Современные информационные технологии внедряются в различные сферы нашей жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования.
В последние годы заметно увеличилось количество детей с речевыми патологиями. Речевые недостатки являются предпосылкой нарушения умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, затрудняют социальное и личностное развитие детей, способствуют формированию у них чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта.
Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает результативность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в коррекционно-образовательном процессе.
Основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда
Повышенный интерес детей заниматься всем, что связано с компьютером
Широкие мультимедийные возможности
Возможности учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка
Интерактивность компьютерных программ
Доступ к разнообразным источникам информации благодаря Интернет порталов
Возможность опосредованного консультирования и просвещения
Наличие компьютерных развивающих тренажеров
Высокое качество и наглядность стимулирующего материала
ДОКУМЕНТАЦИЯ
Как правило, работа учителя-логопеда с документами предполагает три продукта Microsoft: PowerPoint, Excel, Word. В структуре каталогов и папок может содержаться перспективный план работы, презентации по лексическим темам, карточки с домашними заданиями и конспекты занятий по темам учебного плана и др.
ДИАГНОСТИКА
Для проведения диагностики можно использовать демонстрационные презентации, выполненные в приложении Microsoft PowernPoit, содержащие наглядный материал для обследования по разным направлениям и с учетом возрастных особенностей ребенка.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
В ходе данного вида работы использую логопедичесую программ:
«Домашний логопед, практический курс»
Особенности программы:- Эффективная программа для работы над трудными звуками.- Более 350 разнообразных упражнений для отработки проблемных звуков.- Красочные иллюстрации к каждому упражнению.- Веселые скороговорки, игры, загадки, пословицы и поговорки.- Речевая и дыхательная гимнастика.- Упражнения на развитие неречевого и фонематического слуха.- Советы.
На этом диске представлены упражнения и задания, которые помогут ребенку освоить произношение трудных звуков русского языка. Звуки – Р, Л, Ж, Ш, Ч, Щ, С, З и Ц
Каждый звук ребенок будет отрабатывать с помощью повторения слов, чистоговорок и скороговорок. Напоминайте ребенку о том, что в паузах между словами и фразами он должен пробовать повторить сказанное за логопедом.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
ПОДГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
Демонстрационные презентации, выполненных в приложении Microsoft PowernPoit, дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому логопедом материалу, вводить детей в обстановку, соответствующую различным лексико-грамматическим темам. Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.
САМООБРАЗОВАНИЕ
Использование интернет - ресурсов позволяет учителю-логопеду использовать возможности для психолого-педагогического самообразования, профессионального саморазвития, а также быть в курсе новинок в области специальной и методической литературы:
www.edu.ru
www.spbappo.com
www.edu-frn.spb.ru
www.93frspb.caduk.ru
www.pedsovet.su
www.logoburg.com
www.moi-detsad.ru
www.logopediya.com
www.logopunkt.ru
www.boltun-spb.ru
www.logoped.ru
- Создана в электронном виде библиотека книг по логопедии
- Систематизированы диагностические материалы,
документация учителя-логопеда (отчеты, планы, речевые карты,
списки детей и др. в электронном виде.
- Собраны в электронном виде логопедические тетради.
- Регулярно использую в работе интернет-ресурсs,
расположила свое портфолио на сайтах
www.maam.ru, www.nsportal, infourok.ru
Самообразование
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребенка, но и для педагога. Однако, какими бы положительными, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникативные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны!
Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе // Логопед, 2004. - № 2. С. 22-29.
Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5. С. 55-61.
Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 - 287.
Баранова М.Л. Научно-практический центр «Диагностика. Развитие. Коррекция» в системе образования Ростовской области // Информационные технологии в образовании-2009. Ростов н/Д, 2009. С.216.
Хайдарпашич М.Р. Изучение представлений детей о временах года при помощи компьютерной программы «Лента времени» // Дефектология, 2007. - № 2. С.58-67.
Хеннер Е.К. формирование икт-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования– М., 2008.
Новоселова С.Н. Компьютерный мир дошкольника– М., 1997.
Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – М., 2011.
Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании.– М., 1998.
http://www.logopunkt.ru/tigra.htm
http://nsportal.ru/
http://www.logoblog.by/2011/11/blog-post_10.html
Источники материалов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.