Использование ИКТ на занятиях по развитию речи со старшими дошкольниками с ТНР
Оценка 4.9

Использование ИКТ на занятиях по развитию речи со старшими дошкольниками с ТНР

Оценка 4.9
doc
20.01.2021
Использование ИКТ на занятиях по развитию речи со старшими дошкольниками с ТНР
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ТНР.doc

Использование ИКТ на занятиях по развитию речи со старшими дошкольниками с ТНР

 

Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ, наложили определенный отпечаток на деятельность современного педагога. Сама жизнь поставила воспитателей перед необходимостью использования компьютерных технологий в образовательном процессе детского сада. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить образовательный процесс. Информационные технологии в современном мире позволяют большинству педагогов проявить творчество, побуждают искать новые нетрадиционные формы и методы.

И мы, педагоги-дошкольники, идем в ногу со временем, становимся для ребенка проводниками в мир новых технологий.

Применение информационно - коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.

И сейчас, на конкретных примерах, а именно при исследовании особенностей компьютерных технологий, а покажу как это «выгодно», уметь, использовать и совершенствовать свои умения компьютерной грамотности в деятельности педагога дошкольного образования на примере фрагментов занятий по развитию речи старших дошкольников.

Эмоциональные, яркие занятия, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием звуковых и видеозаписей - все это может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Для этого я использую презентации. «Презентация» - переводится с английского как «представление». Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления  информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка

Итак, рассмотрим первую особенность компьютерной технологии - универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями на примере сочинения рассказов по картинке и описательных рассказов.

Сочинения рассказов по картинке можно выполнить 3-мя способами.

1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ. (1 - начало, 2 - продолжение, 3 - конец) Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.

2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос: Что было до этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.

3. Логопед показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления. Далее мы рассмотрим пример с использованием 4- х картинок.

Аналогично можно провести пересказы авторских произведений по сюжетным картинкам в соответствии с программой, по которой работает ДОУ (к примеру «Под грибом» Сутеева). Расставить картинки в нужной последовательности, после чего составить рассказ.

Компьютерную технику мы используем и при составлении описательных рассказов. Обычно это озвученный материал. Я хочу показать кусочек составления описательного рассказа по теме «Посуда».

Рассмотрим вторую особенность - возможность работы воспитанников в режиме диалога - данная возможность компьютерных технологий обусловлена их интерактивностью. Что такое интерактивность? Рассмотрим на примере фрагмента занятия по развитию речи старших дошкольников

«Царство животных». В начале занятия воспитатель читает письмо. От кого же оно.

Ребята, помогите мне разобрать, чья это подпись? (Слайд 1) Изограф «Сорока». Дети читают изограф, после его прочтения на слайде появляется изображение сороки.

Посмотрим, что она нам написала... Ребята, сорока известная скандалистка, и она в письме жалуется на двух животных. Их название она тоже зашифровала. Помогите мне разобраться, о ком идет речь?

(Слайд 2) Ребусы: заяц, волк, лиса. Дети отгадывают ребус. После того, как дети верно разгадали ребус появляется изображение того животного, название которого зашифровано.

На экран выводится Слайд 3. На слайде изображения диких животных. Детям задается вопрос - к кому мы отправимся в гости.

Далее предлагаем детям вспомнить, как называется дом у каждого животного. Правильно построить предложение вам поможет схема. Слайд 4.

Дети должны дать:

1. Название жилища. Слайд 5 (На экране выводятся дома животных).

2. Чей это домик? (образование относительных прилагательных).

Затем проводится игра «Кого зовет мама?», «Прятки».

 

Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Еще один пример возможности работы воспитанников в режиме диалога на занятиях по развитию речи со старшими дошкольниками - дифференциация звуков. У Зои и Саши день рождение. Зое подарили... Какой звук чаще встречается? Саше подарили…  Какой звук часто встречается? Подарки перепутали требуется помощь ребят. Они называют, что именно подарили Зое, а Что Саше.

Используемые анимационные возможности поощрения, подсказки активизируют практическую деятельность ребенка.

Положительным моментом является то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем. Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления. Активно пополняется словарный запас.

Результаты проведенных занятий с применением компьютерной программы, в данном случае PowerPoint, дают положительную динамику развития речи детей. Показ диагностики детей.

Презентации в PowerPoint - это яркость, наглядность, доступность, удобство и быстрота в работе. Вместе с тем интерактивное оборудование используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций

Третья особенность использования ИКТ в детском саду - доступ к большему объему информации, представленному в занимательном виде за счет средств мультимедиа. Использование ресурсов Интернет и программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ и воспитателю и воспитаннику к большому объему новой информации, которая в традиционном виде (на бумажном носителе) практически не реализуема. Например, Стихи для малышей; Азбука для самых маленьких и др. В своей работе воспитатели могут использовать программы, по которым работают в виде презентаций.

Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды.

И, в заключение, использование компьютерных технологий в деятельности педагога ДОУ позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольном образовании, совершенствовать все звенья управления в сфере образования, расширяя возможности доступа к информационным ресурсам.

 

 

МАДОУ Детский сад №78

Учитель-логопед Ивченкова Эльвира Гарифовна


Использование ИКТ на занятиях по развитию речи со старшими дошкольниками с

Использование ИКТ на занятиях по развитию речи со старшими дошкольниками с

Аналогично можно провести пересказы авторских произведений по сюжетным картинкам в соответствии с программой, по которой работает

Аналогично можно провести пересказы авторских произведений по сюжетным картинкам в соответствии с программой, по которой работает

Используемые анимационные возможности поощрения, подсказки активизируют практическую деятельность ребенка

Используемые анимационные возможности поощрения, подсказки активизируют практическую деятельность ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2021