Использование информационных технологий на уроках ОБЖ
«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования...» (М. Поташник, действительный член Российской академии образования).
Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном образовании обсуждается на страницах всех методических журналов и газет. При этом, очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения в среднем и старшем звеньях школы.
Новые технологии позволяют превратить нудную лекцию или писанину под диктовку, поскольку по нашему предмету практически нет учебников, в разнообразный и интересный урок.
Компьютер может представлять: источник учебной информации, наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций), тренажер, средство диагностики и контроля.
К сожалению, наша школа не позволяет проводить индивидуальный контроль знаний с использованием компьютеров. Поэтому, в основном, я использую на уроках компьютер в сочетании с мультимедийным проектором.
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у обучающихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
В настоящее время разработана компьютерная поддержка любого предмета, в том числе и ОБЖ. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. Но и эти пособия далеки от идеала и поэтому, кроме использования учебников, я составляю презентации, в которые включаю необходимые схемы, таблицы, рисунки и видеоматериалы.
Открытые уроки и семинары с использованием информационных технологий убеждают учителей в возможности применения современные технологий и на уроках. «Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!» отмечает Крейг Барретт (член совета директоров корпорации Intel), и с этим нельзя не согласиться.
Кому-то кажется, что использование информационных коммуникационных технологий позволяет учителю расслабиться на уроке, ведь за него все делает компьютер с установленной программой. Однако разработка уроков с использованием информационных технологий требует большого количества личного времени. И эта работа почти невозможна в школе, поэтому подготовка видеоматериала, презентаций, сканирование и поиск в Интернете чаще всего ведется с использованием домашнего компьютера. Но все эти затраты оправдываются, когда видишь, какой результат дают плоды твоего труда на уроке.
Одной из главных составляющих предмета ОБЖ является военно-патриотическое воспитание обучающихся. Воспитание должно основываться на примерах. К сожалению, идеалами для многих учеников служат не космонавты или мыслители, а вымышленные герои компьютерных игр, боевиков, всевозможных развлекательных программ. Поэтому на своих уроках я использую видеоматериалы, записанные с телевидения и выложенные в Интернет.
Надо отметить, знание персонального компьютера, программного обеспечения вызывает уважение учеников. Именно такие незначительные «пустяки» формируют авторитет учителя среди учеников.
Подход к каждому ученику должен быть индивидуальным, поэтому некоторым ученикам предлагаю творческие задания, выполнение которых предполагает использование информационно-коммуникационных технологий и освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и веб-страниц как результат самостоятельной исследовательской деятельности. Лучшие работы учащихся используются в качестве учебного пособия при проведении занятий по соответствующей тематике. При этом обязательно называется автор работы.
Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.