ГОБПОУ «Липецкий техникум общественного питания»
ДОКЛАД
Использование ИКТ для организации учебного процесса
на уроках биологии
Подготовил:
преподаватель биологии
Т.А. Головкова
Липецк, 2019г.
Содержание
1.Введение…………………………………………………………
2.Применение ИКТ на уроках биологии как средство формирования ключевых компетентностей у студентов.
3.Цели использования информационных технологий.
4.Формы использования ИКТ.
5.Организация учебного процесса с использованием ИКТ.
6.Компьютерные технологии в практике работы учителя биологии.
7.Методические материалы ЦОР, ИКТ, используемые в практике работы учителя биологии.
1.Введение
XXI век - век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально - экономических условиях жизни? Какую роль должно играть образование, и какой оно должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможности:
-вовлечение каждого студента в активный познавательный процесс;
-совместная работа в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;
-широкое общение со сверстниками из других образовательных организаций, регионов;
-свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.
Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства. Ведь только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.
Сегодня, когда информация становится ресурсом развития общества, очевидно, что современное образование - это непрерывный процесс. Для педагогов это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания должна стать готовность студентов к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы педагога разных стратегий обучения и, в первую очередь, использование информационно – коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Использование ИКТ на уроках позволяет развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором студент становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Мы видим два основных направления использования современных информационных технологий, повышающих эффективность и качество образования. Первое - предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении образовательных задач. Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни, при этом, сокращая разрыв между требования общества и реальными знаниями и умениями, которые дает техникум. Второе - рассматривает современные информационные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность, обеспечить широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе образования. При этом, изменяя роль студента, который вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны, а компьютер и многие учебные программы в данном случае выступают универсальными средствами обучения.
В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.
Используя имеющийся опыт работы по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс в течение предшествующих двух лет, мной поэтапно осуществлялась работа на новом организационном, методическом и содержательном уровне.
Однако уже сейчас можно сделать выводы о том, что накоплен определенный опыт работы по использованию современных информационно-коммуникационных технологий в преподавании предмета, выявлены условия, определено содержание, наиболее удачно отвечающее поставленным целям. Четко определена позиция студента и преподавателя.
2.Применение ИКТ на уроках биологии как средство формирования ключевых компетентностей.
Внедрение государственных образовательных стандартов предполагает использование компетентностного подхода, новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.
Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Выделю те из них, которые уже используются в практике педагогической работы. ИКТ позволяют:
-представлять студенту информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.;
-выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
-активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
-мобилизовать внимание студента;
-печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
-выходить в мировое информационное сообщество;
-использовать мировые информационные ресурсы в учебных целях.
Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. В этом случае можно говорить о формировании ключевых компетентностей.
Компетентность – это готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций.
Компетентностный подход позволяет:
-согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями студента;
-облегчить труд преподавателя за счет постепенного повышения самостоятельности и ответственности студентов в обучении;
-разгрузить студентов не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования;
-не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов;
-подготовить студентов к сознательному и ответственному выбору профессиональной деятельности.
Компетенция есть не что иное, как готовность действовать. Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. По классификации, предложенной ученым А.В. Хуторским, ключевые компетенции делятся на:
-учебно-познавательные;
-информационные;
-коммуникативные;
-общекультурные;
-компетенции личного самосовершенствования;
-социальные.
Использование компьютерных технологий на уроках позволяет формировать и развивать у студентов такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.
Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.
Информационные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Формирование коммуникативной компетенции обеспечивается достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.
Для более эффективного процесса обучения необходимо внедрение новой технологии. Ею стала информационно-коммуникационная технология.
Расскажу, в какой последовательности я строила свою работу по созданию мультимедиа урока. Этапы работы можно выделить следующие:
-Поиск наглядности, аудио – и видеоматериалов в соответствие с темой урока (накопление в отдельную папку).
-Знакомство с содержанием урока и выстраивание материалов в нужной последовательности в программе Power Point.
-Вставка текстовой информации, таблиц, схем.
-Оформление слайдов, анимация, навигация.
Очень важным было выяснить, на каких этапах урока можно использовать данный вид технологии:
-Этап подготовки студентов к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук).
-Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация).
-Этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера).
В процессе работы я поняла, что использовать данную технологию можно не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Итак, использование ИКТ заставляет преподавателя конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта. Студенты под руководством преподавателя тоже отрабатывают навык составления конспектов, который им пригодится в будущем. Кроме этого необходимо сказать о целесообразности использования компьютера в учебном процессе вообще, так как это дает студентам:
-расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности;
-привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
-развитие познавательных способностей и мотивации обучения;
-возможность быстро усваивать сложный материал (в корне изменяется качество и содержание урока);
ИКТ позволяет демонстрировать на уроке:
-фотографии животных, растений, известных людей и др.,
-отсканированные иллюстрации книг, карты и др.,
-схемы и таблицы,
-тесты, кроссворды для проверки знаний,
-видеоматериалы на темы «Жизнь животных», «Экологические проблемы» и др.,
-аудиозаписи «Голоса животных;
-музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда.
В результате работы можно сделать общие выводы о возможности применения ИКТ на уроках:
- компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями в создании благоприятных условий для работы преподавателя и студента и выводит на качественно новый уровень применения традиционных методов обучения.
- использование ИКТ позволяет сочетать новые и традиционные технологии.
- использование ИКТ на уроках дает возможность для разнообразия форм работы и деятельности студентов, активизирует внимание, повышает творческий потенциал личности.
ИКТ развивает самостоятельность студентов, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку, используя различные источники.
- Использование тестовых заданий не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность детям самим оценить свои знания.
- Применение ИКТ на уроках позволяет студентам в более яркой форме рассматривать понятия и определения, видеть различные объекты на фотографиях и видеороликах, закреплять материал в интересной форме.
- Систематичное и активное использование ИКТ на уроках приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения.
3.Цели использования информационных технологий.
1. Развитие личности студента, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:
- развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
- развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
- подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.
3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:
- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
- выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
4.Формы использования ИКТ.
1.Использование готовых электронных продуктов.
2.Использование мультимедийных презентаций.
3.Использование ресурсов сети Интернет.
4.Использование программного обеспечения SMART Board (предназначенное для интерактивной доски).
Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика?
- ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету;
- ИКТ содействует росту успеваемости студентов по предмету;
- ИКТ позволяет студентам проявить себя в новой роли;
- ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
- ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого студента.
Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на преподавателя? ИКТ дают:
- экономию времени на уроке;
- глубину погружения в материал;
- повышенную мотивацию обучения;
- интегративный подход в обучении;
- возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
- возможность формирования коммуникативной компетенции студентов, т.к. студенты становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
- привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию студентов, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
5.Организация учебного процесса с использованием ИКТ.
В изучении биологии выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:
-наглядное представление объектов и явлений микромира;
-моделирование эксперимента, опыта;
-система тестового контроля.
Широкое использование анимации, моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.
Не только преподаватель может проверить знания студента, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.
Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор студента.
Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность преподавателя и студента, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.
Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память студентов.
Использование ресурсов сети Интернет. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, студенты приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.
Интернет позволяет реализовать три задачи:
-найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями;
-отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение;
-сделать аналитический обзор, реферат по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа студента.
Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования педагога. Возможность живого общения через коммуникационные услуги сети Интернет дает неоспоримые преимущества. Электронные конференции, представленные как в текстовой форме (форумы, чаты), так и в форме видеоконференции позволяют мне не только обмениваться информацией, но и проводить открытые уроки, семинары, олимпиады. Я в своей работе использую материалы следующих образовательных ресурсов:
• Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru);
• Изучаем биологию (http://learnbiology.narod.ru/);
• Избранные ссылки для биологов (www.bio.msu.ru/iinks.html);
• Международный социально-экологический союз (www.sea.ru)
• Web- атлас «Окружающая среда и здоровье населения России» (www.sci.aha.ru/ATL/raOO.htm)
• Журнал «Экология и жизнь» (www.ecolife.ru/index.shtml) и многие другие.
Образовательные ресурсы Интернет я рекомендую использовать студентам при самостоятельных занятиях.
-Использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board (предназначенное для интерактивной доски).
Преимущества для преподавателя:
-позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса,
-поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов,
-позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала,
-вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для студентов:
-делает занятия интересными и развивает мотивацию.
-предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
-учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
-позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.
-студенты начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
6. Компьютерные технологии в практике работы учителя биологии.
Для учителя биологии важное значение имеет процесс освоения компьютерными технологиями, как основной формой при работе с системами ЦОР и ИКТ. Работа учителя биологии в компьютерной технологии включает в себя несколько функций.
I. Функция организации учебного процесса на уровне класса в целом, и учебного предмета. При этом учителю необходимо выстраивать график учебного процесса проводить внешнюю диагностику, организовать итоговый контроль.
II. Функция организация внутриклассной активизации и координации, расстановки рабочих мест, проведения инструктажа.
III. Функция подготовки компонентов информационной среды (различные виды учебного демонстрационного оборудования, виртуальные наглядные пособия), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
Компьютерная грамотность в этом случае рассматривается как особая часть содержания компьютерной технологии. Она требует от учителей и студентов активного, поступательного процесса информатизации обучения.
Содержание структуры компьютерной грамотности включает следующие элементы основных, или базовых знаний при условии выравнивания общей степени обученности всех участников процесса информатизации.
Знания:
- основных понятий информатики;
-принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;
-современных операционных систем и владение их основными командами;
-современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Windows, их расширения) и владение их функциями;
-текстовых редакторов;
-алгоритмов, языков программирования (на уровне представлений);
-прикладных программ общего пользовательского назначения (на уровне представлений).
Основное педагогическое понятие: педагогическая или методическая технология может быть использовано при соблюдении нескольких условий. Говорить о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если, она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целостность). Она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически и (или практически решены). Говорить о компьютерной технологии можно только в том случае, если, средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.
Внедрение применяемых в сфере образования ИТ ставит своей целью реализацию следующих задач:
- поддержку и развитие системности мышления обучаемого;
-поддержку всех видов познавательной деятельности человека в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
-реализацию принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.
-формирование ключевых компетенций школьников.
Следует обобщить, что недостаточно просто овладеть новой информационной технологией. Необходимо наиболее эффективно использовать те обучающие и воспитывающие возможности в рамках предметной деятельности учителя, которые могут в какой-то мере обеспечить решение указанных выше задач на уроках при использовании ИКТ в учебном процессе.
7. Методические материалы ЦОР, ИКТ, используемые в практике работы учителя биологии.
Анализ содержания электронных учебных изданий и сетевых информационных ресурсов показал, что в них представлен широкий спектр различных объектов, которые могут эффективно применяться при формировании у учащихся при проектировании уроков биологии, а также дистанционного обучения. К таким объектам относятся:
-Видеофрагменты и цифровые фотографии (видеодемонстрации натурных опытов, фрагменты учебных, документальных, художественных и мультипликационных фильмов).
-Видеофрагменты, позволяющие наглядно показать биологические объекты, процессы, явления, эксперименты, которые невозможно показать другими методами и методическими приёмами.
- Цифровые фотографии, позволяющие изучить макрообъекты с высокой степенью разрешения при многократном увеличении, что не всегда возможно в природе в следствии недоступности некоторых объектов и ограниченности во времени и пространстве.
-Виртуальные модели: (демонстрационные (анимации), биологических явлений, которые невозможно наблюдать в природе).
- Манипулятивные (в том числе конструкторы и тренажеры) при помощи которых можно показать биологические модели явлений.
-Аудиоинформация (пояснения к видео, модели, фотографии, рисунку аудиосюжеты) при помощи которых возможно сопровождение лекций и уроков.
-Компьютерные тесты (для отработки учебных умений, для контроля качества знаний и уровня сформированности умений).
Следует отметить, что представленные на Интернет-сайтах, виртуальные объекты являются полифункциональными. Они не позволяют отобразить тонкости процессов и явлений. Один и тот же объект может быть использован на различных этапах учебного занятия при подготовке к урокам и на различных этапах урока составлять основу для отработки у студентов разнообразных познавательных умений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.