ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕКСАГАНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
Оценка 5

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕКСАГАНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Оценка 5
doc
17.05.2023
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕКСАГАНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
гексаганальная_технология.doc

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕКСАГАНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Глобальные изменения, происходящие в обществе, предопределяют изменения и в системе образования. В современных условиях перехода к информационному обществу важнейшим ресурсом выступает знание и информация. Большой поток доступной информации делает нашу жизнь насыщеннее, но вместе с тем появляются сложности в выборе информации, определении ресурса, выделении главного и т.д.

География является школьным мировоззренческим предметом, формирующим у обучающихся комплексный, системный и социально-ориентированный образ о Земле как о планете и людях, населяющих её. В обучении географии совершается переход от ориентации на усвоение готовых знаний к обеспечению учащихся познавательным, общекультурным, личностным развитием. Изменяются ориентации от передачи постоянно накапливающейся информации о природе и обществе на освоение способов и средств мышления и деятельности. Происходит обращение к личности учащегося, и это формирует иные педагогические задачи — не научить, а побудить, не оценить, а определить степень владения материалом. Сегодня учитель раскрывает потенциал учащегося и побуждает его к действию. Смещаются акценты с жесткой детальной фиксации обучения на образовательные результаты, формулируемые в терминах деятельности учащихся: «что умеет ученик», «насколько он владеет определёнными компетенциями». При реализации компетентностного подхода в образовании традиционное представление результатов обучения в виде знаний и умений трансформируется в реальные виды деятельности. Осуществляется переход от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества, готовой к взаимодействию с ним, к самообразованию и саморазвитию.

Реализация компетентностного подхода в образовании побуждает к поиску новых идей, методов, технологий, которые бы способствовали развитию и самореализации личности обучающегося сознательно и критически осваивать действительность, обладать системой метапредметных (ключевых), личностных и предметных компетенций.

Развитию личностных и метапредметных компетенций способствует использование различных современных образовательных технологий. Одной из таких технологий является гексаганальная технология. Современная технология гексагонального обучения позволяет учащимся критически оценивать информацию, формулировать выводы, выбирать главное, классифицировать, визуализировать установленные взаимосвязи и взаимозависимости. Данная технология формирует ряд не только предметных, но и метапредметных компетенций учащихся.

В основе данного обучения лежат шестиугольники, или гексы. Каждый шестиугольник – отдельная смысловая единица, которая своими гранями связана с другими шестиугольниками по смыслу. Вместе они представляют собой единую смысловую картину (структуру). Работа с гексами учит современных подростков выбирать главное, устанавливать взаимосвязи, формулировать выводы, уметь классифицировать, критически оценивать информацию, воспринимать набор элементов как единое целое.

Технология гексагонального обучения может успешно применяется на различных этапах урока: ориентировочно-мотивационном; операционно-познавательном; контрольно-коррекционном; рефлексивном. Кроме этого, работа с гексами в группах формирует коммуникативную компетенцию (групповая форма работы).

Существуют различные варианты использования гексагонального обучения на учебных занятиях [1]:

Ø   На гексах написан учебный материал. Задача учащихся – соединить гексы между собой и интерпретировать материал.

Ø    Шестиугольники раздаются учащимся пустые. Задача – заполнить пустые гексы, выделить главный критерий, установить взаимосвязи, объяснить свою точку зрения.

Ø    Гексы могут быть разных цветов (объединение учебного материала по определенному критерию). Задача учащихся – установить взаимосвязи между данными критериями.

Ø    Шестиугольники могут нести не только текстовую, но и иллюстративную информацию, т.е. изображение. Задача – соединить гексы-картинки в коллаж, объяснить связи,

Ø   Эффективна работа с гексами в группах. Задача – соединить гексы, обменяться полученным результатом.  Учитель представляет учащимся готовый пазл из шестиугольников и блок новой информации. Задача учащихся – дополнить пазл после (во время) изучения нового материала.

Ø   По составленной учителем или учащимися из гексов цепочке взаимосвязей и/или зависимостей объяснить причины связей гексов или составить рассказ.

Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: актуализация имеющихся знаний → получение новой информации → осмысление, установление понятийных связей → рефлексия.

Первая стадия – актуализация имеющихся знаний. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

-                     актуализировать знания по данной теме или проблеме;

-                     вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

-                     сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

-                     побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – получение новой информации на основе имеющихся знаний. Эта стадия позволяет ученику:

-                     получить новую информацию;

-                     соотнести её с уже имеющимися знаниями;

-                     искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадияосмысление, установление понятийных связей. На этой стадии происходит:

-                     осмысление материала;

-                     систематизация полученных знаний;

-                     установление логических и понятийных связей.

Четвертая стадия – рефлексия. Здесь основным является:

-                     целостное осмысление, обобщение полученной информации;

-                     формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу;

     -   обобщение информации.

Для облегчения работы учителя по созданию шестиугольников английский учитель истории Рассел Тарр создал шаблон для генерирования гексов в сервисе ClassTools.net (https://www.classtools.net/hexagon). Данным шаблоном может воспользоваться любой учитель, составить и распечатать гексы.

Следует отметить, что использование гексагонального обучения может успешно применяться не только на учебных занятиях, но и во внеурочной деятельности.

Примеры использования гексов при изучении учебного предмета «География».

Пример №1. География. Материки и океаны. 7 класс. Авторы: Е.Г. Кольмакова, П.С. Лопух, О.В. Сарычева.

image1        Тема учебного занятия: Географическое положение Австралии и Океании. История открытия и исследования. Тектоническое строение и рельеф. Пункт 3. В поисках Южной Земли [4, с. 96-98].

Групповая работа.

Задачи для учащихся:

1. Изучить материал пункта 3. В поисках Южной Земли;

2. Найти гекс с ключевым словом;

3. Выявить взаимосвязи между шестиугольниками, сложить пазл и объяснить

свой выбор.

 

 

Пример №2

География. Физическая география. 6 класс. Авторы: Е.Г. Кольмакова В.В. Пикулик.

Тема учебного занятия: Строение гидросферы. Свойства вод Мирового океана.

Пункт 4: Соленость океанических вод [3, с.126-128].

Групповая форма работы.

Задачи для учащихся:

1. Изучить материал пункта 4. Соленость океанических вод;

2. Дополнить гексы недостающей информацией;

3. Найти шестиугольник с ключевым словом;

4. Выявить взаимосвязи между шестиугольниками, сложить пазл и

объяснить свой выбор.

Пример №3

География. Материки и океаны. 7 класс. Авторы: Е.Г. Кольмакова, П.С. Лопух, О.В. Сарычева

Тема учебного занятия: Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые Южной Америки [4, с. 139-143].

Групповая работа.

Задачи для учащихся:

1. Изучить информацию, размещённую на гексах;

2. Найти общий признак, по которому гексы объединены цветом;

3. Выявить взаимосвязи между шестиугольниками, сложить пазл и объяснить

свой выбор.

 

Библиографические ссылки

1. Аствацатуров Г. О. Шестиугольное обучение как образовательная технология.

2. Tarr R.Using Hexagon Learning for categorisation, linkage and prioritization. [Электронный ресурс]. - http://www.classtools.net/blog/using-hexagon-learning-for-categorisation-linkage-and-prioritisation(дата обращения 28.05.2019).

3. Кольмакова Е. Г. География. Физическая география: учеб пособие / Е. Г. Кольмакова, В. В. Пикулик; под ред. Е. Г Кольмаковой. – Минск: Народная асвета, 2016. 190с.

4. Кольмакова Е. Г. География.материки и океаны: учеб пособие / Е. Г. Кольмакова, П. С. Лопух, О. В. Сарычева. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2017. 240с.


Скачано с www.znanio.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕКСАГАНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕКСАГАНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В основе данного обучения лежат шестиугольники, или гексы

В основе данного обучения лежат шестиугольники, или гексы

Вторая стадия – получение новой информации на основе имеющихся знаний

Вторая стадия – получение новой информации на основе имеющихся знаний

Пример №2 География. Физическая география

Пример №2 География. Физическая география
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2023