Кононченко Наталья Леонидовна,
учитель музыкального искусства
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ШКОЛА №4 ГОРОДА ДЕБАЛЬЦЕВО»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Двадцать первый век - это век информационных технологий, которые активно внедряются в различные сферы жизни, среди них и образование. Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью ИКТ и электронных образовательных ресурсов нового поколения.
Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — послушать концерт, посмотреть оперные и балетные спектакли в Сети Интернет, узнать новости музыкальной жизни и многое другое. Для учителя — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога. Успех работы учителя музыкального искусства во многом зависит от его способностей влиять на впечатлительность и эмоциональность детей. Необходимо выразительно и одухотворенно исполнять, образно и ярко комментировать музыкальные произведения, создавая атмосферу творческой активности в классе.
В наше время условия работы учителя, а в данном случае учителя музыкального искусства, коренным образом изменились. Необходимость этих перемен продиктована самой жизнью: ученик живёт в технологии, которая насыщена компьютерами, DVD и mp3-плейерами, мобильными телефонами и т.д. Идти в ногу со временем и применять современные технические средства, в учебном процессе, позволяет решить целый ряд учебных задач, а также повысить одну из важнейших составляющих успешного обучения – мотивацию ученика. В качестве основной цели, использования ИКТ на уроках музыки, можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся. Использование информационных технологий в образовательном процессе делает урок более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Если учитель будет использовать современные технологии, то учащиеся будут ходить на уроки с интересом, будут ждать встречи с искусством и результат не заставит ждать.
Информационные технологии обучения – это своеобразная подготовка и передача информации ученикам, где средством является компьютерная техника и другие программные технические средства, которые могут быть различного назначения.
Размышляя над вопросом, как лучше всего ввести в урок музыки ИКТ и сделать его интересным для учеников, я определила для себя некоторые ведущие идеи:
ü Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.
ü Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.
ü Одним из условий успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр и т.д.) позволяет добиться желаемого результата.
ü Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.
Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип фасцинации (принцип привлекательности). Благодаря мультимедийным пособиям, учащиеся стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать). Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т.п.
Современным этапом аудиовизуальных средств являются
«Цифровые образовательные ресурсы» для учебно-методических комплектов «Музыка», которые могут быть выполнены в формате мультимедийных проектов. Цифровые образовательные ресурсы разрабатываю как комплекс средств обучения, в который входят:
ü Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников.
ü Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, Иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов, исполнителей, документальные и художественные фотографии.
ü Звуковые фонограммы музыкальных произведений. А также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;
ü Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.
ü Творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.
Таким образом
Использование компьютерных технологий дает учителю
возможность:
- сделать процесс обучения более интересным, разнообразным;
- интенсифицировать самостоятельную работу учащихся;
- увеличить объем выполненных на уроке заданий;
- быстро и точно оценить способности и знания ребенка;
- за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого
материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать;
- применить новые, эффективные
технологии, формы и методы обучения;
Использование компьютерных технологий дает учащимся:
- повышение мотивации и познавательной активности;
- получения знаний в увлекательной и визуализированной форме,
- получение быстрого и объективного результата оценки знаний с указанием
ошибок,
- овладение компьютерной грамотностью, освоение учащимися современных информационных
технологий.
Каждый учитель, используя компьютерные технологии в преподавании предметов искусства, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя - работа, а для его учеников - обучение станут радостнее и увлекательнее. Кабалевский Д.Б. подчеркивал, что различные формы приобщения детей к музыке основываются на её активном восприятии, которое нельзя сводить к одному из видов деятельности, «…активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев».
Литература
Поливанова К. Николаевна. « Просвещение», 2010 г.
Колеченко А. К Энциклопедия педагогических технологий СПб.: «Каро», 2006 г.
Электронные образовательные порталы для педагогов и учащихся:
http://school-collection.edu.ru/ «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»
www.it-n.ru «Сеть творческих учителей»
http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.