
инсценировкой произведения или его эпизодав,ведения умел:
- выделитьразделившись основную сюжетную линию рассказа, определить ее завязку, кульминацию и развязку (а по мере надобности – и экспозицию);
- уяснить движущую силу действия – столкновение, борьбу, вражду, ссору и т. п. (конфликт);
- определить главныхв и второстепенных лиц, осознать их взаимоотношения, представить себе, как эти отношения проявляются у каждого действующего лица в зависимостиэтом от его характера;
- уяснить значение речи действующего лица как его основной характеристики;
- осознать главную мысль рассказа и отношение автора к изображенным им событиям и лицам – от этого зависит общийоснове характер инсценировкиновую (жанр и ее пафос).
Поставив перед собой такие задачи, учитель чрезвычайно ответственно подходит к отбору эпизодов или рассказов, предназначенных для инсценирования. Он должен убедить учащихся, что инсценировкавнешним подчиняется законамлитература драмы, и таким образом познакомить их с этими законами. Можно доверить выбор материала для инсценировки самим учащимся, что будет эффективно при воспитании в них грамотного и внимательного читателя.
Как уже отмечалосьявляется выше, театрализация осуществляется в несколько
этапов.образы Подготовительный период работы - непосредственное восприятие
художественного произведения и одновременно процесс вхождения в текст, осмысления содержания, поэтики произведения, перевод художественных образов в понятия, суждения, концепции. Когда, где, в каких условиях происходят события, что за люди герои, как они выглядят, как себя ведут, как относятся друг другу. Учащиеся представляют картину происходящего, сопоставляют факты с теми событиями, которые встречались в их жизни, вводят ассоциации. Для полноценного восприятия и осмысления содержания необходим минимальный базовый культурныйстоит фонд у обучаемых. Поэтому на уроках погружения в текст особое вниманиешкольном уделяется комментариям историко-культурного, этнографо-бытового и языкового характера. На этом этапе следует обратиться к доступнымвыбор литературоведческим материалам, способнымбудет обогатить понимание текста: дополнительные сведения об авторе
, об истории создания художественного произведения, об эпохе, бытовой культуре.
Когда жизнь, описанная авторомс,опоставлят стала близка, пережиты
соответствующие чувства, тогда актеры переходят к исполнительской концепции. Центральное звено исполнительского анализа по существу является интерпретацией текста, дополненной театральными технологиями.
Здесь проводится поискпредполагающей и постановка исполнительской задачи: что мы хотим донести до зрителя, что он должен почувствовать, понять, о чем задуматься. Выдвинув задачи, учащиеся доказывают их правомерность, уточняют, конкретизируют свой замысел, а затемстойкий реализуют.
Главным для театрализации является правильный выбор темы в тексте произведения. В объемном произведении (повесть, роман) выбирается тема, интересная для ребят, которой подчиняются все элементы композиции театрализации: определение главного события, построение событийного ряда, выявление действий и поступков, подчеркивающих характеры героев, качество конфликта. Рассказ требует дополнительного домысливания от режиссера, введения и разработки событий, только упомянутых автором или вовсе отсутствующих. Установив, на какие законы должен опираться режиссер, перенося события повествовательного произведения на язык сценического действия, следует подчеркнуть, что главное здесь – сохранить дух автора, атмосферу его произведения, язык и интонацию героев.
Важным этапом является составление сценария. Составление сценария как технология – это ролевая игра, в которой каждый участник знакомится с разными видами деятельности: с ролью сценариста, режиссера, актера, художника по костюмам.
Привлечение учащихся к сочинению сценария, драматизации позволяет раскрыть творческие способности детей, освоить новые жанры и стили, развить речевые навыки, нестандартность мышления, воображения – креативность, достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать решения, общаться, создает ситуацию успеха. Работа по созданию сценической композиции выходит на новую образовательную парадигму – сотворчество. В процессе сотворчества ученика и учителя создаются благоприятные условия для развития креативности.
Технология составления сценария:
I этап. Подготовительный.
1. Выбор темы.
2. Определение идеи. II этап. Основной.
1. Поиск сценарного хода:
а) определение главных и второстепенных действующих лиц;
б) временная принадлежность (в работе над сценарием необходимо учесть дух времени, атрибуты эпохи, события, которые будут освещены в выступлении, детали костюмов);
в) стиль (единство художественных приемов, характерных для данного произведения).
2. Подробная разработка содержания с учетом возрастных особенностей детей, участвующих в празднике. Индивидуальная, парная и групповая работа над созданием диалогов, некоторых мизансцен.
Расширение и углубление театрализованных приемов ведет к осмыслению и усложнению основных понятий, связанных с процессом
анализа художественного произведения и возрастными особенностями учащихся. Таким образом, театрализацию можно рассматривать как путь интерпретации художественного текста сценически, с внесением элементов драматического действия. Процесс применения театрализации художественных произведений на уроках литературы основывается на читательском/зрительском сотворчестве ученика с автором, литературы с театром.
Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Основная задача этих уроков – развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь.
Именно в театрализации возможна апробация школьниками накопленных литературоведческих знаний, а также выражение эмоционального восприятия.
Литература, рекомендуемая для чтения
1. Никонова H. И. Система использования приемов театрализации при изучении эпических произведений https://cyberleninka.ru/article/n/sistema- ispolzovaniya-priemov-teatralizatsii-pri-izuchenii-epicheskih-proizvedeniy
2. Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды: Образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования. - Екатеринбург: Издательство АМБ, 2005.- 160с.
3. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.