МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное профессиональное образовательное учреждение „Донецкий государственный коледж пищевых технологий и торговли”
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему: «Использование информационных средств обучения при проведении занятий по специальным дисциплинам»
ВВЕДЕНИЕ
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности и обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению студента в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
За последние 5 лет число студентов, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, подростки знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечения, используя всемирную сеть Internet. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.
Одна из причин такого положения связана с тем, что информационные технологии в обучении не нашли еще своего должного применения и при обучении возможности компьютеров и компьютерных сетей реализуются в неполной мере. Некоторые преподаватели слабо имеют представление о способах использования компьютера в обучении. Занятия с применением компьютера в большинстве случаев ведут преподаватели информатики и, в силу специфики своей подготовки, слабо представляющие условия, которые необходимо соблюдать при использовании компьютерных технологий при обучении конкретным предметам.
Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке.
1. Внедрение информационных технологий в сферу образования
Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Если в качестве признака информационных технологий выбрать инструменты, с помощью которых проводится обработка информации (инструментарий технологии), то можно выделить следующие этапы ее развития:
1-й этап (до второй половины XIX в.) - «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.
2-й этап (с конца XIX в.) - «механическая» технология, оснащенная более совершенными средствами доставки почты, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.
3-й этап (40 – 60-е гг. XX в.) - «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, копировальные аппараты, портативные диктофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.
4-й этап (с начала 70-х гг.) - «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ), автоматизированные рабочие места (АРМ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.
5-й этап (с середины 80-х гг.) - «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений (СППР) определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.
6-й этап – «сетевая технология» (иногда ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Этому этапу предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя – глобальной компьютерной сети Internet.
В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии» (СИТ).
Международные образовательные учреждения разрабатывают новые направления деятельности для создания условий перехода на СИТ. По их мнению, наиболее быстрый способ включения нашей страны в мировую образовательную систему – создание учебным заведениям условий для использования глобальной сети Интернет, считающейся моделью коммуникации в условиях глобального информационного общества. Возможны следующие пути вхождения отечественной системы образования в мировую информационно-образовательную среду:
· совершенствование базовой подготовки учащихся школ и студентов высших и средних учебных заведений по информатике и СИТ;
· переподготовка преподавателей в области СИТ;
· информатизация процесса обучения и воспитания;
· оснащение системы образования техническими средствами информатизации;
· создание современной национальной информационной среды и интеграция в нее учреждений образования;
· создание на базе СИТ единой системы дистанционного образования;
· участие в международных программах, связанных с внедрением СИТ в образование.
2. Использование компьютерных технологий в обучении
Компьютеризация образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в вузы в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
· использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
· использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
· рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
· использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
· использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
· организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
· использование средств СИТ для организации интеллектуального досуга;
· интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы СИТ.
Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:
· вычислительные – быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);
· трансдьюсерные – способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);
· комбинаторные – возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;
· графические – представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);
· моделирующие – построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.
Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности студента, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.
На этапах занятия, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, преподаватель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит преподавателю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к обучению.
Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать студентов самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом занятии.
Проникновение СИТ в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Выделяют следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:
1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств СИТ – ведет к повышению эффективности и качества процесса обучения, активности познавательной деятельности, углублению междисциплинарных связей, увеличению объема и оптимизации поиска необходимой информации.
2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества – приводит к развитию различных видов мышления и коммуникативных способностей, формированию информационной культуры и умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, осуществлять обработку информации, развитию умений моделировать задачу или ситуацию и осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность, эстетическому воспитанию за счет использования компьютерной графики, технологий мультимедиа.
3) Работа на выполнение социального заказа общества – заключается в подготовке информационно грамотной личности и пользователя компьютерными средствами, осуществлении профориентационной работы в области информатики.
Принимая во внимание огромное влияние СИТ на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако, процесс информатизации среднего профессионального образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным. В концепции информатизации образования охарактеризованы несколько этапов этого процесса.
1 этап характеризуется следующими признаками:
· начало массового внедрения средств новых информационных технологий и в первую очередь компьютеров;
· проводится исследовательская работа по педагогическому освоению средств компьютерной техники и происходит поиск путей ее применения для интенсификации процесса обучения;
· общество идет по пути осознания сути и необходимости процессов информатизации;
· происходит базовая подготовка в области информатики на всех ступенях непрерывного образования;
2 этап характеризуется следующими признаками:
· активное освоение и фрагментарное внедрение средств новых информационных технологий в традиционные учебные дисциплины;
· освоение преподавателями новых методов и организационных форм работы с использованием компьютерной техники;
· активная разработка и начало освоения преподавателями учебно-методического обеспечения;
· постановка проблемы пересмотра содержания, традиционных форм и методов учебно-воспитательной работы;
3 этап характеризуется следующими признаками:
· повсеместное использование средств СИТ в обучении;
· перестройка содержания всех ступеней непрерывного образования на основе его информатизации;
· смена методической основы обучения и освоение каждым педагогом широкого круга методов и организационных форм обучения, поддерживаемых соответствующими средствами СИТ.
Практическая реализация компьютерных технологий и переход на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных дисциплин с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом. Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных компьютерных технологий обучения и контроля знаний применительно к среднему профессиональному образованию .
Компьютерные учебные программы заявили о себе, как о средстве обучения, в начале 70-х годов в период появления персональных компьютеров, но до сих пор не имеют общепризнанного и «узаконенного» названия. Наиболее часто встречаются такие формулировки, как: программно-методический комплекс, обучающие программы, программные средства учебного назначения, контролирующее-обучающие программы и др. Наиболее широким из них является понятие – программное средство учебного назначения.
3. Программные средства учебного назначения
Применительно к традиционному учебному процессу выделяют следующие методические цели использования программных средств учебного назначения (ПСУН):
· индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
· осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
· осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
· высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;
· визуализировать учебную информацию;
· моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;
· проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;
· формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
· развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);
· усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
· формировать культуру познавательной деятельности и др.
Перечень ПСУН на современном этапе включает в себя электронные учебники; электронные лекции, контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; учебно-методические комплексы; программно-методические комплексы; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.
Рассмотрим более подробно программные средства учебного назначения, которые наиболее широко используются в системе образования.
4. Обучающие программы как средство обучения
Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.). Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения:
ü наличие цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели;
ü расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага;
ü завершение каждого шага самопроверкой и возможным корректирующим воздействием;
ü использование автоматического устройства;
ü индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах).
При разработке обучающей программы (ОП) необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации. Очень важно создать положительный эмоциональный фактор, вызвать интерес к работе и поддерживать его во время выполнения всей ОП – это необходимое условие успешности обучения. Хорошо построенная ОП позволяет:
ü избегать монотонности заданий, учитывать смену деятельности по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
ü предоставить возможность успешной работы с ОП и сильным, и средним, и слабым ученикам;
ü учитывать фактор памяти (оперативной, кратковременной и долговременной).
При работе с ОП большое значение имеет временной интервал для выполнения задания. Чтобы учащиеся не находились в дискомфортных условиях (при коротком или длительном интервале времени для выполнения задания), следует помнить, что при обучении не рекомендуется ограничивать время для выполнения работы, а время для контроля выполнения задания можно и необходимо ограничить, но это возможно лишь только после длительной опытной проверки ОП и умения учащихся свободно работать с компьютером.
Формирование конкретных навыков и умений осуществляется по принципу деятельности на основе отобранного материала. Причем необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся, способность ориентироваться на мыслительные задачи, требующие конструирования ответа, а не просто механического запоминания.
ОП встречаются в различных вариантах – установленные на персональный компьютер (приложение) или Web-ориентированные (веб-страница).
На комиссии технологических дисциплин при изучении «Технологии продукции общественного питания» применяют мультимедийные энциклопедии «Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Кулинария РНР 109 уроков», которые, однако, не являясь чисто учебными материалами, тем не менее, могут оказаться весьма полезными в качестве справочных пособий и средств расширения кругозора студентов.
5. Роль учебных фильмов при изучении специальных дисциплин
В современных условиях обучения в высшей школе особое значение придается различным интерактивные формам и методам обучения, которые основаны на диалоговых формах познания. Определенное значение при этом отводится учебным фильмам, как к процессу их создания, так и просмотра.
Учебные видеофильмы – это фильмы, созданные в качестве средств обучения, к ним можно отнести также научно-популярные, документальные фильмы, используемые в образовательном процессе. Научно-популярные фильмы излагают какую-нибудь научную или техническую проблему, они рассчитаны на зрителей с самой различной подготовкой, поэтому доступность и занимательность изложения – главные требования, предъявляемые к ним. Научные фильмы создаются в процессе научно-исследовательских работ и служат для решения конкретных научных задач. В учебных целях они практически не используются. Такие фильмы могут использоваться в качестве вспомогательного средства на занятии. Применяется они, как правило, в тех случаях, когда учебный материал недоступен для восприятия в обычном формате учебного процесса.
Классификация учебных фильмов производится в соответствие с предметом учебной дисциплины, с обучаемым курсом слушателей, и непосредственно в зависимости от дидактического назначения. Можно выделить фильмы-справки, тематические фильмы, инструктивные фильмы, вводные фильмы, фильмы, завершающие изучение темы, и другие. На стандартных учебных занятиях, проводимых в форме лекции, обычно большинство студентов заняты пассивной деятельностью, заключающейся в копировании информации, предоставленной педагогом-лектором. Но для каждого преподавателя первостепенным и определяющим является не количество зафиксированной студентом информации, а количество оставшейся в памяти осмысленной информации. Студента необходимо заинтересовать представленной информацией, чтобы ему был интересен и процесс обучения и содержания обучения.
Поскольку, когда первоочередной заботой студента является его успеваемость, все его усилия, по возможности, смещаются с процесса усвоения и получения знаний на результат. Причем этот результат может быть не совсем оптимальным для данного студента. Многие студенты поступают в колледж с нейтральным, и порой даже отрицательным отношением к выбранной специальности. Оно может сохраниться до окончания учебы. Но может и улучшиться, если преподаватель правильно построит процесс обучения. В первую очередь именно обучения, а не контроля, заинтересовав студента учением, а потом и его результатами. Из психологии известно, что информация, воспринятая зрительно, более осмысленна и лучше сохраняется в памяти. Именно поэтому является возможным и целесообразным использование учебных фильмов, которые способствуют либо закреплению полученных знаний, либо систематизации изученного, либо просто остаются надолго в памяти студента благодаря ярким и запоминающимся моментам.
При этом не следует забывать, что чрезмерное увлечение на занятии видеофильмами, может снизить интерес к не менее важным другим формам учебной деятельности. Учебные фильмы должны быть не единственным ярким моментом в процессе обучения, учебный материал можно понятно и интересно представить и на лекции. Лабораторно-практические занятия тоже не стоит оставлять в стороне, все учебное время подчинив только просмотру учебных фильмов. Да и длительные по своей продолжительности учебные фильмы могут привести к обратному результату: студенты перестанут их просто смотреть, занимаясь на занятии своими делами.
Оптимальным является следующий порядок работы с учебными фильмами: вначале занятия несколько минут посвящается просмотру учебного фильма, а остаток времени отводится на его обсуждение и запись главных положений фильма. При этом следует обратить внимание студентов и на умение слушать и записывать самые важные моменты, представленные в фильме. Учебные фильмы позволяют давать информацию в нужной для преподавателя последовательности, обращая внимание именно на те вопросы, которые имеют значимость для темы и предмета.
Комиссией технологических дисциплин при преподавании специальных дисциплин используются разнообразные мультимедийные учебные фильмы в виде мастер-классов, взятые и из различных источников, и созданные преподавателями колледжа, в том числе преподавателями Москалюк Г.В. и Кривошеевой Т.А. мультимедийный учебный фильм «Механическая обработка овощей. Приготовление овощных полуфабрикатов».
Основными требованиями к обучающим видеофильмам являются глубина и доступность излагаемого материала, четкость отображения рисунков и текста на видеокадрах, хорошая дикция преподавателя, применение анимации, с помощью которой подчеркиваются отдельные моменты изложения, рисунки, формулы. Отдельный видеоурок не должен быть слишком длительным и занимать на диске много места. Он может быть размещен в сети Интернет, на диске или на съемном носителе информации.
Практика показала, что их применение в учебном процессе помогает лучше усвоить знания, успешнее подготовиться к зачетам и экзаменам; повышает активность и внимание студентов, сокращает время освоения излагаемого материала, что способствует приобретению новых знаний и умений по дисциплине.
6. Электронные учебники
Электронный учебник – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно–справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.
Электронные учебники были изначально разработаны для организации дистанционного образования. Однако, со временем, благодаря своим возможностям обучения они переросли эту сферу применения. Электронный учебник может использоваться совершенно самостоятельно и автономно как в целях самообразования, так и в качестве методического обеспечения какого либо курса, точно так же, как и обычный бумажный учебник.
Для популяризации электронного учебника необходимо, чтобы он был универсальным, то есть одинаково пригодным как для самообразования, так и для стационарного обучения, полным по содержанию, высоко информативным, талантливо написанным и хорошо оформленным. Такой учебник можно предложить любому студенту и он может стать существенным помощником для преподавателя при организации им занятий по самоподготовке учащихся иди студентов, а также проведении зачетов и экзаменов по отдельным дисциплинам.
Существуют различные подходы к определению понятия, структуры и содержания электронного учебника. По нашему мнению, электронный учебник – это компьютерное обучающее программное средство, которое, во-первых, предназначено для предъявления как учебной, так и дополнительной информации, во-вторых, служит для индивидуального (индивидуализированного) обучения и позволяет тестировать знания и умения. Электронный учебник необходимо рассматривать как важнейший источник учебной и иной необходимой экономической и справочной информации, связанной с культурой поведения, общения, грамотности и т.д. Он располагает гораздо большими возможностями в реализации целей обучения, чем изданный полиграфическим способом.
Главная функция любого, в том числе и электронного учебника – обеспечивать руководство процессом познавательной деятельности. Можно определить и другие функции, которые важно учитывать в процессе его разработки. Во-первых, учебник должен выполнять информационную функцию, так как он несёт в себе содержание предмета изучения, представленного в электронном виде (тексты, таблицы, графики, диаграммы, иллюстрации и др.). Во-вторых, электронный учебник призван выполнять управляющую функцию, содержание которой проявляется в том, что такой учебник имеет установленное учебной программой содержание, текстовый материал распределяется по главам и параграфам, которые строятся и изучаются в определённой последовательности. Именно благодаря этой функции электронный учебник можно рассматривать как средство планирования, подготовки и проведения учебных занятий, консультаций и др.
Ещё одна важная функция – рационализация обучения. Это функция экономии времени, которое затрачивают педагог и учащийся на поиск необходимой информации по изучаемому предмету или отдельной теме. Экономия времени может составлять не минуты, а часы. Далеко не все имеют доступ к справочно-информационным системам, а потому объектами поиска необходимой информации становятся библиотечные фонды, в которых отсутствует собственная система поиска экономической информации по реквизитам или ситуациям.
Грамотно разработанный электронный учебник может выполнять и такую сложную функцию, как мировоззренческая. Для этого содержание учебника должно способствовать развитию творческого мышления, формировать целостное восприятие научных знаний и эмоционально мотивировать получение новых знаний и навыков. Эффективность воспитания в процессе обучения на основе электронного учебника существенно зависит от того, сколь глубоко понимают педагоги-разработчики сущностные характеристики педагогического процесса, насколько они способны учесть эти характеристики при разработке электронного учебника и организации работы с ним.
Для того, чтобы электронный учебник выполнял свои функции, важно, представленный в нём материал качественно отбирать, структурировать и систематизировать. Отбор и структурирование учебного и другого, необходимого с точки зрения педагога-разработчика, материала необходимо проводить в соответствии с логикой научных знаний, составляющих содержательную основу обучения. Такая логика обычно задаётся программой изучения. Организация информационного (текстового, справочного, иллюстративного и др.) материала в электронном учебнике определяет способы действий с представленным в нём материалом, а значит – характер формируемых умений и навыков и через них – качество приобретаемых знаний.
При создании электронного учебника нужно иметь в виду, что компьютерные эффекты оказывают огромное эмоциональное воздействие на учеников. Текст, выведенный на экран монитора, усваивается иначе, чем написанный на бумаге. На восприятие влияет не только содержание, но и такие факторы, как размер и начертание букв, их цвет, подвижность изображения. По этим причинам текст электронного учебника должен иметь свои особенности. Чтобы облегчить зрительное восприятие, абзацы должны быть небольшими. Материал необходимо скомпоновать так, чтобы каждый кадр текста на экране имел собственное смысловое значение. При этом он может иметь и многоуровневую структуру, так что часть информации первоначально невидима и выдаётся по запросу, который реализуется с помощью соответствующего интерфейса, в частности гипертекстового. Существенно повышают информационную функцию электронного учебника специфические дидактические средства выделения информации (подчёркивание, мерцание, звуковые эффекты, изменение цвета, использование курсива или более крупного, жирного текста).
Главное для преподавателя-разработчика, который использует электронный учебник в качестве основы применяемой компьютерной технологии – максимально полезно представить текст в отдельных темах и образующих их вопросах. Можно использовать различные способы систематизации и представления текста, например, способ распределения материала по трём связанным гиперссылками блокам – информационному, справочному и нормативному.
При создании электронных учебников нецелесообразно просто переносить типографский вариант учебного пособия в электронный вид и затем конвертировать в гипертекст. Конечно, в результате появятся некоторые преимущества в плане поиска и гиперссылок, но такой учебник будет неудобен для обучающегося, так как читать с монитора не так удобно, как книгу.
Поэтому, при создании электронных учебников целесообразны:
ü иная организация материала учебника: главы целесообразно сделать более короткими чтобы их было проще читать на экране;
ü разделение материал на несколько контекстов (например, обязательный для прочтения, дополнительный, вспомогательный, определения и т.п.) и визуально их выделить;
ü содержание учебного материала, в соответствии с требованиями психологов, рекомендуется разбивать на модули. Освоение учебного материала, соответствующее конкретному модулю, должно быть ориентировано не более чем на два часа контактного времени;
ü после изучения очередного модуля приобретенные учащимися или студентами знания следует контролировать с помощью соответствующей программы, включенной в состав электронного учебника;
ü значимость особого внимания к интерфейсу пользователя;
ü сжатость и краткость изложения материала при максимальной информативности текста;
ü сокращения, встречающиеся в тексте, должны быть общеупотребительными и их количество сведено к минимуму;
ü отсутствие нагромождений, тщательное структурирование информации;
ü наличие кратких и «емких» заголовков, маркированных и нумерованных списков для того, что бы весь текст легко просматривался;
ü каждому положению должен быть отведен отдельный абзац текста, при этом основная идея абзаца должна находиться в самом его начале;
ü целесообразно использование табличного формата предъявления материала, который позволяет представить материал в компактной форме и наглядно показать связи между различными понятиями.
Преподаватели комиссии технологических дисциплин работают над созданием электронного учебника и давно применяют удобные и достаточно простые средства приложения «Microsoft PowerPoint». Мы предлагаем соединить опорные сигналы с механизмом презентации. Новая ссылка становится основным разделом учебника. Это весьма удачный прием изображения.
Содержание разделов-презентаций – базовый текст мультимедийного учебника. Но это всего лишь вершина айсберга. На другие материалы (печатный эквивалент мультимедийного пособия – библиотека средних размеров) выводят гиперссылки, начинающие работать в режиме «показ слайдов».
Студент в процессе приобретения знаний, умений и навыков может выполнять различные функции в зависимости от применяемых методов извлечения, получения и их формирования, а также наличия и степени развитости средств автоматизации. В общем случае, в процессе получения знаний, умений и навыков, ученик, при помощи преподавателя и компьютера, выполняет следующие основные взаимосвязанные функции: управление процессом коммуникации в форме последовательности содержательных сообщений; переработка, включающая все возможные способы, процедуры анализа и синтеза информации, идентификации и конструирования понятий, выяснения и фиксации их смысла, а также установления отношений между ними и когнитивными элементами; хранение информации путем запоминания, выборки и документирования.
Автоматические системы формирования знаний, умений, навыков являются более предпочтительными, так как уменьшается вероятность ошибок в приобретаемых знаниях и снижается время, затрачиваемое на их усвоение.
Как показывает опыт, использование СИТ в учебном процессе способствует продуктивному усвоению знаний на основе индивидуализации и дифференциации заданий, проектированию инновационных методик обучения, активизации развития интеллектуальных и исследовательских возможностей студентов и дает общий стимул к самообразованию.
7. Сетевые решения для контроля знаний студентов
Эта область, вокруг которой проходит много дискуссий. Многие педагоги и психологи пытаются аргументировано ответить на вопрос: может ли «бездушная» машина оценить знания студентов?
Однако, на практике общепризнано, что использование компьютера помогает преподавателю сократить рутинную, малоинтересную работу по проверке тестов, контрольных работ, что позволяет проводить контроль чаще и снизит фактор субъективности, на который часто жалуются как учащиеся, так и студенты.
Контролирующие, обучающие и комбинированные программы (контролирующие с элементами обучения, контролирующие игровые, моделирующие с элементами контроля и др.) следует разрабатывать с учетом рекомендаций педагогической кибернетики. Дидактические программы должны обладать определенным «интеллектом», при этом качественные контролирующие программы как правило:
ü используют компьютерную графику в информационных и контрольных кадрах;
ü позволяют оперативно изменять содержание учебного курса с помощью меню;
ü обеспечивают возможность изменения трудности заданий;
ü позволяют студенту работать в индивидуальном темпе;
ü являются открытыми системами, что позволяет их легко модернизировать.
Важной характеристикой «интеллекта» программы является возможность автоматически анализировать ответы обучаемых. Интеллектуальная программа позволяет автоматически или автоматизировано генерировать задания из базы данных с помощью датчика случайных чисел. В этом случае контроль становится более объективным, так как разные обучаемые получают разные задания.
Интеллектуальная контролирующая программа:
ü дает возможность анализировать ответы разных типов (выборочный, инъекцийный, перестановочный, классификационный, полностью конструируемый обучаемым);
ü распознает различные синонимы правильных ответов;
ü проводит синтаксический и семантический анализы ответов обучаемых;
ü различает технические (орфография, ошибки клавиатурного набора) и существенные ошибки;
ü локализует местонахождение ошибки;
ü может задавать дополнительные вопросы с целью уточнения оценки.
В традиционной системе обучения контроль знаний на экзамене проводится с помощью нескольких вопросов. Обычно в билете два-три основных вопроса плюс несколько дополнительных. Полученные студентом оценки за ответы на эти вопросы распространяются и на не проконтролированные разделы учебного материала. Таким способом минимизируются затраты рабочего времени экзаменатора. Система компьютерного контроля позволяет реализовать более эффективную технологию контроля знаний по всему пройденному материалу, не заботясь об экономии времени на проверку.
Тестовая система компьютерного контроля. Одной из самых распространенных на данный момент компьютеризированных систем организации контроля знаний является тестовая система. Главные требования к такой системе заключаются в том, что:
ü тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;
ü компьютерный тест должен быть простым в использовании, на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок, инструкции-подсказки по действиям обучающегося должны появляться только в нужное время в нужном месте, а не присутствовать на экране постоянно, загромождая его;
ü в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос;
ü тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить;
ü вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности;
ü вопросы не должны начинаться с номера или какого-либо символического обозначения для того, чтобы исключить запоминание вопроса по порядку его следования или символу, его обозначающему;
ü варианты возможных ответов должны следовать так же в случайном порядке;
ü необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время.
Учет времени, как считает большинство преподавателей, является одним из способов борьбы со шпаргалкой: если вопросов много, то для поиска ответа на очередной вопрос нужна либо очень большая шпаргалка, либо целиком учебник. Но такой поиск ответа займет много времени и, следовательно, общий итог по времени может оказаться отрицательным. Чтобы иметь положительный результат проверки, нужно давать ответы не только правильно, но и достаточно быстро.
Задания тестового контроля, в зависимости от изучаемого предмета, уровня сложности и целей контроля, условно можно разделить на тестовые вопросы и тестовые задания.
Тестовый вопрос требует от обучающегося только знания того или иного факта, изложенного в учебнике, ответ на тестовый вопрос может быть дан сразу путем выбора его из предложенных вариантов ответа.
В тестовом задании ответ может быть дан только после выполнения испытуемым некоторых дополнительных действий, связанных, например, с какими-то вычислениями, выполнением логических операций, выбором формул, подбором числовых или графических данных и др.
Задания, представленные в виде тестовых вопросов, являются наиболее распространенными, легкими в программировании и достаточно хорошо изученными. Разработка тестовых заданий менее разработана и более сложна в реализации.
В настоящее время преподавателями комиссии технологических дисциплин используется портал «Твой тест». Это автоматизированная система online-тестирования знаний. Интернет-проект "Твой тест" (www.make-test.ru) предоставляет свободный инструмент для организации и проведения тестирования среди студентов.
Система "Твой тест" позволяет:
ü создавать произвольное количество тестов с произвольным количеством вопросов;
ü создавать пользователей (тестируемых);
ü назначать пользователям произвольные тесты из ранее созданных;
ü повторно назначать уже пройденные тесты и сравнивать результаты;
ü задавать свой алгоритм анализа результатов тестирования знаний;
ü просматривать результаты тестирования по каждому пользователю.
Рассмотренные примеры компьютеризации методов контроля способствуют релаксации учащихся в процессе познавательной деятельности, что само по себе активизирует мышление, а следовательно, и усвоение изучаемого материала.
8. Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях
Позитивная возможность современных Internet-технологий для студентов технологического отделения – возможность проводить научно-исследовательскую и творческую работу. Например, можно изучить кухню, особенности питания жителей стран, расположенных на другом конце земного шара, создать подборку блюд национальных кухонь в пошаговом исполнении, ознакомиться с фирменными блюдами знаменитых шеф-поваров мира.
Еще одна возможность, которую успешно используют современные преподаватели, – развитие и поощрение творческого потенциала учащихся. Публикации в сети Internet лучших дипломов и курсовых, сочинений, собраний работ по учебному курсу, гипертекстовых рефератов не только дадут возможность студентам выполнить мини-исследование, но и помогут преподавателю формировать банк материалов по изучаемому курсу.
Для реализации намеченных проектов от студентов, как и от преподавателя требуется владение компьютерной грамотностью, которая предполагает: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользоваться компьютерными телекоммуникационными технологиями, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программ электронных таблиц (например «Microsoft Excel»), пользоваться базами данных, владение коммуникативными навыками при общении с программными продуктами; умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач, содержащихся в телекоммуникационном проекте; в случае международного проекта – практическое владение языком партнера; участие в интернет-конференции, размещение собственной информации на персональных сайтах, чтение, загрузка различных файлов, размещенных на различных порталах и сайтах сети Internet.
Несмотря на преимущества и перспективы включения Internet-технологий в образование, существует область образования, где применение СИТ, с точки зрения педагогов, принесло больше вреда, чем пользы. Если в бумажную эру наиболее распространенным способом обойти контроль было списывание домашнего задания у соседа по парте или обмен курсовыми работами в масштабах одного вуза, то сейчас обмен рефератами и подобным материалом поставлен на поток: найти реферат на интересующую тему в сети Internet не составляет особого труда.
Однако, не останавливаясь на издержках Internet-технологий, следует обратить свое внимание на их особенности.
На базе сетевых технологий возник совершенно новый вид учебных материалов: Internet-учебник. Область применения Internet-учебников велика: обычное и дистанционное обучение, самостоятельная работа. Снабженный единым интерфейсом, такой Internet-учебник может стать не просто пособием на один учебный курс, а постоянно развивающейся обучающей и справочной средой.
Internet-учебник обладает теми же качествами, что и электронный учебник, плюс возможность тиражирования практически без носителя – существует одна версия учебного материала в сети Internet и студент-пользователь получает к ней доступ привычным для себя способом через свой браузер. Это вносит существенные преимущества по сравнению с электронным учебником, а именно:
ü сокращается путь от автора учебника к студенту;
ü появляется возможность оперативно обновлять содержание учебника;
ü сокращаются расходы на изготовление учебника;
ü решается проблема идентичности, то есть почти на всех аппаратных платформах материал будет выглядеть практически одинаково (отличия, конечно же, будут, но их влияние на работу студента с учебником можно свести к минимуму);
ü появляется возможность включения в учебник любого дополнительного материала, которой уже имеется в сети Internet.
Очень ценно, что доступ к Internet-учебнику возможен с любого персонального компьютера, подключенной к сети Internet, что позволяет при наличии интереса со стороны пользователей попробовать освоить какой либо курс дистанционного обучения.
Обилие средств разработки и конвертации в стандарты документов, принятых в World Wide Web, позволяет преподавателю достаточно легко готовить учебные материалы, не изучая дополнительно сложных языков программирования и не прибегая к помощи сторонних разработчиков.
По мере перехода от типографских учебников к компьютерным и от них к сетевым растет оперативность подготовки материала. Это позволяет сокращать время подготовки учебных пособий, тем самым увеличивая число доступных студенту учебных курсов.
Однако, гораздо большие перспективы сулит не электронный учебник сам по себе, а объединение учебников с программами, контролирующими знания ученика, дополненное общением между преподавателем и учащимися в реальном времени. В этом плане сеть Internet предоставляет богатейшие возможности: от ставшей уже традиционной электронной почты до видеоконференций и чата. На этой основе организуются в настоящее время дистанционное образование.
9. Принципы функционирования дистанционного обучения
В настоящее время становится популярной система дистанционного образования (СДО). Она не заменяет, а дополняет очную и заочную формы обучения. СДО – это гибкая адаптивная модульная технология обучения. Она ориентирована на потребителя и опирается на современные информационные и коммуникационные технологии, считается экономически эффективной.
Система открытого образования призвана обеспечить равноправную возможность получения образования для всех категорий граждан без исключения. Эта возможность ценна для лиц, которые физически не могут добраться до места учебы. К этой категории относятся, например, лица, имеющие ограничения передвижения по состоянию здоровья; лица, работающие по вахтовому методу, лица, получающие параллельно второе образование.
Идея непрерывного образования предполагает развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни. Открытое образование реализует идею опережающего образования, что является требованием времени. По утверждению специалистов, технологические знания стареют каждые 2-3 года, при этом наблюдается положительная динамика данного процесса. Из этого следует, что при сохранении прежних образовательных технологий, к концу обучения в вузе знания выпускника будут в большинстве своем уже устаревшими. Как следствие – необходимость повышения квалификации, то есть необходимость открытого образовательного пространства.
Открытое образование предполагает свободный выбор абитуриентом образовательного учреждения и поступление в него без конкурса. Западные вузы, реализующие программу открытого образования, выходят на рынок образовательных услуг и становятся прямыми конкурентами отечественному образованию. Сегодняшний абитуриент, не выходя из дома , может поступить и успешно обучаться, например, в ведущем американском Калифорнийском виртуальном университете, получая в результате диплом, котирующийся на мировом рынке.
Дистанционное образование на базе СИТ становится все более популярным. Прогнозы на перспективу указывают на то, что уже в обозримом будущем примерно 40-50% учебного времени (по мере появления для этого соответствующих условий) будет приходиться на долю дистанционного обучения.
Дистанционное обучение (ДО) – технология обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Ранее, дистанционное обучение означало заочное обучение. Однако это не совсем так. Когда речь идет о процессе ДО, то предполагается наличие в этом процессе преподавателя и учащихся, их постоянное общение. В этом принципиальная разница, концептуальное отличие ДО от различных форм заочного обучения, систем и программ самообразования, представленными автономными курсами. В этом же ряду следует рассматривать и процесс самообразования на основе сетевых программ, курсов и т.д., где не предусматривается взаимодействия учителя, учащихся между собой. Применять в данном случае термин «дистанционный» представляется не вполне оправданным, поскольку речь идет о самостоятельной работе любого учащегося (в широком понимании этого слова) с обучающей программой, информационно-образовательными ресурсами на разных носителях.
Понятие ДО применимо к той форме обучения, в которой преподаватель и студент разделены между собой расстоянием, что и привносит в учебный процесс специфические средства и формы взаимодействия. Сейчас в качестве средств обучения при дистанционном образовании используются: case-технологии и сетевые технологии обучения.
Case-технологии – технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов – cases) текстовых учебно-методических материалов и рассылке их студентов для самостоятельного изучения (с консультациями у преподавателей–консультантов в региональных центрах).
Сетевые технологии – технологии, базирующиеся на использовании сети Internet как для обеспечения студентов учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателями и обучаемыми. В настоящее время сетевые технологии – самая популярная и перспективная форма взаимодействия.
Разработка курсов ДО – более трудоемкая задача, чем создание нового учебника или учебного пособия, поскольку в этом случае необходима детальная проработка действий учителя и учащихся в новой информационно-предметной среде. Успешность ДО во многом зависит от организации учебного материала. Если курс (электронный учебник) предназначен действительно для обучения, т.е. для взаимодействия преподавателя и обучаемого, то соответственно и требования к организации такого курса, принципы отбора содержания и его организации, структурирования материала будут определяться особенностями этого взаимодействия. Если курс предназначен для самообразования (а таких курсов на серверах Интернет подавляющее большинство), то отбор материала и его структурирование, организация будут существенно иные.
Типологию ДО можно провести по разным признакам:
ü по целям обучения;
ü по учебным дисциплинам;
ü по специфике предметной области;
ü по уровням подготовки обучаемых;
ü по возрастной ориентации обучаемых;
ü по используемой технологической базе и др.
Исходя из целей обучения выделяют несколько направлений дистанционного подготовки:
ü профессиональная подготовка и переподготовка кадров (например, педагогических кадров по соответствующим специальностям);
ü повышение квалификации кадров по определенным специальностям;
ü подготовка студентов по отдельным учебным дисциплинам к сдаче экзаменов экстерном;
ü подготовка студентов к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
ü углубленное изучение темы, раздела из программы или внеаудиторного курса;
ü ликвидация пробелов в знаниях, умениях школьников по определенным предметам школьного цикла;
ü подготовка по базовому курсу программы для студентов, не имеющих возможности по разным причинам посещать занятия вообще или в течение какого-то отрезка времени;
ü дополнительное образование по интересам.
По учебным дисциплинам можно выделить столько курсов, сколько таких дисциплин предусматривает учебное заведение.
Специфика предметной области также диктует свои направления разработки курсов. Например, в области обучения «Технологии продукции общественного питания» это могут быть курсы, предусматривающие:
1. Технологию приготовления простых, блюд и напитков.
2. Технологию приготовления полуфабрикатов для сложных блюд.
3. Технологию приготовления вторых блюд сложной технологии.
4. Технологию приготовления холодных блюд и закусок и т.д. по модулям.
В условиях ДО различные виды и формы дифференциации обусловлены самой спецификой обучения в сетях, где подчас собираются в группы учащиеся разного уровня обученности. Поэтому по уровням подготовки обучаемых необходимо в ряде случаев предусматривать уровни А, В, С.
При ДО значительно в большей мере, чем при очном, проблема дифференциации приобретает свою актуальность, поскольку контингент обучаемых, объединяемых в одну группу, может быть чрезвычайно неоднородным. Именно поэтому каждый такой курс начинается со знакомства с учащимися, кто бы они ни были, и с тестирования на определение уровня подготовленности по данному направлению обучения. С учетом результатов тестирования педагог строит всю тактику обучения каждого обучаемого, используя при этом личностно-ориентированные технологии, позволяющие вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс с приоритетом на самостоятельность мышления, интеллектуальные и творческие умения учащихся (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение).
Особенности технологической базы, на которой планируется использовать тот или иной курс, имеют также непосредственное влияние на содержание и структурирование всего учебного материала. Если проектировщик курса предполагает, что курс будет функционировать полностью в сетях, без опоры на другие средства компьютерных и прочих информационных технологий, решение может быть одно. Если же планируется использовать помимо чисто сетевых ресурсов какие-то дополнительные источники информации (печатные, видео, звуковые, мультимедийные, средства массовой информации) в качестве компонентов курса, то структура курса и его содержательная сторона, а также организация самого процесса обучения будут несколько иными.
Информационно-предметная среда базового дистанционного обучения обычно включает в себя:
ü курсы дистанционного обучения, электронные учебники, размещаемые на отечественных образовательных сайтах;
ü виртуальные библиотеки;
ü базы данных образовательных ресурсов;
ü веб-квесты, предназначенные для целей обучения;
ü телекоммуникационные проекты;
ü виртуальные методические объединения преподавателей;
ü интернет-конференции, форумы для преподавателей и студентов;
ü консультационные виртуальные центры;
ü научные объединения студентов.
При этом важно так организовать учебный процесс ДО, чтобы у учащихся была возможность:
ü получать необходимые фундаментальные знания, осмысливая их таким образом, чтобы использовать для решения конкретных познавательных или практических проблем;
ü обсуждать со своими партнерами (в том числе и с зарубежными) возникающие в процессе познавательной деятельности проблемы;
ü работать с дополнительными источниками информации, необходимыми для решения поставленной познавательной задачи;
ü вести наблюдения, ставить самостоятельные опыты, используя, помимо прочего, разнообразные, доступные им Интернет–технологии для осмысления приобретаемых знаний, решения возникающих проблем;
ü иметь возможность оценивать собственные познавательные усилия, достигнутые успехи, корректировать свою деятельность.
Заключение
Использование средств СИТ позволяет усилить мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Применяя в процессе обучения компьютер, студент получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь, а если используются наиболее эффективные обучающие системы, то ему объясняется решение, он может обсудить его оптимальность и выявить наиболее рациональные решения. СИТ могут влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого математического материала. Во многих учебных программах заложены мультивекторные пути решения поставленной задачи, тем самым предоставляя учащимся возможность проявить оригинальность, поставив интересную задачу, и попытаться построить ее модель. Все это способствует формированию положительного отношения к учебе. Однако, необходимо обращать внимание на то, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера и не заслонила учебные цели.
Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению особенно необходимы на первых курсах, так как именно здесь наблюдаются резкие различия в подготовленности студентов и в уровнях развития. Фронтальная форма работы и ориентация на среднего студента в таких условиях себя не оправдывают и приводят к потере интереса к происходящему на занятии у самых способных и невозможности для наиболее слабых активно включиться в учебный процесс. Индивидуальная работа студента с применением компьютера создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый студент работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.
Наличие программно-методического обеспечения, ориентированного на поддержку преподавания, а также учебного и демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, позволяет организовать в учебном процессе исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной деятельности со средствами СИТ.
СИТ позволяют качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. При работе на компьютере каждый студент может обдумывать ответ столько времени, сколько ему необходимо; снимается вопрос о субъективной оценке знаний при опросе, так как оценку выставляет компьютер, подсчитывая количество верно выполненных заданий; происходит мгновенный анализ ответа, что дает возможность опрашиваемому либо утвердиться в своих знаниях, либо скорректировать неверно введенный ответ, либо обратиться за помощью к учителю. Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), анализ причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что необходимо начинать формировать у студентов с первых курсов.
На этапах занятия, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, преподаватель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у студентов, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит преподавателю построить собственную деятельность по управлению учебным процессом и постепенно работать над развитием творческого отношения студентов к обучению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алешин, Л.И. Информационные технологии: Учебное пособие / Л.И. Алешин. - М.: Маркет ДС, 2011. - 384 c.
2. Ветитнев, А.М. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: Учебное пособие / А.М. Ветитнев. - М.: Форум, 2010. - 400c.
3. Гаврилов, М.В. Информатика и информационные технологии: Учебник для бакалавров / М.В. Гаврилов, В.А. Климов; Рецензент Л.В. Кальянов, Н.М. Рыскин. - М.: Юрайт, 2013. - 378 c.
4. Гохберг, Г.С. Информационные технологии: Учебник для студ. учрежд. сред. проф. образования / Г.С. Гохберг, А.В. Зафиевский, А.А. Короткин. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 208 c.
5. Гришин, В.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебник / В.Н. Гришин, Е.Е. Панфилова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c.
6. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.М. Ибрагимов; Под ред. А.Н. Ковшов. - М.: ИЦ Академия, 2008. - 336 c.
7. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - М.: Дашков и К, 2013. - 308 c.
8. Максимов, Н.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие / Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - М.: Форум, 2010. - 496 c.
9. Максимов, Н.В. Современные информационные технологии: Учебное пособие / Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - М.: Форум, 2013. - 512 c.
10.Молочков, В.П. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Microsoft Office PoworPoint 2007: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Молочков. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 176 c.
11.Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.