Использование ИКТ - как средство формирования функциональной грамотности учащихся
Все, что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой же связи.
Я.А.Коменский
Функциональная грамотность ( англ.functionalliteracy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в т.ч. воспитания детей, решении различных жизненных проблем.
Функциональную грамотность составляют:
- элементы логической грамотности;
Функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия. Высокий уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества; низкий – является предостережением возможного социального кризиса.
Поэтому для Казахстана особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т.к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе.
Если раньше цели обучения определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Формирование функциональной грамотности личности зависит от профессионализма педагога его эрудиции и грамотности.
Педагог обязан в совершенстве владеть 3 группами компетенций:
В процессе формирования функциональной грамотности личности ребенок рассматривается, как субъект образовательного процесса. И учитель должен работать по принципу «Учитель - ученик». В результате этого формируется осознанные умения и навыки. Учитель должен построить работу так, чтобы каждый ученик мог делать самооценку своих знаний, умений и использовать их в практической деятельности.
Для успешности реализации поставленных задач, необходимо различать технологии развивающего обучения:
1. Проблемно - диалогические (умение самостоятельно осуществлять деятельность учения);
2. Технология проектной деятельности (формирование интеллектуальных, организационных, коммуникативных и оценочных умений)
3. ИКТ (информационные технологии)
Работа по формированию функциональной грамотности на уроках математики, физики, химии и биологии осуществляют по следующим направлениям:
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики, информатики и физики возможно через формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ.
В эпоху цифровых технологий компьютерная грамотность, как компонент функциональной грамотности, способствует достижению школьниками ключевых и предметных компетенций на уроках математики и физики. Необходимым условием успешности является деятельностный характер обучения, развитие самостоятельности и ответственности учеников за результаты своей деятельности на основе ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
При формировании функциональной грамотности , основной педагогической задачей являются
Как учить? |
Чему учить? |
Ради чего учить? |
обновление средств обучения |
обновление содержания |
Ценности образования |
Образование является особой формой мышления, которая, подчиняясь диалектическим законам, поэтапно проводит обучающегося от незнания – к знанию, от владения знаниями – к их применению, а затем – к созданию новых знаний.
Использование ИКТ позволяет удовлетворить потребности современных детей. На уроках необходимо активно использовать данную технологию: парная и групповая работа с компьютерной презентацией, самостоятельное составление кластера, опорной схемы по теме, составление вопросов к видеофрагменту, использование интерактивной доски
Новые функции педагога определяются необходимостью чётко представлять структуру учебной деятельности и свои действия на каждом этапе от возникновения замысла до полного его осуществления.
Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития школьного образования и планируемого
перехода на 12-летнее образование зависит от обновления самого содержания образования, создания учебных программ, учебников, пересмотра программ повышения квалификации и переподготовки учителей, мониторинга способностей учащихся применять полученные знания в ученых и практических ситуациях, а также обеспечить адекватные материально-технические, психолого-технические и технологические условия обучения школьников.
Вывод:
«В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность…
Учитель является с психологической точки зрения организатором воспитательной среды, регулятором и контролёром ее взаимодействия
с воспитанником. Главная психологическая цель воспитания –
целенаправленная и преднамеренная выработка у ребёнка новых форм его поведения, деятельности, т.е. планомерная организация его развития»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.