Использование индивидуального подхода на уроках русского языка и литературы как способ повышения мотивации студентов к учению
Ранцева И.П., преподаватель русского языка и литературы
КГКП «Костанайский профессионально-технический колледж»
Управления образования акимата Костанайской области
Мотивация в любом начинании — первое дело.
Индивидуальность — всегда исключение.
Ричард Бах, «Карманный справочник Мессии»
Однажды
человек посадил розу, искренне за ней ухаживал, поливал ее. И прежде чем она
расцвела, он осмотрел её. Он увидел бутон, который скоро должен был раскрыться,
также заметил на стебле шипы и подумал: «Как из растения с множеством колючих
шипов может вырасти красивый цветок?» Опечаленный этой мыслью, он забросил
поливать розу, и цветок погиб непосредственно перед тем, как расцвести.
Внутри каждой души есть Роза.
Все
божественные качества установлены в нас с рождения, они растут посреди шипов из
наших ошибок. Многие из нас смотрят на себя и видят только эти шипы, дефекты.
Мы отчаиваемся, думая, что ничего хорошего не может произойти из нас.
Одна из величайших наград, которой может
обладать человек, – способность пробраться сквозь колючки и шипы другого и
найти внутри его Розу.
Это одно из свойств Любви… видеть человека,
знать его ошибки и не прогонять его из своей жизни, уважая благородство,
которое есть в его душе. Помогая другим понять, что они могут преодолеть свои
ошибки. Если показать им эту «Розу» в них, они преодолеют свои
шипы. Только тогда они будут постоянно цвести… Вот и задача педагога сводится к тому,
чтобы в каждом ребёнке найти эту розу и вырастить, невзирая на шипы. Как в
другой восточной притче о фрезии.
Однажды
Садовник пришел в свой сад и обнаружил, что все его цветы, деревья и кустарники
умирают.
Дуб пояснил, что умирает, так как не может быть
таким высоким, как Сосна... Садовник застал Сосну поверженной: она согнулась
под тяжестью мысли, что не могла давать виноград, как Лоза… А Лоза погибала,
потому что не могла цвести, как Роза… Роза плакала, так как не была столь
сильной и могучей, как Дуб...
Тогда Садовник нашел одно растение – Фрезию,
цветущую и прекрасную, как никогда...
Садовник спросил: «Как же так? Ты
растешь посреди этого увядшего и мрачного сада, а у тебя такой здоровый вид?»
Красавица ответила: «Я не знаю... Возможно, я
всегда думала, что, сажая меня, ты хотел именно Фрезию... Если бы ты хотел
иметь в саду еще один Дуб или Розу, ты бы посадил их...»
Тогда я сказала себе: «Я постараюсь быть Фрезией
настолько хорошо, насколько смогу...»
Эти две притчи взаимосвязаны непосредственно с темой этой статьи. Современный педагог, как садовник, начинает долгий и трудный процесс по взращиванию детей, поиску в их способностях искры таланта. А процесс этот долгий и, как правило, тернист, а называется индивидуальный подход как способ повышения мотивации студентов к учению.
Индивидуальный подход в образовании - сколько о нём сказано! А сколько ещё будут говорить! Индивидуальный – это ПЕРСОНАЛЬНЫЙ, то есть такой подход, который уместно применить по отношению к каждому человеку. Выдающийся советский психолог и педагог П.П. Блонский на вопрос, чем отличается хороший учитель от плохого, если знание предмета и методики его преподавания у обоих примерно одинаково, отвечал: для хорошего учителя все ученики разные, одинаковых нет, а для плохого учителя все одинаковы. Чтобы воспитать учителя, считал П.П. Блонский, нужно научить его видеть индивидуальные особенности учеников, замечать, чем каждый из них отличается от всех остальных. Индивидуальность – это самобытность человека, которая реализуется в проектировании и выборе своего жизненного пути.
Декларируемая сегодня ориентация на личность в образовании реализуется посредством организации деятельности, которая имеет не только внешние атрибуты совместимости, но и своим внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебного процесса, проявления и учет их личностных функций и особенностей.
Индивидуальный подход является одним из важных принципов обучения. Как указывается в «Педагогическом словаре», реализация индивидуального подхода в обучении позволяет учителю в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о характере каждого из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения; получить возможность объяснить поступок ребенка и отношение к учебе в целом. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельным школьникам, а выбор форм и методов обучения с учетом особенностей и способностей ребенка.
В связи с этим и происходит формирование определённых форм и методов, которые будут способны повысить как мотивацию в обучении литературе, так и качество обученности.
На протяжении многих лет педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как в каждом классе были дети, которые требовали особого внимания в процессе обучения. Набор учащихся, с которыми сейчас работаю, – это дети из неблагополучных и неполных семей, с ослабленным здоровьем и слабым уровнем подготовленности в школе.
У детей не сформирован речевой навык, навык письма, навык учебной деятельности, да к тому же ещё добавляется новое окружение, новый преподаватель и т. д. Дети от нахлынувшей на них тревожности теряются, не могут верно построить ответ, допускают множество ошибок, забывают буквы, цифры. Для преодоления этих трудностей обучения используются упражнения на развитие психических процессов (память, внимание, речь), обязательно физическая разминка, даже пение определённых звуков перед уроками, что настраивает их на позитивный настрой. Во время распева произносится разная комбинация звуков, каждый из которых дарит свою незаменимую пользу организму и здоровью. Например, согласная «м» - быстро восстанавливает нормальные голосовые функции, а спазмы и боль хорошо снимают гласные звуки «а», «и», «о», «у», если их громко протягивать в течение нескольких минут. Для исправления неправильного произношения у подростков существует целый ряд артикуляционных упражнений, которые надо делать строго под контролем специалиста, а дальше - преподавателя.
Формирование речевой деятельности у неуспевающих детей идёт очень медленно, традиционная методика здесь не может помочь. Поэтому задачу развития речи детей необходимо решать на всех уроках,
А также важно придерживаться твёрдых принципов: обучающиеся как можно больше должны говорить, а так как оценки за это не ставятся, то и страха перед двойкой у них не будет.
Ничто так не окрыляет ребёнка и укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых счастья у любого обучающегося является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных.
Согласно мнению методиста И.С. Шохора-Троцкого, который ещё на рубеже двадцатого века написал, что для «... обогащения интеллекта учащихся необходимо, чтобы учащийся испытывал живые эмоции интереса и удовольствия как по поводу движения работы вперёд и преодоления её трудностей».
Успех создаёт высокий эмоциональный настрой, положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует весь организм. Вся эта работа должна идти рядом с главным трудом – учением.
Если у обучающегося техника чтения на очень низком уровне, то это приводит к отставанию по всем предметам, тормозит развитие восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого текста. Ему трудно ориентироваться в тексте, выделять главное, а если текст объёмный, то ему сложно определить сюжетную линию. Поэтому часто использую следующий приём – необходимо научить выделять главное, а потом второстепенное: о чём, о ком говорится? Что об этом говорится дальше? Количество вопросов должно быть не более семи-восьми.
Для повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости необходимо целенаправленно развивать познавательный интерес. Большое значение в формировании познавательного интереса у обучающихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий. Этот метод создаёт в группе атмосферу приподнятости, которая возбуждает положительное отношение к учебной деятельности. К примеру, вместо стандартной фразы: «Мы начинаем новую тему» – можно предложить учащимся разгадать ключевое слово, которое является названием темы урока (при этом сам заголовок не пишется или закрывается плакатом), а для этого подбираются такие ассоциации к вещам и явлениям, которые они разгадывают. Каждый урок стараюсь обогатить и разнообразить иллюстративным материалом, способным возбудить интерес к тому или иному произведению.
Формирование проблемных ситуаций придаёт интерес, занимательность учебному занятию. Значительно способствуют желанию учиться нестандартные уроки, а также активное участие обучающихся во внеурочной деятельности. А также использование различных технологий: коллективных, индивидуальных и групповых форм организации учебной деятельности.
Практикуя организацию и проведение нестандартных уроков, мною напрашивается вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, развивают активность, самостоятельность, личную инициативу и творческие способности обучающихся.
В целях развития мотиваций учебно-познавательной деятельности обучающихся, стимулирования их к самовыражению, расширению кругозора, самостоятельному решению собственных жизненных проблем в нестабильном социуме, активизации мыслительной, коммуникативной, речевой и творческой деятельности применяются различные педагогические технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- развитие критического мышления;
- дифференцированный подход к обучению;
- создание ситуации успеха на уроке.
Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на творчество);
- усвоение знаний в системе;
- нетрадиционные формы уроков;
- использование наглядности.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
- ассоциативный ряд;
- опорная схема-конспект (ОСК);
- групповая дискуссия;
- чтение с остановками;
- кластеры;
- синквейн;
- эссе;
- исследование текста;
- работа с тестами;
- нетрадиционные формы домашнего задания.
Несколько подробнее хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления.
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши студенты часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (как правило, их несколько). А помогает в этом составление кластера.
Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Приведу пример кластера, который получился на уроке литературы. Тема урока: «А.П. Чехов. Своеобразие стиля и прозы». Учащимся предлагалось подытожить, что им стало известно о писателе. Обучающиеся оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров. На пример, вот такой кластер был создан одной из мини-групп в группе 1К-1:
|
||||||
|
|
|||||
5-минутное эссе - этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя это возможность получить обратную связь.
В своей работе часто использую синквейн (приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии). Как правило, его создают либо в мини-группах, либо по двое находящихся за партой учащихся.
Синквейн в переводе с французского - «пять строк». Синквейн – белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд, эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, всё просто.
Например, к биографии Л.Н. Толстого:
Л.Н.Толстой
Талантливый, интересный
Сочинял, издавал, вникал
Занимался просветительской и литературной жизнью
Писатель-публицист
Развитию критического мышления способствуют, как уже было сказано выще, нетрадиционные уроки. Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов. Например: урок-семинар (по произведению А.И. Куприна «Гранатовый браслет»), лекция, беседа, презентация («Противостояние веку-волкодаву» по творчеству О.Э. Мандельштама) и т.д.
Практически все они позволяют создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность, развивают способность логически и творчески мыслить.
Большое значение для раскрытия творческого потенциала обучающегося имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой - позволяют проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
В своей языковой и литературной практике используются следующие приёмы, которые позволяют мотивировать работу учащихся на различных этапах урока:
- лирическое вступление к уроку: читается стихотворение (либо подготовленным обучающимся, либо самим педагогом) или предлагается прослушать музыкальный фрагмент для последующих рассуждений;
- использование притчей, ассоциаций, эпиграфов;
- выбор (задания для себя, выбор наизусть стихов – каждый решает сам, какое из стихов он будет учить наизусть);
- инсценирование;
- жизненная ситуация;
- разгадывание загадок и др. методы и приёмы.
Связь с жизнью – необходимое условие поднятия интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы. Эта связь осуществляется через языковой материал, используемый в упражнениях, основу которого составляют произведения великих русских писателей. Как показывает практика, задания, составляемые из не связанных между собой предложений, являются одной из причин равнодушия студентов к изучению родного языка. Через используемый материал на уроках мы можем воспитывать у детей интерес к труду, науке, к людям, к Родине. Жизненный материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Кроме того, интерес вызывают приёмы, показывающие, что произведения, изучаемые на уроках литературы, - это не только материал для заучивания, но это ещё и то, что может заинтересовать в свободное от уроков время. Так, на уроке по изучению лирики В. Маяковского демонстрируется аудиозапись чтения одного из стихотворений поэта нашим современником. На что они достаточно живо реагируют.
В обучении русскому языку и литературе особую роль играет принцип наглядности. Правильное его использование на уроках способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Для русского языка и литературы значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки, таблицы по пунктуации и орфографии, портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал к изучаемым произведениям.
Использование на уроках современных информационных технологий, с одной стороны, способствует повышению учебной мотивации обучающихся, формированию ключевых компетенций, а с другой – организует работу обучающегося и учителя.
Компьютер используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков. Использование информационно-коммуникационных технологий как средство, с помощью которого можно зажечь в глазах современных студентов если не пытливый огонёк жажды знаний, то хотя бы интерес к определённому произведению – уже радость, особенно когда после уроков слышишь: «Я посмотрел фильм, сравнил с произведением и понял, что книга-то лучше!»
Остановлюсь на уроках
изучения биографии писателя с использованием ИКТ.
Уроки изучения биографии писателя – самые
распространенные из уроков с использованием ИКТ, так как дают возможность
широко использовать наглядный материал (фотографии, репродукции, иллюстрации),
который можно найти в сети Internet , на диске «Большая энциклопедия Кирилла и
Мефодия», помещать тексты цитат писателей, высказывание современников.
Цель урока – презентации по биографии писателя
– способствовать созданию живого, яркого, порой противоречивого образа
писателя.
Формы проведения – лекция учителя, сообщения
учеников, семинар, сопровождаемые показом слайдов. В конце урока возможно
проведение итогового теста, проверяющего качество усвоения материала, беседы,
письменной самостоятельной дифференцированной работы.
Отбор материала, изучаемого на уроке, и
формирование слайдов могут происходить по тематическому принципу и по жизненным
этапам. Например, презентация к уроку «Жизнь творчество Л.Н.Толстого»
составлена по хронологическому принципу:
детство, отрочество, юность;
военная служба на Кавказе, Крымская кампания;
Петербург, заграничные путешествия, педагогика;
Женитьба;
перелом;
уход;
музей в Ясной Поляне,
карта Ясной Поляны.
При
создании презентации данного вида уроков необходимо избегать перенасыщенности
слайдов текстом, так как это затруднит восприятие материала. Показ
сопровождается рассказом учителя или обучающегося.
Раздаточным материалом могут быть тексты
произведений, высказывания современников о личности писателя.
Естественно, что использование современной
техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но умелое использование
ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь,
способствует повышению познавательных потребностей обучающихся.
На своих уроках довольно часто использую презентации, которые помогают наглядно продемонстрировать изучаемый материал, либо помогают проверить изученный материал. Необходимые презентации составляю либо сама, либо пользуюсь материалом из сети Интернета. В моей медиатеке есть презентации практически к каждой теме. Кроме презентаций на уроках используются различные видео- и аудиофайлы. Это, к примеру, чтение произведений известными поэтами и писателями, чтение стихов самими авторами (например, в медиатеке есть голоса Маяковского, Есенина, Ахматовой). Во-первых, обучающимся интересно услышать голос автора произведения; во-вторых, чтение стихотворения самим поэтом часто помогает лучше понять основную мысль. Они помогают не только услышать стихотворение или песню, положенную на стихи, но и зрительно представить картину. Кроме этого уроках литературы используются отрывки из художественных фильмов, спектаклей изучаемых произведений. Например, обучающимся интересно посмотреть отрывки из фильмов по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» или по роману «Преступление и наказание». При подготовке к урокам очень хорошо помогают видеофайлы при знакомстве с личностью писателя. В данном случае показываются различные учебные фильмы (таких много на канале «Культура»), воспоминания современников писателя. Особенно интересны темы сообщений, которые озвучиваются обучающимися на уроках, демонстрируя индивидуальный подход, они используют как текстовый материал, так и презентационный.
Эффективность любого урока определяется не тем, что даёт учитель, а тем, что обучающиеся взяли в процессе обучения. В заключение хочется отметить, необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Уроки литературы – это уроки творчества, вдохновения, погружения в мир автора, в мир его души, его эпохи. Потому использование ИКТ не должно стать самоцелью. ИКТ должны стать, прежде всего, помощниками, и использование их на уроках должно быть целесообразным, правильным и, может быть, даже, осторожным. Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Для его создания используются «эмоциональные поглаживания» (термин американского психотерапевта Э.Берна). Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
1. Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно).
2. Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках разноуровневых заданий снижает нагрузку и способствует сохранению здоровья обучающихся, демонстрируя индивидуальный подход к учению.
3. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
4. Чтобы не было перегрузки, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.
5. На каждом уроке необходимо проводить физкультминутку, делать зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).
6. Преподаватель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
7. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная интонация речи, внимание к мнению, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности— вот далеко не весь арсенал, которым пользуется педагог, для того чтобы стремиться к раскрытию способностей каждого студента. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда студент с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выразить свою точку зрения.
8. Наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов на уроке ведёт к психологической разгрузке.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности. Большую роль в активизации познавательной деятельности обучающихся играет внеурочная деятельность, связанная с творчеством.
На мой взгляд, внеклассная работа - мощное дополнительное средство формирования интереса к предмету, средство расширения и углубления знаний, приобретаемых студентами на уроках. Например, к участию в концерте, посвященном 8 марта, даже пришлось проводить отдельный кастинг, чтобы выбрать ведущих, - так хотели быть на сцене даже те, кто не очень хорошо владел дикцией. И мы разрешили двум таким студентам принять участие, что стало одним из факторов усиления мотивации к обучению литературы.
Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы:
1. Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках русского языка.
2. Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
3. Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам, в том числе и по русскому языку.
4. Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
Таким образом, учение только тогда станет для обучающихся радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
Литература:
1. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М.,
1990.
2. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб: Евразия,
1999.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных
средств. - М., 2005.
5. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов
учащихся, М.,1998 .
6. Добродомова Д.М. Способы стимулирования и
мотивации учебной деятельности студентов на уроках русского языка и литературы»
7. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. «Педагогический словарь»: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.