Использование игры в качестве средства развития творческих способностей в педагогической практике
Знания, полученные в результате игрового опыта, становятся регулятором познавательной деятельности младшего школьника, активизируют интерес учащегося к предмету, способствуют формированию целостного мировоззрения у детей, помогают им понять связи между природой, обществом и явлениями, происходящими в обществе, мир в целом.
Роль учителя в проведении игр и упражнений на уроке
Педагог, ведущий игру, должен обратить внимание на тех учащихся, у которых имеются затруднения, предложить им приемы и упражнения для тренировки необходимых качеств и объяснить правила игры.
Поскольку дети могут адаптировать существующие правила игры самостоятельно, педагог должен поддерживать их инициативу и творчество.
При проведении игры важно обеспечить ситуацию, когда противники равны по силе и в равных условиях. Необходимо создать среду, определяющую правильное отношение детей к игре.
Позиция взрослого в игре всегда должна быть активной. Роль арбитра, медиатора, члена жюри позволяет давать оценки, характеризовать поведение школьника. Учитель может участвовать в игре, превращая ее в воспитательный фактор, способствующий гармонизации отношений между учителем и учеником. Это основная функция игровой позиции педагога, способствующая созданию творческой атмосферы. Позиция педагога в игре представляет собой своеобразный стиль взаимоотношений взрослых и детей.
С помощью игры педагог может выявить психоэмоциональное состояние учащегося, выделить задачу урока, учитывая творческую индивидуальность ребенка, его мировосприятие, понимание окружающей действительности, влечение к тому или иному художественному стилю, типу учебного материала.
Более гибкий процесс обучения возможен за счет определения психоэмоционального состояния как класса, так и отдельного учащегося (в начале и конце урока) с помощью специальных приемов (например, в виде работы с цветными картами).
При организации сюжетной игры, учитель имеет возможность воздействовать на реальные отношения в игровой группе через свои игровые отношения через продуманное распределение ролей.
Использование игры на уроках ИЗО обусловлено различными связями между игрой и искусством. Игра предшествует творчеству, способствует ему. На занятиях по изобразительному искусству следует использовать игры, развивающие воображение, интеллект, творческую активность, память и речь, а также нестандартное мышление. К таким играм относятся: творческие, художественно-дидактические, тематические, конструктивные, игры-путешествия, игры на ассоциации и другие.
Знание учителем особенностей игровых методов и приемов обучения, понимание игрового опыта детей, умение четко и правильно ставить задачи - главные условия реализации поставленных целей и успешной работы.
Педагогу важно освоить импровизацию в игре, что может привести к нестандартному процессу создания творческой работы. Роль педагога в развивающих играх может быть разнообразной. Он может выступать со школьниками как игрок, а может быть наблюдателем, болельщиком, судьей, ведущим, экспертом или консультантом.
Игровые технологии в организации учебного процесса позволяют ученику лучше раскрыться, снять стресс и проявить свои творческие способности, ведь он работает в привычной для него среде.
С помощью игры возможно начать изучение новой темы или закрепить уже полученные знания, навыки и умения. Игры – занятия рекомендуется проводить в форме соревнований между командами. Подведение итогов является обязательным этапом в игре.
Обучение изобразительному искусству невозможно, если на занятии не используются различные игровые ситуации и упражнения, с помощью которых педагог вырабатывает у учащихся определенные навыки и умения. Четко ограниченная учебная задача позволяет учителю более точно и объективно оценить качество усвоения обучающимися учебного материала. Для поддержания продуктивной деятельности учащихся в течение всего урока необходимо включать в их деятельность разные познавательные ситуации, игры-действия, так как включение разных анализаторов облегчает усвоение предметов. Использование всех видов деятельности на занятиях способствует более рациональному использованию учебного времени, повышению работоспособности учащихся, а также обеспечению непрерывного усвоения и закрепления учебного материала.
Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, формируют у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивной изобразительной деятельности и отношении к занятиям. Добавление к уроку игровых моментов позволяет скорректировать психологическое состояние учащихся. Дети переживают психотерапевтические моменты как игру, а педагог имеет возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от ситуации.
Игровые технологии лучше использовать на тех уроках, где сложно усвоить материал. Исследования показали, что острота зрения ребенка значительно увеличивается во время игровых ситуаций. Игры, моменты игры, элементы сказки выступают психологическим стимулятором нервно-психической деятельности, потенциальных перцептивных способностей. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «ребенок в игре всегда выше своего обычного поведения; как будто он выше на голову самого себя». Использование игровых технологий в обучении изобразительному искусству в начальных классах дает положительные результаты в развитии творческих способностей учащихся, а также формирует внимание и интерес к искусству.
Проанализировав исследования многих авторов, становится ясно: если на уроке изобразительного искусства повышается творческая активность учащихся, их рисунки становятся более живыми и эмоциональными, сюжеты, используемые ими в работе - более разнообразным. Большинство детей младшего школьного возраста с трудом рисуют животных. Рисование животных требует большого внимания, самостоятельного анализа и настойчивости. Благодаря использованию игровых технологий обучение превращается в увлекательное и полезное занятие. Игровые методы позволяют плавно перейти от игры к дальнейшему серьезному обучению.
Упражнения играют важную роль в системе учебных ситуаций.
Образы, создаваемые при выполнении абстрактных упражнений, конкретизируются и находят индивидуальное воплощение в конкретной теме. Вместе с конкретной задачей упражнения у детей развивают сложную мыслительную деятельность, в которой анализ и синтез, как два психических процесса, выступают во взаимосвязи и единстве.
Степень самостоятельности учащихся зависит от характера упражнения. Так, зрительный диктант требует от преподавателя повторения каждого действия и у всех обучающихся должен получиться одинаковый результат. А быстрые наброски с натуры или короткие упражнения по рисованию — это уже творческая работа.
Содержание упражнений охватывает все основные темы обучения, а характер упражнений предлагает решения, то есть возможность творческого выбора в рамках конкретной учебной задачи.
Упражнения могут различаться по форма обучения:
- изобразительные (рисунок, живопись, лепка);
- устные (ответы на теоретические вопросы);
- письменные (анализ художественных произведений).
Упражнения могут быть в форме зрительного диктанта, при котором учащиеся копируют действия учителя. Ценность этого вида упражнений не столько в результатах, сколько в самом процессе. Выполняя действия «под диктовку», школьники осваивают правильные, профессиональные приемы работы. При этом развиваются наблюдательность и аккуратность, совершенствуется темп и ритм занятий. Зрительный диктант можно использовать во всех видах работ: черчении, лепке, конструировании.
Рекомендуется выполнять упражнения с печатным материалом: дорисовать, раскрашивать готовые картинки, силуэты, вырезанные из бумаги. Готовая основа позволяет четко обозначить учебную задачу и решить ее в кратчайшие сроки.
При изучении цвета учащимся могут быть предложены упражнения на передачу определенного настроения с помощью цвета, что помогает им понять смысловую, выразительную сторону цвета.
При решении пространственных задач готовая основа помогает передать зрительную глубину в живописной работе. Это задание желательно выполнить после изучения приемов передачи глубины пространства. Можно попросить учащихся найти ошибки в уже выполненных композициях.
Понятие о концепции декоративной композиции может быть закреплено совместным упражнением по созданию фриза для украшения классной комнаты.
Абстрактные упражнения развивают умственную деятельность. Школьники могут выполнить эти упражнения за короткое время (3-15 минут).
Таким образом, готовый печатный материал является средством решения конкретных учебных задач и формирования умений по всем учебным темам, а также средством повышения интереса учащихся к художественной деятельности.
Использование игр в художественной деятельности является следствием своеобразной связи игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.
Игра инициирует изучение новой темы или концентрирует знания, навыки и умения на обсуждаемом материале. Игры в классе лучше всего проводить как соревнование между командами. Большинство игр переводят ребенка с позиции объекта воспитания и обучения на позицию субъекта деятельности, на позицию творца. На уроках ИЗО возможно использовать следующие игры и игровые упражнения:
Игры и упражнения на выполнение изображений готовых геометрических и произвольных фигур.
Эти игры и упражнения помогают понять конструктивные особенности формы предметов, развивают умение сравнивать, находить оптимальные решения, формируют мышление, внимание и воображение.
1. Составить изображения отдельных предметов из геометрических фигур.
С помощью изображенных на доске геометрических фигур учащиеся рисуют предметы в альбомах (как вариант этого упражнения, индивидуальные задания для каждого учащегося).
2. Составить композиции из силуэтов «Чья композиция лучше?».
Создать натюрморт из готовых силуэтов. Игра может проходить как соревнование между двумя (тремя) командами. Работа происходит на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.
Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
Изображения на плоскости. Выполнение натюрморта «Мир моей бабушки».
Выполнение декоративной композиции "Коробейник".
Сочинение. Изготовление натюрморта из лепнины.
3. Игра-головоломка.
Составить изображения животных из геометрических фигур. Задача творческая.
4. Завершите рисунок.
Нитепечатанием школьники получают две одинаковые картинки. Варианты задания: Дорисуй картинки сам или обменяйся одной копией картинки с соседом и дорисуй. Упражнение помогает развивать творческое воображение.
5. Назовите предметы, похожие на геометрические тела.
Упражнение на логическое мышление.
Рисование предметов простых форм с натуры (шар, куб).
Натюрморт с натуры (химическая посуда).
6. Сделайте украшение из готовых геометрических фигур.
Упражнение на закрепление знаний об особенностях декорирования.
Игры и упражнения по цветоведению
1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).
Учащиеся работают с готовыми геометрическими фигурами разного цвета. По просьбе учителя учащиеся подбирают пары. Это упражнение поможет освоить основные понятия.
2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.
Ответы - это поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работа может выполняться индивидуально или в команде.
3. Холодные и теплые цвета.
Школьники делятся на две группы. Одна группа должна выбрать цвета для украшения королевства Снежной Королевы, а другая группа должна выбрать цвета для перьев Жар-птицы. Упражнение на распознавание цвета и его выразительный аспект.
4. Игра-конкурс «Кто больше?».
На полосках бумаги учащиеся показывают первым мазком краски любой цвет, затем добавляют к этому цвету немного белого и делают следующий мазок, и так далее. Выигрывает тот, кто сделает больше цветов разной яркости. Игра, чтобы закрепить концепцию разбеливания цвета.
Эти игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цветов, различающих, аналитических и синтетических способностей, перцептивной культуры ребенка; имеет воспитательный, обучающий, контролирующий характер.
Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов и понятий
1. Продолжайте ряд слов.
Это упражнение можно делать в начале урока. Школьники должны продолжать перечисление или классификацию. Например: архитектура, стиль, романский стиль, готика, арка...
2. Объясните значение слова.
Например: ритм - это..., дизайн - это...
Беседа о графическом дизайне.
Роспись ларца для украшений.
3. Сгруппируйте слова по роду (типу).
На доске написаны разные термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы.
4. Вычеркните лишнее слово.
По своей природе упражнение является упражнением № 3, то есть обобщающим, контролирующим.
Оценка устных ответов.
5. Блиц- контроль (вопрос - ответ).
Вы можете использовать «магический куб» для управления блиц-контролем. На столе у учителя лежит кубик со сторонами, окрашенными в разные цвета. На доске таблица, где цвет лицевой стороны каждого кубика соответствует названиям видов изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, дизайн. Ведущий поворачивает кубик одной стороной к классу, а ученики должны подобрать карточку с изображением нужного предмета. Вы можете использовать разные варианты заданий.
6. Диагностическое упражнение «Запомни слово».
Задача постепенно усложняется. Это упражнение можно использовать в начале урока.
Например: г_аш (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и т.д.
Игры и упражнения на развитие восприятия произведений искусства
1. Подберите прилагательные, описывающие произведение искусства (репродукцию или слайд).
Побеждает ученик с наибольшим числом. Это упражнение развивает умение переводить зрительный образ в словесный.
2. Сравните впечатления
Учащиеся сравнивают два произведения искусства. Выполнение данного упражнения развивает культуру восприятия художественных произведений, речи учащихся.
3. «Войти» в картину (представить себя на месте героя произведения).
Игра развивает воображение ребенка, речь, носит творческий характер.
4. Сопоставьте музыкальное произведение или песню с произведением искусства.
Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления учащихся, основанного на единстве художественно-выразительных средств искусства. Например, на панно репродукции зимних пейзажей: К. Юон. «Конец зимы. Полдень»; И. Грабарь. «Февральская лазурь»; И. Шишкин. «На севере диком…», «Зима»; Г. Нисский. Подмосковье. Февраль»; Л. Щемелев "Зима (Раков)".
Учащиеся должны подобрать к фрагменту стихотворения подходящую репродукцию зимнего пейзажа, обосновать свой выбор.
5. Укажите автора или название произведения.
Учащиеся получают карточки с таблицей, на которой указаны фамилии художников, на панно репродукции произведений тех авторов с номерами. Учащиеся заполняют таблицу.
Эти виды заданий можно использовать при обучении художественному восприятию.
6. Отгадывание (составление) кроссвордов.
В ходе подготовки у школьников формируются навыки работы со словарями и различными пособиями. Процесс создания и решения кроссвордов способствует усвоению содержания основных понятий.
Тематические кроссворды имеют следующие функции:
- обучающую;
- контролирующую;
- творческую.
Рисуя геометрическую форму кроссворда, учащиеся развивают пространственное образное мышление.
7. Викторина «Аукцион знаний».
Знания учащихся по теории искусства можно проверить с помощью викторины, к которой преподаватель готовится заранее. Также можно поиграть в игру «Художественная мастерская» с использованием специально подобранного материала.
8. Игра «Корреспонденты газеты «Шедевры искусства».
Тема урока объявляется заранее. Например, «Человек в искусстве». портретный жанр.
Учащиеся самостоятельно подбирают для этого материалы в виде репродукций, фотографий, песен, пишут собственные конспекты (мини-сочинения). Все это установлено на стенде. Такая игра продуктивна, формирует потребность в самостоятельном поиске материала, чтении художественной литературы и развитии поисковых навыков.
9. Найдите среди произведений искусства те, которые связаны с определенными чувствами. Эти виды заданий можно использовать при обучении художественному восприятию.
Ролевые игры
1. Игра «Следствие ведут знатоки».
По описанию картины (скульптуры), которая отсутствует в музее, ценители искусства ищут нужную картину среди репродукций на панно. Описание делает «хранитель музея». Дополнительную информацию могут предоставить «свидетели» - учащиеся класса.
2. Игра «Самый лучший гид».
Выбранные на соискание данного звания учащиеся рассказывают о сюжете, мотиве произведения, композиции и ее элементах, выразительных средствах.
Такая игра способствует развитию зрительной памяти, речи, логического мышления, навыков эмоционального и образного выражения, умения анализировать художественное произведение. Обязательным условием таких игр-уроков является выступление экспертов, обмен мнениями, защита решений и выводов учащихся. Учитель отмечает достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует итоговый результат занятия.
Анализ результатов профессиональной деятельности
Путем исследования учебной деятельности школьников установлено, что использование игровых технологий на занятиях и во внеурочной деятельности необходимо, поскольку способствует лучшему запоминанию учебного материала, дает дополнительную информацию и делает занятия более интересными.
У школьников развивается высокий уровень познавательной мотивации, о чем свидетельствует их активное и продуктивное участие в творческих конкурсах, повышается процент качества предметных знаний.
Характеристика проблем, трудностей, возникающих во время работы, пути их преодоления
Во избежание трудностей в процессе работы, при выборе игры преподаватель должен руководствоваться тем, что она является не самоцелью, а средством активизации деятельности детей. При этом следует помнить, что на уроке полезна только та игра, которая позволяет выполнить как можно больше действий и занять всех учащихся. Суть игрового метода обучения состоит в том, что важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с действиями игры. Применение методов и приемов, рассмотренных в данном параграфе, развивает у учащихся мыслительные процессы, внимание, память, речь; формирует положительную мотивацию и интерес к предмету.
Таким образом, с помощью игры педагог может выявить психоэмоциональное состояние учащегося, выделить задачу урока, учитывая творческую индивидуальность ребенка, его мировосприятие, понимание окружающей действительности, влечение к тому или иному художественному стилю, типу материала. Более гибкий процесс обучения возможен за счет определения психоэмоционального состояния как класса, так и отдельного учащегося (в начале и конце урока) с помощью специальных приемов (например, в виде работы с цветными картами). Организуя ролевые игры, преподаватель имеет возможность воздействовать на реальные отношения в игровой группе через игровые отношения с помощью продуманного распределения ролей.
Обучение изобразительному искусству невозможно, если на занятии не используются различные игровые ситуации и упражнения, с помощью которых педагог вырабатывает у учащихся определенные навыки и умения. Четко разграниченная учебная задача позволяет учителю точно и объективно оценить качество обучения учащихся. Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока в их деятельность следует вводить разного рода игровые познавательные ситуации, ведь включение разных анализаторов облегчает усвоение предметов.
Смена видов деятельности на уроке позволяет более рационально использовать время на обучение, повышает интенсивность работы учащихся, обеспечивает непрерывное усвоение и закрепление изучаемого материала. Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, формируют у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивной изобразительной деятельности и отношении к занятиям.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.