Использование информационных технологий в музыкальном образовании школьников
Оценка 4.7

Использование информационных технологий в музыкальном образовании школьников

Оценка 4.7
docx
19.08.2020
Использование информационных технологий в музыкальном образовании школьников
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.docx

                                                                                                                       

                

Кононченко Наталья Леонидовна,

                                                                                             учитель музыкального искусства

                           МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

                                                                                «ШКОЛА №4  ГОРОДА ДЕБАЛЬЦЕВО»

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

     Двадцать первый век - это век информационных технологий, которые активно внедряются в различные сферы жизни, среди них и образование. Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью ИКТ и электронных образовательных ресурсов нового поколения.

   Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — послушать концерт, посмотреть оперные и балетные спектакли в Сети Интернет, узнать новости музыкальной жизни и многое другое. Для учителя — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога.     Успех работы учителя музыкального искусства во многом зависит от его способностей влиять на впечатлительность и эмоциональность детей. Необходимо выразительно и одухотворенно исполнять, образно и ярко комментировать музыкальные произведения, создавая атмосферу творческой активности в классе.  

     В наше время условия работы учителя, а в данном случае учителя музыкального искусства, коренным образом изменились. Необходимость этих перемен продиктована самой жизнью: ученик живёт в технологии, которая насыщена компьютерами, DVD и mp3-плейерами, мобильными телефонами и т.д. Идти в ногу со временем и применять современные технические средства, в учебном процессе, позволяет решить целый ряд учебных задач, а также повысить одну из важнейших составляющих успешного обучения – мотивацию ученика. В качестве основной цели, использования ИКТ на уроках музыки, можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся. Использование информационных технологий в образовательном процессе делает урок более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень.  Если учитель будет использовать современные технологии, то учащиеся будут ходить на уроки с интересом, будут ждать встречи с искусством и результат не заставит ждать.

     Информационные технологии обучения – это своеобразная подготовка и передача информации ученикам, где средством является компьютерная техника и другие программные технические средства, которые могут быть различного назначения.

     Размышляя над вопросом, как лучше всего ввести в урок музыки ИКТ и сделать его интересным для учеников, я определила для себя некоторые ведущие идеи:

ü Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.

ü Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.

ü Одним из условий успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр и т.д.) позволяет добиться желаемого результата.

ü Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

     Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип фасцинации (принцип привлекательности). Благодаря мультимедийным пособиям, учащиеся стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать). Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т.п.

         Современным этапом аудиовизуальных средств являются 

«Цифровые образовательные ресурсы» для учебно-методических комплектов «Музыка», которые могут быть выполнены в формате мультимедийных проектов. Цифровые образовательные ресурсы  разрабатываю как комплекс средств обучения, в который входят:

ü  Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников.

ü   Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики,  народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика,  Иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов, исполнителей, документальные и художественные фотографии.

ü  Звуковые фонограммы музыкальных произведений. А также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;

ü  Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.

ü   Творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.

      Таким образом

 Использование  компьютерных технологий   дает учителю возможность: 
- сделать процесс обучения более интересным, разнообразным; 
- интенсифицировать самостоятельную работу учащихся; 
- увеличить объем выполненных на уроке заданий; 
- быстро и точно оценить способности и знания ребенка; 
- за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого       

  материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать;

- применить новые, эффективные технологии, формы и методы обучения;
Использование  компьютерных технологий   дает учащимся:

- повышение мотивации и познавательной активности;

- получения знаний в увлекательной и визуализированной форме,
- получение быстрого и объективного результата оценки знаний с указанием ошибок, 
- овладение компьютерной грамотностью, освоение учащимися современных   информационных технологий.

     Каждый учитель, используя компьютерные  технологии в преподавании предметов искусства, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя - работа, а для его учеников - обучение станут радостнее и увлекательнее. Кабалевский Д.Б. подчеркивал, что различные формы приобщения детей к музыке основываются на её активном восприятии, которое нельзя сводить к одному из видов деятельности, «…активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев».  

Литература

Поливанова К. Николаевна. « Просвещение», 2010 г.

Колеченко А. К Энциклопедия педагогических технологий СПб.: «Каро», 2006 г.

Электронные образовательные порталы для педагогов и учащихся:

http://school-collection.edu.ru/ «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»

www.it-n.ru  «Сеть творческих  учителей»

http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»


 

Скачано с www.znanio.ru

Кононченко Наталья Леонидовна, учитель музыкального искусства

Кононченко Наталья Леонидовна, учитель музыкального искусства

Если учитель будет использовать современные технологии, то учащиеся будут ходить на уроки с интересом, будут ждать встречи с искусством и результат не заставит ждать

Если учитель будет использовать современные технологии, то учащиеся будут ходить на уроки с интересом, будут ждать встречи с искусством и результат не заставит ждать

Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки

Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки

Творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника

Творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2020