Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
СОГОУ «Екимовичская средняя общеобразовательная специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида» - учебное заведение, в котором получают образование дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В виду их заболеваний детям не доступны некоторые виды профессий, но задача педагогического коллектива наиболее полно адаптировать воспитанников к жизни в современных, далеко не лёгких условиях. Одним из способов является освоение воспитанниками таких видов деятельности, в которых используется практическое знание компьютера и информационных технологий.
Их использование необходимо для решения проблемы подготовки учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных технологий обучения.
Так как в современной школе происходит изменение приоритетов школьного образования, поворот его к личности школьника, удовлетворению его интересов и образовательных потребностей посредством широкой дифференциации содержания образования в школе, реализации личностно-ориентированной модели образования, то возникла естественная потребность в применении новых методов и форм обучения, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению, демократизации и гуманизации образования.
Информационные технологии – это современные виды информационного взаимодействия людей, организованные на базе компьютерной техники и средств связи.
Работа школы строится по следующим принципам:
Ключевая идея
Включение в процессы компьютерной грамотности педагогов, школьников.
Цель:
Совершенствование образовательного пространства школы на основе новых информационно-коммуникационных технологий.
Задачи:
· Систематическое повышение ИКТ-компетентности педагогических работников.
· Предоставление всем участникам образовательного процесса возможности обучения современным информационным технологиям.
· Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
· Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности.
Анализ содержания профессиональной деятельности людей массовых профессий и, особенно, прогноз её развития в ближайшей перспективе позволяют сделать вывод о возрастании роли подготовки молодёжи в области информационных технологий.
· Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования.
· Воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации.
· Обеспечение педагогам и учащимся доступа к образовательным и культурным ресурсам Интернет. Периодическое пополнение сайта школы; участие в проектной деятельности.
· Мотивирование и стимулирование использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Анализ компьютерного оснащения школы-интерната
· 1 компьютерный класс на 137, оснащенный 10-ю компьютерами Pentium, видеопроектором, рабочее место учителя;
· 3 компьютера, принтер, ксерокс в бухгалтерии школы;
· . 1 компьютер с принтером и ксероксом у школьного секретаря;
· 1 компьютер, у директора;
· 2 компьютера у замдиректоров;
· 1 компьютер у социального педагога;
· 1 компьютер – ноутбук в 5 классе 8 вида.
· Наличие локальной сети и выхода в Интернет.
Программные средства
Ø Операционная система.
Ø Пакет лицензионных программ «Первая ПОмощь»
Ø Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Ø Антивирусная программа.
Ø Программа-архиватор.
Ø Клавиатурный тренажёр.
Ø Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций, электронные таблицы и библиотеку шаблонов документов.
Ø Звуковой редактор.
Ø Простая система управления базами данных.
Ø Простая геоинформационная система.
Ø Система автоматизированного проектирования.
Ø Виртуальные компьютерные лаборатории.
Ø Программа-переводчик.
Ø Система оптического распознавания текстов.
Ø Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем и др.).
Ø Система программирования.
Ø Почтовый клиент (входит в состав операционных систем и др.).
Ø Браузер (входит в состав операционных систем и др.).
Ø Программа интерактивного общения.
Ø Простой редактор WEB-страниц.
Наличие соответствующей материально-технической базы, запросов, заинтересованности и подготовленности педагогов позволило нам внедрять ИКТ в учебно-воспитательный процесс.
Организация информационного пространства образовательного учреждения.
Информационное пространство школы имеет следующие составляющие: физическая, психологическая, интеллектуальная. Основой физической составляющей информационного пространства школы являются кабинет информатики. К информационному пространству школы относится школьный Интернет и локальная сеть, а также технические средства мультимедиа (телевизоры, проекторы, видеомагнитофоны, фотоаппараты и т.п.), программное обеспечение образовательного процесса.
К психологической и интеллектуальной составляющим информационного пространства относится так называемый «человеческий фактор». Здесь подразумевается воля и желание участников образовательного процесса к применению информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе, желание повышать свою информационно-коммуникационную культуру. С этой целью организовываются специальные курсы по применению информационных технологий в образовательном процессе.
Вашему вниманию представлены результаты мониторинга по ИКТ-компетентности педагогов и учащихся школы-интерната по основным направлениям владения компьютером.
Мониторинг ИКТ-компетентности работников школы. Время поведения – октябрь 2009г. Количество человек, участвовавших в опросе – 30 чел.
Мониторинг компетентности школьников на октябрь 2009 года.
Наличие квалифицированных кадров:
преподавание информатики во 2-11-х классах ведет учитель информатики с высшей категорией.
Учителя практикуют проведение уроков с использованием мультимедиа презентаций, созданных самими педагогами и обучающимися. Наиболее активно и грамотно мультимедиа презентации используются на уроках информатики, технологии, ИЗО, обществознания, на уроках в начальной школе.
Компьютер на уроках педагоги применяют в следующих режимах:
1. Демонстрационный режим (учитель, используя экран монитора или мультимедиапроектор, демонстрирует материал, а затем идёт обсуждение увиденного и услышанного).
Основная дидактическая цель: сообщение новой информации.
2. Индивидуальный режим или фронтальная лабораторная работа (все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах).
Основная дидактическая цель: освоение нового материала с помощью обучающей программы; закрепление изученного с помощью программы-тренажёра; контроль изученного с помощью контролирующей программы; применение новых знаний в новых условиях; интеграция знаний.
Для учащихся - это трудная работа, так как учащиеся привыкли играть с компьютером, а здесь нужно добывать знания и применять их для решения конкретных задач.
3. Дистанционный режим или учебно-исследовательская практика (учащиеся получают индивидуальные задания для самостоятельной работы, включая части заданий для выполнения дома).
Педагоги школы активно используют ПК, сканер и Интернет для создания учебно-методических материалов и поиска нужной информации.
В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета (на дисках или в сети Интернет), в том числе математики и информатики. На уроках используют электронный учебник-справочник "Алгебра 7-11класс", электронные учебные издания: "Математика 5-11", "1С Репетитор. Подготовка к ЕГЭ", "Информатика 9-11 класс", информационные ресурсы сети Интернет
Внеклассная работа ведётся по следующим направлениям:
· В школе работает компьютерный кружок исследовательской деятельности с использованием ИКТ.
· Проходят внеклассные мероприятия с использованием ИКТ.
· Руководители кружков используют в своей работе компьютер.
· Воспитанники школы участвуют в различных конкурсах.
Важной частью функционирования информационного пространства учебного заведения является проектная деятельность учащихся.
Вашему вниманию представлены работы учащихся, выполненные в рамках реализации этих проектов. Данные работы представлялись на районные и областные конкурсы, а также на Фестиваль творческих и исследовательских работ «Портфолио» в 2007-2009 годах
Основные этапы внедрения информационных технологий в учебно-воспитательный процесс
Первый этап - Продолжение обучения учителей ИКТ.
Второй этап - использование информационных технологий при изучении предметов школьного курса.
Третий этап- информатизация деятельности администрации школы.
Четвертый этап. Создание общешкольной локальной сети (в перспективе).Заполнение школьного сайта.
Пятый этап- Создание единой информационно - образовательной среды школы (в перспективе).
Уровень и культура использования вычислительной техники определяет степень информатизации любого учреждения, в том числе и школы, его готовность к жизни в информационном веке. Для эффективного использования имеющейся компьютерной базы и программного обеспечения на этапе реализации настоящей программы школы необходимо:
1. Провести соответствующую научно-методическую работу в коллективе.
2. Обеспечить учащимся и педагогам доступ к компьютерам и широкому диапазону современного программного обеспечения для индивидуальной работы во внеурочное время.
3. Привлечь сотрудников школы и руководство к использованию компьютеров в своей работе.
4. Продолжать работу с преподавателями, желающими применять компьютеры для преподавания своих дисциплин. Обучить желающих основам компьютерной грамотности.
5. Привлекать педагогов и школьников для заполнения школьного банка электронных ресурсов.
6. Организовать выпуск школьной газеты.
7. Организовать исследовательскую, реферативную и презентационную деятельность школьников с применением ИКТ.
С учётом всех вышеперечисленных условий разработан план работы школы-интерната на 2009-2013гг. по информатизации школы. Он включает в себя следующие направления:
· МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
· ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
· КУРСОВАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
· Семинары по информационным технологиям
· Областные и районные мероприятия
· Школьные мероприятия
Основные результаты работы
Наличие информационной культуры педагогов и учащихся, повышение их уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки в области современных информационных технологий.
Использование компьютерных информационных технологий для преподавания различных предметов
Повышение мотивации к изучению отдельных предметов за счет эффективного использования современных педагогических технологий и ИКТ.
Обеспечение доступа учителей и учащихся к информационным ресурсам.
Разработка программы и плана информатизации школы.
Сайт школы.
Заявки на конкурсы педагогических инициатив.
Буклет и календарь к семинару, газеты.
Данные по мониторингу ИКТ-компетентность
За последние десятилетия понятия информации и информационных процессов стали выходить за рамки теории самоуправляемых систем и применяться к описанию самых различных природных и социальных явлений. Появление понятий «экономической информации», «информационного бизнеса», «информационного права», «защиты информации» и прочих говорит о том, что понятие информации сделалось не только важнейшей категорией современного научного мировоззрения, но и важнейшей чертой современной цивилизации. Несколько наших выпускников связали свою трудовую деятельность с информационными технологиями.
План работы СОГОУ «Екимовичская средняя общеобразовательная спецшколы – интерната» по информатизации на 2009-2013 гг.
Источники финансирования: бюджет; внебюджетные средства учреждения
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.