Использование художественных техник и материалов для развития познавательного интереса учащихся на уроках ИЗО
Оценка 4.6

Использование художественных техник и материалов для развития познавательного интереса учащихся на уроках ИЗО

Оценка 4.6
docx
13.02.2022
Использование художественных техник и материалов для развития познавательного интереса учащихся на уроках  ИЗО
доклад (семинар).docx

 


 

 

Без зла смотри на мирозданье,

а разумом добра любви,

мир это море из благих деяний,

построй корабль и по нему плыви.

 

 

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках ИЗО.

 

 

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как учёных-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной,  производственно-технической, хозяйственной и т.д.  Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.

Большинство учеников средних классов испытывают значительные трудности в обучении «умению рисовать», что в скором времени приводит к острой неудовлетворённости результатами своих усилий и, как следствие, к потере интереса, падению мотивации к изобразительной деятельности.

Это не значит, что подростки не склонны к художественному творчеству. Они более остро и глубоко, чем младшие школьники, переживают творческий процесс, больше и осознаннее его ценят. Но средства и способы для реализации своих замыслов, которые они получили в предшествующий период обучения, или недостаточны, или малопригодны для нового отношения к художественной деятельности. Это происходит потому, что у младших школьников художественное восприятие мира, это ярко отражается в их рисунках. Они изображают предметы и явления главным образом так, как представляют их в своём воображении. Угасание художественного творчества - это одно из проявлений общепсихологического возрастного кризиса. Попытки сохранить неповторимость детского изобразительного творчества ни к чему не приведут. Необходимо так построить содержание и организацию занятий, чтобы учесть новое отношение учащихся к занятиям искусством.

 

 Школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками. Уроки ИЗО должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески  подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка и это возможно  средствами  деятельностного  подхода. 

«Ребёнок это не сосуд, а факел, который надо зажечь».

 

                                          Задачи моей работы:

 

ü Учить детей, находить прекрасное в окружающей действительности и вносить прекрасное в свою жизнь.

ü Вести детей по дороге счастья и добра.

ü Находить оптимальную нагрузку для учащихся и тем самым создавать благоприятные условия для его творческого роста.

ü Не заставлять детей трудиться, а увлечь трудом.

ü Поощрять активность и свободу выбора, поддерживать должный уровень учащихся, помогать развиться воле ребёнка.

                 

   В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Для  успешного развития   творческих способностей учащихся работаю над:

 

ü развитием  способностей, склонностей,

          интересов каждого учащегося с учётом их возможностей;

 

ü приёмами  осознанного решения различных творческих задач;       · направляю и активизирую  творческие способности  учащихся через практическую деятельность.

 

   Формой проведения занятий по программе является урок.

 

Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

 

ü сотворчество учителя и ученика;

ü диалогичность;

ü четкость поставленных задач и вариативность их решения;

ü освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

 

Урок искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.

 

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:

 

ü изображение на плоскости  и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

ü декоративная и конструктивная работа; 

ü восприятие явлений действительности и произведений искусства; 

ü обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; 

ü изучение художественного наследия; 

ü подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; 

 

             На занятиях ИЗО происходит ознакомление и освоение учащимися с  различными  художественными материалами (краски гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон).  В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладеваем  такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.

Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.

   

 

 На уроках я использую следующие  художественные техники:

 

ü рисование (в различных видах и жанрах),

ü аппликация и коллаж 

ü лепка 

ü роспись самостоятельно выполненных изделий  

   

      Во внеурочное время, кроме рисования, выполняем работы в технике модульное оригами, витражи, роспись по дереву , по стеклу и др.

 

      От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.  

 

       Важным условием развития художественных способностей ребенка  является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.

         Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но  всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

        Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.

          Природа и окружающая нас реальность - первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии - правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться над ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и  неожиданных заданий.  Привожу несколько заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу:

 

·   чудо-зверь;

·   сказочные птицы, птицы-фантазии; 

·   город будущего (город-фантазия);

·   необычная игрушка из необычного материала; 

·   сочинение орнаментов на определенную тему;

·   интеллектуально – развивающие игры: "На что это похоже?”, "Заколдованные картинки”, "Волшебные кляксы”, "Помоги художнику”, "Волшебные очки”.

     

На уроках также применяю метод ИКТ. Передо мной встала задача внедрения современных компьютерных технологий в образовательный процесс. Это я делаю с целью приобщения детей к миру искусства, чтобы сделать обучение интересным и  увлекательным.

 Мой выбор в пользу ИКТ на разных этапах урока обусловлен уверенностью в том, что с компьютерными технологиями связан завтрашний день школы.

Предмет изобразительного искусства специфичен.  Помимо отработки определенных умений,  предусмотренных программой, вижу свою задачу и в том, чтобы приобщить учащихся к мировым шедеврам изобразительного искусства и архитектуры.

Не у всех, к сожалению, есть возможность побывать на выставках, в музеях. И подчас, школьный урок, становится, чуть ли не единственным источником знаний и представлений о мировых достижениях.

Я начала использовать свои  мультимедийные презентации обучающего характера, рассчитанные на конкретную тему, на конкретный урок. При создании презентации я ставлю следующие задачи:

 

 

Важным условием формирования творческих способностей являются стимулы.

    На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих уроках.

Поощрение - методический прием, который следует чаще применять в работе с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность в себе, желание хорошо выполнять свою работу, у них появляется чувство успеха.

 Ребенку очень важна оценка его труда не только педагогом, но и сверстниками, поэтому часто я провожу выставку и обсуждение детских работ.

Учить детей радостно, без принуждений – возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии.

 

       

      Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы и становятся прекрасным ее украшением (показ открыток, игрушек из  бумаги и т.д.)

 

Как говорил Е. И. Рерих  « Чем выше и дальше каждый из нас идёт, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни».

 

Результаты моей деятельности:

1)     Участие  в школьных праздниках и делах  (оформление школьных праздников, выставок) 

 2)   Процент успеваемости во всех классах -100%, процент качества знаний составляет 90%.                                                                                             

 3)   Участие в районных мероприятиях (выставках), ежегодные призовые места на  районных, областных  конкурсах.

           Почему так привлекательны для меня уроки ИЗО? Наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.

 

 И хочется закончить своё выступление такими словами:

 

Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Вовлеки меня -  и я пойму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Использование художественных техник и материалов для развития познавательного интереса учащихся на уроках ИЗО

Использование художественных техник и материалов для развития познавательного интереса учащихся на уроках  ИЗО

Без зла смотри на мирозданье, а разумом добра любви, мир это море из благих деяний, построй корабль и по нему плыви

Без зла смотри на мирозданье, а разумом добра любви, мир это море из благих деяний, построй корабль и по нему плыви

Ребёнок это не сосуд, а факел, который надо зажечь»

Ребёнок это не сосуд, а факел, который надо зажечь»

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: ü изображение на плоскости и в объеме ( с натуры , по памяти , по представлению…

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: ü изображение на плоскости и в объеме ( с натуры , по памяти , по представлению…

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно…

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно…

Не у всех, к сожалению, есть возможность побывать на выставках, в музеях

Не у всех, к сожалению, есть возможность побывать на выставках, в музеях

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2022