Использование информационных технологий на уроках географии
До настоящего времени общество находилось в «индустриальной эпохе». Время идет, настало новое тысячелетие, которое получила название «информационная эпоха». В связи с такими изменениями, новыми мировыми державами будут считаться те, которые развивают наукоемкие технологии. Самым важным продуктом становится информация, а лидирующими странами становятся те, жители которых смогут получать качественное образование и широкий доступ к информации.
Новая эпоха ставит новые задачи. В школьном образовании - это подготовка ученика к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. А также к возможности получения своего образования с использованием современных информационных технологий.
География - это не просто школьная дисциплина, это целая наука, заставляющая совершить путешествие по миру и познать его. К сожалению, интерес современных школьников к изучению данной дисциплины оставляет желать лучшего. Очень мал процент выпускников, которым география интересна или нужна. На самом деле мы наблюдаем плачевный результат. Некоторые школьники не знают, где расположен Калининград, а где Камчатка, или, например, имея дачу в пригороде Минска, не всегда представляют, в какой стороне от города она располагается. Незнание географии - это, безусловно, показатель невежества. И что самое интересное, оно нередко встречается у людей, которые бывали уже везде. Мы очень просто относимся к тому, что дети выносят из поездок, не требуем от них осмысления. Та же картина происходит на традиционных уроках в школе: выучил - рассказал, отложил - забыл. Сейчас одним из направлений модернизации системы географического образования считается внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую работу, углубить демократизацию методики преподавания, раскрыть творческие способности и развивать мышление, восприятие, память обучающихся детей.
В наше время в школах широко внедряются информационные технологии. Это и интерактивная доска Smart Board, медиапроекторы, LCD — панель, компьютеры, которые занимают определенное место в жизни человека. Сейчас человек уже не представляет себе работу без компьютера, так как он облегчают работу людей в некоторых сферах, особенно в сфере образования, делая ее более наглядной и интересной.
Выработалась определенная система использования информационных технологий на уроках различных типов. Примеры использования интерактивных средств обучения на уроках географии:
Урок изучения нового материала
При изучении нового материала наглядное пособие является зрительной опорой ученику, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет те пояснения, которые дает учитель.
Для решения дидактической задачи данного
этапа можно использовать
мультимедиа технологии:
· презентация-лекция - демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации (PowerPoint), в данном случае используются презентации с целью познакомить учащихся с объектом или явлением, процессом;
· видеофрагменты фильмов;
· презентация-модель - с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint);
· слайд-шоу - демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (программа PowerPoint);
· изображение - корректировка фотографий, отсканированных изображений, раскрашивание изображений (программа PhotoShop);
· коллаж - создание собственных оригинальных ребусов, изображений (программа PhotoShop);
· видеоклип - на основе фотографий, видео- и звуковых файлов; с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (программа Movie Maker)
Урок закрепления, обобщения и систематизации знаний.
Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания материала и четкого структурирования урока. С этой целью в конце урока можно проводить обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.
Для решения дидактической задачи данного этапа можно использовать
мультимедиа технологии:
· презентация-задание - содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания и ответ (PowerPoint).
мобильный класс:
· работа в группе – задание – составить текст для слайдов презентации (PowerPoint);
· выбрать иллюстративное сопровождение для текста (PhotoShop, PowerPoint).
Интернет-ресуры:
Комбинированный урок
Чаще всего в своей практике учитель проводит уроки комбинированного типа, в структуре которого присутствует и проверка домашнего задания и объяснение нового материала. Объяснение же нового материала происходит с использованием средств, описанных ранее.
Немаловажным условием использования на уроке средств Power Point является параллельное использование карт в атласе. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект. На последнем слайде обязательно должно быть домашнее задание для учащихся.
Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать:
мультимедиа технологии:
· презентация-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы (программа PowerPoint);
· презентация-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (программа PowerPoint);
· презентация-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (программа PowerPoint).
раздаточный материал:
o тесты (программы Excel, Word);
o карточки (программа Word);
o кроссворды (программа Excel);
· самостоятельные работы (программа Word);
· контрольные работы (программа Word).
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Для данного типа урока можно использовать:
· тесты, практические задания, разноуровневые вопросы, творческие работы учащихся.
· учебно-методическая документация (тематические и поурочные планы)
· раздаточный материал (карточки-задания, контрольные тесты, кроссворды и т.п.). Текстовый редактор Microsoft Word прежде всего и предназначен для того, чтобы выполнять эту работу быстро и эффективно, создать качественно оформленные документы, удовлетворяющие высоким эстетическим требованиям.
Интегрированные уроки
Интерес к изучению предмета во многом зависит от того, как проходят уроки. Поэтому на уроках можно применять нетрадиционные формы — это интегрированные уроки: например, география — информатика. Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать урок не только нетрадиционным, но еще ярким, насыщенным. Такие уроки показывают связь предметов, учат применять на практике теоретические знания, отрабатывают навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность учеников, стимулируют их самостоятельному приобретению знаний. На этих уроках каждый ученик работает активно и увлеченно, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес.
Интегрированные уроки построены с применением проблемно-исследовательской технологии, что обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся с помощью проблемных заданий. Ученики пытаются решать стандартные задания нестандартным способом — применяя современные компьютерные технологии. Этим достигается мотивационная цель — побуждение интереса к изучению предмета и показывается его нужность в реальной жизни.
Ученики учатся владеть компьютером, работать с пакетом программ Microsoft Office. В рамках интегрированных уроков информатики и географии можно организовать самостоятельную работу учащихся с компьютером. На таких уроках ученики непосредственно на компьютере могут выполнять программные практические работы. Электронные таблицы Excel помогают организовать в классе практическую работу по анализу статистических данных с построением картограмм и картодиаграмм. В этом случае картограммы и картодиаграммы выполняют функции не только средства наглядности, но и источника географических знаний.
Одна из самых распространенных форм организации учебной деятельности на уроке — индивидуальная самостоятельная работа ученика, имеющая большое значение для отработки умений и навыков, развития творческих способностей. Это подготовка докладов, построение графиков, диаграмм, сообщений, презентаций.
Табл. 1. Пример использование информационных технологий на разных видах урока в обучении географии.
Тема занятия |
Тип урока |
Использование ИТ |
Введение. Что изучает география |
вводный |
Демонстрация фрагментов, презентация-выступление |
Развитие географических знаний о Земле |
комбинированный |
Интерактивная карта, видеофрагмент, мультимедийное картографическое пособие |
Условные знаки. План местности |
комбинированный |
Презентация, образовательная коллекция: Серия «Уроки Кирилла и Мефодия» «Уроки географии. 6 класс.» |
Форма и размеры Земли. Глобус |
комбинированный |
Презентация. Интерактивная доска (эффект 3d), Единая коллекция ЦОР |
Географические координаты (широта, долгота) |
комбинированный |
Интерактивная доска, мультимедийное картографическое пособие |
Вулканы. Горячие источники. Гейзеры. |
комбинированный |
Презентации, видеофрагменты, образовательные ресурсы на компакт-дисках |
Основные формы рельефа Мирового океана |
комбинированный |
Презентация, мультимедийное картографическое пособие |
Мировой океан и его части |
комбинированный |
Презентация, мультимедийное картографическое пособие |
Движение вод в океане |
комбинированный |
Презентация, мультимедийное картографическое пособие, Единая коллекция ЦОР |
Река и ее части |
комбинированный |
Интерактивная доска (флипчарт) |
Температура воздуха |
интегрированный |
Электронные таблицы Excel , презентация, интернет |
Климат своей местности |
комбинированный |
Интерактивная карта, мультимедийное картографическое пособие , интернет |
Биосфера и ее части. Биоразнообразие организмов на Земле |
комбинированный |
Презентация, Образовательная коллекция. Начальный курс географии 6 кл.; |
Численность населения Земли. |
комбинированный |
Презентация |
Расовый состав. Народы планеты. |
комбинированный |
Презентация |
Уроки закрепления, обобщения и систематизации знаний. |
Единая коллекция (тесты, задания), Серия «Уроки Кирилла и Мефодия» «Уроки географии. 6 класс» |
Достоинства использования ИКТ на уроках географии:
· универсальность;
· воздействие на различные виды памяти;
· эффективность применения на всех этапах учебного процесса;
· гибкость.
Компьютер - самое мощное и самое действенное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагал когда-либо учитель и ученик. В современной концепции полного среднего образования ставится задача формирования у выпускников умения применять мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, создания баз данных, презентации результатов познавательной работы, позволяющих им успешно решать практические задачи прикладного характера в широком спектре разнообразных профессиональных ситуаций. Информационные технологии увеличивают эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность, делают урок красочным, интересным, познавательным, а главное - эмоциональным.
Учитель географии
ГУО «Средняя школа
№2 г.Белыничи»
Храмкова О.В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.