Без зла смотри на мирозданье,
а разумом добра любви,
мир это море из благих деяний,
построй корабль и по нему плыви.
Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках ИЗО.
Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как учёных-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.
Большинство учеников средних классов испытывают значительные трудности в обучении «умению рисовать», что в скором времени приводит к острой неудовлетворённости результатами своих усилий и, как следствие, к потере интереса, падению мотивации к изобразительной деятельности.
Это не значит, что подростки не склонны к художественному творчеству. Они более остро и глубоко, чем младшие школьники, переживают творческий процесс, больше и осознаннее его ценят. Но средства и способы для реализации своих замыслов, которые они получили в предшествующий период обучения, или недостаточны, или малопригодны для нового отношения к художественной деятельности. Это происходит потому, что у младших школьников художественное восприятие мира, это ярко отражается в их рисунках. Они изображают предметы и явления главным образом так, как представляют их в своём воображении. Угасание художественного творчества - это одно из проявлений общепсихологического возрастного кризиса. Попытки сохранить неповторимость детского изобразительного творчества ни к чему не приведут. Необходимо так построить содержание и организацию занятий, чтобы учесть новое отношение учащихся к занятиям искусством.
Школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками. Уроки ИЗО должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка и это возможно средствами деятельностного подхода.
«Ребёнок это не сосуд, а факел, который надо зажечь».
Задачи моей работы:
ü Учить детей, находить прекрасное в окружающей действительности и вносить прекрасное в свою жизнь.
ü Вести детей по дороге счастья и добра.
ü Находить оптимальную нагрузку для учащихся и тем самым создавать благоприятные условия для его творческого роста.
ü Не заставлять детей трудиться, а увлечь трудом.
ü Поощрять активность и свободу выбора, поддерживать должный уровень учащихся, помогать развиться воле ребёнка.
В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Для успешного развития творческих способностей учащихся работаю над:
ü развитием способностей, склонностей,
интересов каждого учащегося с учётом их возможностей;
ü приёмами осознанного решения различных творческих задач; · направляю и активизирую творческие способности учащихся через практическую деятельность.
Формой проведения занятий по программе является урок.
Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:
ü сотворчество учителя и ученика;
ü диалогичность;
ü четкость поставленных задач и вариативность их решения;
ü освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Урок искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:
ü изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
ü декоративная и конструктивная работа;
ü восприятие явлений действительности и произведений искусства;
ü обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
ü изучение художественного наследия;
ü подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
На занятиях ИЗО происходит ознакомление и освоение учащимися с различными художественными материалами (краски гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.
Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.
На уроках я использую следующие художественные техники:
ü рисование (в различных видах и жанрах),
ü аппликация и коллаж
ü лепка
ü роспись самостоятельно выполненных изделий
Во внеурочное время, кроме рисования, выполняем работы в технике модульное оригами, витражи, роспись по дереву , по стеклу и др.
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.
Природа и окружающая нас реальность - первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии - правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться над ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий. Привожу несколько заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу:
· чудо-зверь;
· сказочные птицы, птицы-фантазии;
· город будущего (город-фантазия);
· необычная игрушка из необычного материала;
· сочинение орнаментов на определенную тему;
· интеллектуально – развивающие игры: "На что это похоже?”, "Заколдованные картинки”, "Волшебные кляксы”, "Помоги художнику”, "Волшебные очки”.
На уроках также применяю метод ИКТ. Передо мной встала задача внедрения современных компьютерных технологий в образовательный процесс. Это я делаю с целью приобщения детей к миру искусства, чтобы сделать обучение интересным и увлекательным.
Мой выбор в пользу ИКТ на разных этапах урока обусловлен уверенностью в том, что с компьютерными технологиями связан завтрашний день школы.
Предмет изобразительного искусства специфичен. Помимо отработки определенных умений, предусмотренных программой, вижу свою задачу и в том, чтобы приобщить учащихся к мировым шедеврам изобразительного искусства и архитектуры.
Не у всех, к сожалению, есть возможность побывать на выставках, в музеях. И подчас, школьный урок, становится, чуть ли не единственным источником знаний и представлений о мировых достижениях.
Я начала использовать свои мультимедийные презентации обучающего характера, рассчитанные на конкретную тему, на конкретный урок. При создании презентации я ставлю следующие задачи:
Важным условием формирования творческих способностей являются стимулы.
На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих уроках.
Поощрение - методический прием, который следует чаще применять в работе с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность в себе, желание хорошо выполнять свою работу, у них появляется чувство успеха.
Ребенку очень важна оценка его труда не только педагогом, но и сверстниками, поэтому часто я провожу выставку и обсуждение детских работ.
Учить детей радостно, без принуждений – возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы и становятся прекрасным ее украшением (показ открыток, игрушек из бумаги и т.д.)
Как говорил Е. И. Рерих « Чем выше и дальше каждый из нас идёт, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни».
Результаты моей деятельности:
1) Участие в школьных праздниках и делах (оформление школьных праздников, выставок)
2) Процент успеваемости во всех классах -100%, процент качества знаний составляет 90%.
3) Участие в районных мероприятиях (выставках), ежегодные призовые места на районных, областных конкурсах.
Почему так привлекательны для меня уроки ИЗО? Наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.
И хочется закончить своё выступление такими словами:
Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и я пойму.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.