Использование здоровьесберегающих технологий
в работе педагога-психолога в условиях интернатного учреждения
Детство — период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремлённость. Это период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Эти духовные качества не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть признанным, ответственным и успешным.
Наши воспитанники — это дети-сироты и дети, лишённые родительского попечительства. Эти дети, как правило, имеют непростые показатели в своём анамнезе: отклонения или задержка физического и психического развития, психоэмоциональное неблагополучие, неконструктивное поведение. Эти негативные явления возникают как результат сенсорной, эмоциональной, психической депривации, которая характерна для детей данной категории. Помимо прочего эти дети не умеют общаться. Их контакты поверхностны, нервозны и поспешны — они одновременно домогаются внимания и отторгают его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Негативный опыт общения приводит к возникновению проблем социально-психологической адаптации.
Чрезвычайная актуальность выше изложенной проблемы психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств у наших воспитанников, а также поиски путей оказания конкретной помощи привели к созданию программы комплексного развития и коррекции личностно-познавательной сферы детей «Лучик», целью которой является развитие интеллектуального, нравственного, творческого потенциала детей, навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В программу вошли разнообразные методики.
Успешно используемые элементы из методик «Психогимнастика» М.И.Чистяковой и «Психогимнастика в детском саду» Е.А.Алябьевой, помогают детям проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других, формируют положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.п.), коррегируют невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).
Мимика, жесты, пантомимика – первые помощники в общении. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции. Владея собственными жестами и выразительными движениями, ребёнок способен тонко понимать все оттенки нюансы в выражении лица, жеста и движения тела другого человека. Неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей между собой и с взрослыми. Непонимание другого человека – причина страха, отчуждённости, враждебности. Активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается разрядка эмоций, нервного напряжения. Поэтому в работе с детьми используются:
· пиктограммы;
· упражнения на развитие мимических движений;
· игры на определение и передачу эмоциональных состояний человека при помощи жестов, мимики и пантомимики;
· игры по обучению выразительным движениям;
· этюды на распознавание различных жестов, на развитие выразительности жестов;
· этюды и игры на выражение и сопоставление отдельных черт характера;
· игры на дифференцирование эмоций по степени интенсивности переживания.
Для развития эмоционально-волевой и коммуникативной сфер ребёнка используется методика «Страна эмоций» Т.В.Громовой. Она состоит из 20 картинок (каждая представляет собой образ эмоционального состояния в трёх вариантах по степени выраженности, например: Жадина-Недамка, Обидка, Братья-Небояновы, Веселинка и др.) и ориентирована на развитие осознания своих эмоциональных состояний, умения назвать, обозначить свои чувства, а также различать их по степени интенсивности переживания, на формирование умения управлять своими эмоциями, осознавая и принимая их, признавая за собой право испытывать чувства, причём как позитивные, так и негативные. Последнее особенно важно для формирования позитивной самооценки, а также самопринятия ребёнка. Ему предоставляется возможность получить опыт самоанализа, осознания своих чувств, их присвоения, а значит – контроля над ними.
Тренинг моделирования стандартных ситуаций имеет психотерапевтическую направленность и проводится с целью формирования умения детей регулировать свои поведенческие реакции. Используются игры и этюды на:
· выражение отдельных качеств характера и эмоций;
· изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.д.), их моральная оценка;
· моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера;
· приобретение и закрепление приемлемых для ребёнка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов;
· развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в разных ситуациях.
Обучение детей приёмам саморасслабления проводится с целью снятия психомышечного напряжения, восстановления сил. Применяются игры и этюды на тренировку (напряжение и расслабление) отдельных групп мышц – рук, ног, туловища, лица, шеи. Аутотренинг — один из лучших методов коррекции личностных нарушений. Во время проведения используются релаксационная музыка, записи природных звуков – пение птиц, шум моря, водопада и др.
С целью снижения эмоционального напряжения используются релаксационные упражнения, музыкотерапия, изотерапия, песочная терапия, сухие бассейны, дыхательные упражнения, аквариум.
Использование арттерапии способствует развитию и коррекции психических процессов, социальных знаний и умений, личности в целом.
Рисование или рисуночная терапия используется при коррекции невротических отклонений в поведении. Применяются следующие типы заданий и упражнений:
1. Упражнения при нарушениях развития личности:
· дорисуй предмет, рисование по опорным точкам;
· монотерапия, рисование на половине листа, а вторая половина рисунка отпечатывается;
· обведение предметов и штриховка их разнообразными видами;
· работа с пиктограммами;
· пальцевая живопись, кляксография;
· рисование самого себя;
· Красивое и безобразное;
· раскрашивание образцов или предметов, обозначающих полярные понятия;
· свободное или тематическое рисование.
2. Игры-упражнения с изобразительным материалом:
Эффект этих упражнений в стимулировании потребностей в изобразительной деятельности и интереса к ней, уменьшения эмоциональной напряжённости, формирования чувства личной безопасности, повышения уверенности в себе, формирования интереса к исследовательской деятельности и стимулирования познавательной потребности.
· Рисунок на асфальте, на стекле, восковой рисунок.
· Пластилиновая живопись, пальцевая живопись.
· Отпечатки, волшебный салют.
· Изображение своего настроения.
· Самоцветы. Разноцветные точки на мокром асфальте.
· Работа с глиной, игра с тестом.
· Работа с бумагой. Вырезывание, папье-маше.
3. Задания на совместную деятельность:
Могут включать все выше указанные задания. Этот тип заданий направлен на решение проблемы оптимизации общения и взаимоотношений со сверстниками. Кроме того, задания на совместную изобразительную деятельность делают необходимой речевую коммуникацию участников и тем самым обеспечивают развитие регуляторных способностей.
Средством психопрофилактики является музыка или музыкотерапия. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормошить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность.
Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение в группе, воспитывают навыки адекватного группового поведения, социализируют ребёнка. Слушание музыки помогает ребёнку войти в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка (отражающая тончайшие нюансы настроения) способствует общему настроению, а драматическая музыка (отражающая концентрированные эмоции аффекта в их сложности) возбуждает, повышает жизненный тонус.
Литература или библиотерапия имеет свои возможности для становления произвольного поведения, профилактики и коррекции уже закрепившихся недостатков. Литературные произведения (сказки, былины, рассказы, басни и др.) воспринимаются ребёнком не как вымысел, фантазия, а как особая реальность. В процессе чтения, слушания, сопереживания литературным персонажам, дети учатся понимать не только чувства, поведение, поступки героев художественных произведений, но и свои собственные, получают представление об их иных способах поведения; имеют возможность не только проявить личные эмоции, но и сравнить их с эмоциями других детей. То есть усиливается способность ребёнка анализировать и, следовательно, контролировать свои эмоциональные реакции, своё поведение.
Творческое рассказывание является ещё одним средством психокоррекции. Придумывание коротких по содержанию сказок, рассказов способствует концентрации мысли, развивает словесно-логическое мышление и речь детей. Но важно не только придумать рассказ или сказку, но и проиллюстрировать его. Это усилит впечатление о услышанном, поднимет эмоциональный тонус у ребёнка. На примерах, придуманных детьми персонажей, их поступках у детей коррегируются и закрепляются социальные навыки.
Для дошкольного возраста наиболее действенным психопрофилактическим средством являются настольный и пальчиковый театры. Инсценирование сказки, эпизодов сказки с помощью кукол (куклотерапия). По мере того как ребёнок совершает взаимодействие с куклой, меняется и его поведение. «Оживляя» куклу, ребёнок фактически отрабатывает механизм саморегуляции – в прямом и переносном смысле «держит себя в руках», учится своим поведением, адекватно выражать свои чувства. Роль положительного персонажа желательно дать ребёнку с низким уровнем социальных эмоций, а роль отрицательного предложить ребёнку, отличающемуся нравственным поведением. По мнению А.В.Запорожца, непосредственное эмоциональное переживание и содействие являются первой ступенью в развитии эстетического воспитания дошкольника.
С целью коррекции неконструктивного поведения продуктивно используются игровые технологии:
1. Импульсивное поведение (невероятная двигательная активность, повышенная отвлекаемость, невнимательность):
· игры с правилами, игры-соревнования, настольная игра «Лото», сюжетно-ролевые игры, народные игры, арттерапия (музыкотерапия, библиотерапия, изотерапия).
2. Демонстративное поведение (кривляние, капризы, вычурность действий и поведения):
· игры-соревнования, настольные игры, сюжетно-ролевые игры, народные игры, арттерапия.
3. Протестное поведение (негативизм, упрямство, строптивость):
· коллективные дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, арттерапия.
4. Агрессивное поведение (физическая и вербальная агрессия к людям и предметам):
· коллективные дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, психотехнические освобождающие игры, режиссёрские игры, народные игры, арттерапия.
5. Недисциплинированное поведение (нарушение общественных правил, стандартов):
· игры с правилами, игры-соревнования, настольная игра «Лото», сюжетно-ролевые игры, народные игры, арттерапия.
6. Конформное поведение (зависимость, подчинение, подражание)
· игры-драматизации, раскрепощающие психотехнические игры, образно-ролевые игры, народные игры, арттерапия.
Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья наших детей. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма, его нормального формирования и развития. Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. У ребёнка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Вот почему систематически используется «Двигательный игротренинг для дошкольников» А.А.Потапчука, Т.С.Овчинниковой, в который входят: фитбол-гимнастика с использованием больших коррекционных мячей, дыхательная и звуковая гимнастика, игровые упражнения на координацию движения и речи, двигательная сказкотерапия (фитбол-сказки), ритмика, игра. Игротренинг интегрированный, так как проводится совместно с несколькими специалистами: инструктором по физической культуре, педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем.
Состояние и развитие психического здоровья детей отслеживается с помощью диагностических обследований и отражается в мониторингах.
Использование здоровьесберегающих технологий вот уже на протяжении многих лет помогает нам решать многие проблемы в психофизическом развитии, обучении и воспитании наших детей.
Литература:
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. - М., 1999.
Громова Т.В. Страна эмоций.-М.: Перспектива, 2002.
Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. - М., 1995.
Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. - М., 2002.
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М.: Сфера, 2003.
Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. - М., 2005.
Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. - Спб.: Речь, 2002.
Минаева В.М. Громова Т.В. Алябьева Е.А. Вайнер М.Э. Потапчук А.А. Овчинникова Т.С. Чистякова М.И.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.