Использование игровых педагогических технологий в начальной школе
Оценка 4.6

Использование игровых педагогических технологий в начальной школе

Оценка 4.6
docx
25.10.2024
Использование игровых педагогических технологий в начальной школе
Использование игровых педагогических технологий в начальной школе.docx

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов.

1 слайд

Добрый день, дорогие коллеги!  

Тема выступления: «Использование игровых педагогических технологий в начальной школе»

2 слайд

Василий Александрович Сухомлинский писал:

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

3 слайд

Труд, учеба, игра - важные виды деятельности ученика начальной школы. Функция игровой деятельности – доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес. В игре происходит освоение правил общения, преодоление трудностей, усвоение социально – культурных ценностей и т.д.

Для младшего школьного возраста характерны яркость восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:

- помогает снять чувство усталости;

- раскрывает способности детей, их индивидуальность;

- усиливает непроизвольное запоминание.

Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным процесс обучения. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие в учебный процесс.

Игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно. Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна.

В современной школе игровая деятельность используется в качестве: самостоятельной технологии; как элементы более обширной технологии; технологии внеклассной работы. Игровая форма урока создаётся при помощи игровых приемов и ситуаций.

Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами.

Главной особенностью игровой деятельности является, что с одной стороны – играющий выполняет реальную деятельность, решает конкретную задачу, с другой стороны - ряд моментов деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации. Именно эффект игры, помогает снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз. Особенно это относится к имитационным играм.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Выделим наиболее важные функции игры.

4 слайд

1. Социокультурное назначение игры. Игра - средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, влияющие на формирование человека.

2. Функция межнациональной коммуникации. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

3. Самореализации человека в игре - это одна из основных функций игры. Процесс игры - это пространство самореализации.

4. Коммуникативная функция игры. Игра - деятельность коммуникативная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений.

5. Диагностическая функция игры. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведёт себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое «поле самовыражения».

6. Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д. Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребёнок в ролевой игре.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства;

- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровой приём должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания.

В играх могут быть реализованы следующие потребности:

- наличие собственной деятельности;

- творчество;

- общение;

- самоопределение через ролевое экспериментирование;

- самоопределение через различную деятельность.

5 слайд

По характеру педагогического процесса игры бывают:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, психотехнические и другие.

6 слайд

По характеру игровой методики делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.

7 слайд

По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии:

      различают игры с предметами и без них (например: сопровождаемые передачей мяча);

      настольные (ребусы, кроссворды, чайнворды и т.д.);

       комнатные;

      уличные;

      на местности;

       компьютерные и с ТСО;

       с различными средствами передвижения (сюжетные игры с личным участием детей)

 

Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей. Это зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Проблема игровой мотивации очень важна.

Требования к играм:

1. Должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.

2. Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.

3. Возможность действия для каждого ученика.

4. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.

5. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от лёгких, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).

6. Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.

Ценность игры:

1. Игра выполняет важнейшие функции - формирует УУД.

2. Активизация и интенсификация учебного процесса.

3. Учебно-познавательная направленность.

4. Эффективность сочетания с любым учебным материалом.

Игры можно использовать на различных этапах урока: при опросе или проверке домашнего задания, при самостоятельном изучении нового материала, при закреплении его.

8 слайд

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ на уроке МАТЕМАТИКИ

1. Игра «Засели домик»,

2. Игра «Кто скорее?»,

3. Игра «Назови соседей числа»,

4. Игра «Забей мяч в корзину»,

5. Игра «Набери число»,

6. Игра «Кто быстрее»,

7. Игра «Лесенка»,

8. Игра «Не зевай»,

9. Игра «Лото»

10. Рифмованные задачи

9 слайд

РУССКИЙ ЯЗЫК

- Игра «Чей голосок» (установление изучаемого звука в словах);

- Игра «Где спрятался звук?» (определение места звука);

- Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции (ра ма; ра на; по ра; ко ра)

- Игра «Кто быстрее, кто больше?» (из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова);

- Игра «Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?» (например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).

- Скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи (закрепляют правильное произношение детьми звуков, отрабатывают дикцию)

- Игра «Шифровальщики»;

- Ребусы, кроссворды;

- Рифмованные стихотворения на запоминание правил.

10 -11слайд

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Соедини половинки слов. «Найди лишнее». Игра «Слово». Игра «Путаница».

Анаграммы «Звери»

12 слайд

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

«Пятый лишний», «Назови одним словом»

 

Таким образом, игровые технологии направлены на: расширение кругозора, применение знаний, умений и навыков в знакомой и незнакомой ситуации на практике, воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности, развитие внимания, памяти, речи, мышления, творческих способностей. Игровые технологии имеют свои особенности в применении в разные возрастные периоды для развития детей. Применение игровых технологий в учебной деятельности способствует лучшей социализации школьников,  оказывает влияние на умственное развитие младшего школьника.

 

Список литературы:

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы присхологии. - №6 – с.61-64

Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 192 с.

Зайцев Д. В. Теория и практика аргументации: учеб. пособие. М.: Форум; Инфра-М, 2007. 224 с.

Максимова А.А. «Учим общаться детей 6-10 лет» Методическое пособие. Москва. Издательство «ООО «ТЦ Сфера». 2005 г.

Максимук Н.Н. «Игры по обучению грамоте и чтению» Мастерская учителя. Москва «ВАКО» 2006 г.


 

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов

Именно эффект игры, помогает снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз

Именно эффект игры, помогает снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз

По характеру игровой методики делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации

По характеру игровой методики делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации

Игра «Забей мяч в корзину», 5

Игра «Забей мяч в корзину», 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2024