Использование элементов театрализации при изучении поэтических произведений

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 041b-000017a2-97b2363f.docx

 

Использование элементов театрализации при  изучении поэтических произведений

 

 

 

Анализ поэтического произведения. Характеристика образов, символов.

Процесс восприятие художественного произведения очень сложное и индивидуально неповторимое явление. Оно значительно своеобразнее процесса усвоения научных знаний. Художественная литература воздействует на очень широкую сферу психики, на мировоззрение, речь, этические и эстетические чувства. Текст литературного произведения воспринимается индивидуально, но, независимо от начального восприятия, следует учить ребенка видеть и слышать художественный текст во всем его многообразии и глубине.

Современная методика преподавания литературы уделяет поискам таких форм и приемов, которые бы приоткрывали завесу художественной специфики изучаемого произведения на уровне возрастных возможностей и подготовленности учащихся. Исходя из этого, возникает желание помочь учащимся открыть секреты художественного своеобразия произведения, также приобщить к театральному искусству.

Методические и организационные формы содружества между учителем литературы и театром складывались на протяжении многих лет, но основной принцип принцип связи изучения литературы с формированием зрительского опыта всегда был чрезвычайно плодотворным и вполне оправдывал те усилия, которые тратил учитель на его осуществления.

В процессе изучения литературных произведений в школе учащиеся последовательно знакомятся с театром, с изобразительно – выразительными средствами, с языком театрального искусства, при этом расширяется круг литературных интересов школьника, появляется стойкий интерес к театру. Использование форм и приемов театрализации обогащает мир эмоций детей, нравственных чувств и знаний, активно формирует нравственно эстетический стержень учащихся.

Необычайно продуктивным является, конечно же, театрализация драматических произведений. Отличительной особенностью драмы, как рода литературы, является изображение событий и отношений между героями на сцене.

В среднем школьном возрасте встречаются некоторые трудности восприятия и анализа драматического произведения. Это объясняется спецификой передачи содержания в драматических произведениях (передача


событий через реплики персонажей, прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках).

В 6 классе по литературе по программе «Школа 2100» Бунеева Р.Н. и Бунеевой Е.В. детям предлагается изучить произведение Мориса Метерлинка

«Синяя птица». Драма-феерия «Синяя птица» преисполнена глубокого философского содержания. Здесь поднимаются вечные вопросы поиска счастья, любви, сострадания и самоотверженности.

Чтоб за внешним увлекательным сюжетом не пропало самое важное, мною было принято решение инсценировать данное произведение. Ребенок, пропустив через себя, ощутив себя в определенной роли, больше и глубже прочувствовал бы саму идею драмы.

Традиционный путь: от словесного произведения к его театральной интерпретации не даст желаемого результата, если из цепочки выпадет основное, первое звено – чтение. Для того чтобы театр и литература шли вместе, необходимо соблюдение следующих принципов:

*      предварительное знакомство учеников со средствами театральной выразительности;

*        преобладание   целенаправленной   читательскойготовую             деятельности   над зрительской;

*              системность     взаимодействия     читательской     и      зрительской деятельности, предполагающей несколько этапов.

В обучении театрализации выделяются следующие этапы:

1.         Подготовительный: первичное чтение, фрагментарное чтение, непосредственное восприятие текста, осмысление, анализпроцессом           текста

2.     Исполнительский анализ – интерпретация художественного текста, дополненный элементами театральной технологии (интонирование, мизансцены, эскизы, костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление);

3.   Репетиционный этап перед воображаемымлтеата            зрителем;

4.   Презентация подготовленного проекта;

5.         Рефлексия: обмен впечатлениями после просмотра, создание проблемнойсебе             ситуации, мотивирующей вновь обращение школьников к тексту

 сопоставительный   анализэстетический                                 художественного   текста   и   инсценированного эпизода.

При выборе материала необходимо придерживаться определенных критериев:     сохранение     авторского     замысла,     авторскойдействия                                                                                                                                   концепции,

атмосферы   произведения;   соответствие   темы   читательским,первое                 зрительским

интересамявляется                            и  возрастным  особенностям  учащихся;  ограниченность  объема произведения или его фрагмента; преобладание в избранном фрагменте диалогов.

Первый этап, чтение, его осмысление и анализ, проходил на уроках литературы. Пьеса М. Метерлинка дает богатейший материал для нравственного воспитания учащихся, поэтому читаем пьесу не торопясь. По программе на изучение драмы выделяется  6 уроков. Дети знакомились с

творческим  миром  писателя,  с  историейуяснить                     создания  произведенияп,оэтоу                                   читали  по


ролям,   анализировалидолен                                   собирательные   образы   и   создавали   свое   видение поиска счастья.

Второй этап - интерпретация художественного текста, дополненный элементами театральной технологии (мизансцены, эскизы, костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление) - воплотился во внеклассных    мероприятиях.    Дети,    разделившись    на    группы,    писаливременная сценарий, придумывали эскизы костюмов и декораций, распределяли роли. Дальше  работа  шла  по  определению  музыкальногосетну                       сопровождения,  записи фонограммы и светового решения. В конце этого этапа мы имели готовую фонограмму, атрибутику и костюмы.

Важным моментом данного этапа является разыгрывание в том месте, в котором оно будет представлено.

Расширение и углубление театрализованных приемов ведет к осмыслению и усложнению основных понятий, связанных с процессом анализа художественного произведения и возрастными особенностями учащихся.  Таким  образом,  театрализацию  можно  рассматриватьнеобходимо                            как  путь интерпретации художественного текста сценически, с внесением элементов драматического действия. Также следует отметить, что театрализация положительно воспринимается учениками и их родителями. Нельзя не

заметить   рост   интересаизучить                                    у   школьников   к   всемирной   историис,обытиям                культуре,

искусству. Ребенку гораздо интереснее комбинировать полученные знания, переводить их в образы, сочетать с художественным вымыслом. Так у подростка формируется новая психология творца, созидателя.

Инсценирование таит в себе большие возможности для серьезной умственной деятельности учащихся, для углубления их исследовательского

отношения  как  к  тексту  оригиналая,зык            так  и  к  создаваемому  на  его  основе

сценическому варианту; в нем осуществляется сочетание творческого воображения и литературного «соображения» учащихся. В процессе подготовки театральной постановки учащиеся испытывают потребность в дополнительной     информации     (сведения     из     области     исторической

этнографии,  материальной  культуры,  религии,  искусства)с                     и  сами  начинают

поиск нужного материала;создает                                 читают дополнительную литературу правочную,

научно-популярную, художественную литературу, критическую литературу), чаще обращаются за консультацией к учителю – это создает условия для формирования навыков (опыта) самообразования.

Не стоит забывать, что для постановки спектакля необходимо большое количество времени и скореебазовый               всего придется работать над ним во внеурочное время. Работу над полноценным спектаклем следует начинать примерно за месяц до его исполнения.

Традиционный путь: от словесного произведения к его театральной интерпретации - сегодня не дает желаемого результата, поскольку из цепочки выпадает основное, первое звено чтение. Для того чтобы театр и литература шли вместе, необходимо соблюдение следующих принципов:

 предварительное   знакомство   учеников   со   средствами   театральнойсопоставляют выразительности;


-преобладание    целенаправленной    читательской    деятельностипрезентация                          над зрительской;

системность взаимодействия читательской и зрительской деятельности, предполагающей несколько этапов.

Принципиально     важно,     чтобы     школьник,     работающий     над

инсценировкой произведения или его эпизодав,ведения                             умел:

-   выделитьразделившись                 основную сюжетную линию рассказа, определить ее завязку, кульминацию и развязку по мере надобности – и экспозицию);

-     уяснить движущую силу действия столкновение, борьбу, вражду, ссору и т. п. (конфликт);

-            определить     главныхв                           и     второстепенных     лиц,     осознать     их взаимоотношения, представить себе, как эти отношения проявляются у каждого действующего лица в зависимостиэтом             от его характера;

-        уяснить значение речи действующего лица как его основной характеристики;

-   осознать главную мысль рассказа и отношение автора к изображенным им  событиям  и  лицам   от  этого  зависит  общийоснове                              характер  инсценировкиновую (жанр и ее пафос).

Поставив перед собой такие задачи, учитель чрезвычайно ответственно подходит к отбору эпизодов или рассказов, предназначенных для инсценирования.    Он    должен    убедить    учащихся,    что    инсценировкавнешним подчиняется  законамлитература                                    драмы,  и  таким  образом  познакомить  их  с  этими законами. Можно доверить выбор материала для инсценировки самим учащимся, что будет эффективно при воспитании в них грамотного и внимательного читателя.

Как  уже  отмечалосьявляется                         выше,  театрализация  осуществляется  в  несколько

этапов.образы           Подготовительный  период  работы  -  непосредственное  восприятие

художественного произведения и одновременно процесс вхождения в текст, осмысления содержания, поэтики произведения, перевод художественных образов в понятия, суждения, концепции. Когда, где, в каких условиях происходят события, что за люди герои, как они выглядят, как себя ведут, как относятся друг другу. Учащиеся представляют картину происходящего, сопоставляют факты с теми событиями, которые встречались в их жизни, вводят ассоциации. Для полноценного восприятия и осмысления содержания необходим  минимальный  базовый  культурныйстоит                      фонд  у обучаемых.  Поэтому на  уроках  погружения  в  текст  особое  вниманиешкольном                              уделяется  комментариям историко-культурного, этнографо-бытового и языкового характера. На этом этапе  следует  обратиться  к  доступнымвыбор                                литературоведческим  материалам, способнымбудет                обогатить понимание текста: дополнительные сведения об авторе

, об истории создания художественного произведения, об эпохе, бытовой культуре.

Когда    жизнь,     описанная     авторомс,опоставлят                                   стала     близка,     пережиты

соответствующие чувства, тогда актеры переходят к исполнительской концепции. Центральное звено исполнительского анализа по существу является интерпретацией текста, дополненной театральными технологиями.


Здесь проводится поискпредполагающей               и постановка исполнительской задачи: что мы хотим донести до зрителя, что он должен почувствовать, понять, о чем задуматься. Выдвинув задачи, учащиеся доказывают их правомерность, уточняют, конкретизируют свой замысел, а затемстойкий             реализуют.

Главным для театрализации является правильный выбор темы в тексте произведения. В объемном произведении (повесть, роман) выбирается тема, интересная для ребят, которой подчиняются все элементы композиции театрализации: определение главного события, построение событийного ряда, выявление действий и поступков, подчеркивающих характеры героев, качество конфликта. Рассказ требует дополнительного домысливания от режиссера, введения и разработки событий, только упомянутых автором или вовсе отсутствующих. Установив, на какие законы должен опираться режиссер, перенося события повествовательного произведения на язык сценического действия, следует подчеркнуть, что главное здесь – сохранить дух автора, атмосферу его произведения, язык и интонацию героев.

Важным этапом является составление сценария. Составление сценария как технология – это ролевая игра, в которой каждый участник знакомится с разными видами деятельности: с ролью сценариста, режиссера, актера, художника по костюмам.

Привлечение учащихся к сочинению сценария, драматизации позволяет раскрыть творческие способности детей, освоить новые жанры и стили, развить речевые навыки, нестандартность мышления, воображения – креативность, достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать решения, общаться, создает ситуацию успеха. Работа по созданию сценической композиции выходит на новую образовательную парадигму сотворчество. В процессе сотворчества ученика и учителя создаются благоприятные условия для развития креативности.

Технология составления сценария:

I этап. Подготовительный.

1.   Выбор темы.

2.   Определение идеи. II этап. Основной.

1.   Поиск сценарного хода:

а) определение главных и второстепенных действующих лиц;

б) временная принадлежность (в работе над сценарием необходимо учесть дух времени, атрибуты эпохи, события, которые будут освещены в выступлении, детали костюмов);

в) стиль (единство художественных приемов, характерных для данного произведения).

2.   Подробная разработка содержания с учетом возрастных особенностей детей, участвующих в празднике. Индивидуальная, парная и групповая работа над созданием диалогов, некоторых мизансцен.

Расширение и углубление театрализованных приемов ведет к осмыслению и усложнению основных понятий, связанных с процессом


анализа художественного произведения и возрастными особенностями учащихся. Таким образом, театрализацию можно рассматривать как путь интерпретации художественного текста сценически, с внесением элементов драматического действия. Процесс применения театрализации художественных произведений на уроках литературы основывается на читательском/зрительском сотворчестве ученика с автором, литературы с театром.

Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Основная задача этих уроков – развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь.

Именно в театрализации возможна апробация школьниками накопленных литературоведческих знаний, а также выражение эмоционального восприятия.

 

 

Литература, рекомендуемая для чтения

 

1.                 Никонова H. И. Система использования приемов театрализации при изучении эпических произведений https://cyberleninka.ru/article/n/sistema- ispolzovaniya-priemov-teatralizatsii-pri-izuchenii-epicheskih-proizvedeniy

2.        Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды: Образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования. - Екатеринбург: Издательство АМБ, 2005.- 160с.


 

3.        Скачано с www.znanio.ru