Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Оценка 4.8

Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Оценка 4.8
doc
18.01.2023
Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
выступление директора на коллегии.doc

Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

СОГОУ «Екимовичская средняя общеобразовательная специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида» - учебное заведение, в котором получают образование дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В виду их заболеваний детям не доступны некоторые виды профессий, но задача педагогического коллектива наиболее полно адаптировать воспитанников к жизни в современных, далеко не лёгких условиях. Одним из способов является освоение воспитанниками таких видов деятельности, в которых используется практическое знание компьютера и информационных технологий.

 

 

 Их использование необходимо для решения проблемы подготовки учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных технологий обучения.

Так как в современной школе происходит изменение приоритетов школьного образования, поворот его к личности школьника, удовлетворению его интересов и образовательных потребностей посредством широкой дифференциации содержания образования в школе, реализации личностно-ориентированной модели образования, то возникла естественная потребность в применении новых методов и форм обучения, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению, демократизации и гуманизации образования.

 

Информационные технологии – это современные виды информационного взаимодействия людей, организованные на базе компьютерной техники и средств связи.

Работа школы строится по следующим принципам:

 

 

Ключевая идея

Включение в процессы компьютерной грамотности педагогов, школьников.

 

Цель:

Совершенствование образовательного пространства школы на основе новых информационно-коммуникационных технологий.

 

 

Задачи:

·        Систематическое повышение ИКТ-компетентности педагогических работников.

·         Предоставление всем участникам образовательного процесса возможности обучения современным информационным технологиям.

·        Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

·        Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности.

Анализ содержания профессиональной деятельности людей массовых профессий и, особенно, прогноз её развития в ближайшей перспективе позволяют сделать вывод о возрастании роли подготовки молодёжи в области информационных технологий.

·        Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования.

·        Воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации.

·         Обеспечение педагогам и учащимся доступа к образовательным и культурным ресурсам Интернет. Периодическое пополнение сайта школы; участие в проектной деятельности.

·        Мотивирование и стимулирование использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

 

Анализ компьютерного оснащения школы-интерната

·        1 компьютерный класс на 137, оснащенный 10-ю компьютерами Pentium, видеопроектором, рабочее место учителя;

·         3 компьютера, принтер, ксерокс в бухгалтерии школы;

·        . 1 компьютер с принтером и ксероксом у школьного секретаря;

·         1 компьютер, у директора;

·        2 компьютера у замдиректоров;

·         1 компьютер у социального педагога;

·         1 компьютер – ноутбук в 5 классе 8 вида.

·        Наличие локальной сети и выхода в Интернет.

Программные средства

Ø Операционная система.

Ø Пакет лицензионных программ «Первая ПОмощь»

Ø Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

Ø Антивирусная программа.

Ø Программа-архиватор.

Ø Клавиатурный тренажёр.

Ø Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций, электронные таблицы и библиотеку шаблонов документов.

Ø Звуковой редактор.

Ø Простая система управления базами данных.

Ø Простая геоинформационная система.

Ø Система автоматизированного проектирования.

Ø Виртуальные компьютерные лаборатории.

Ø Программа-переводчик.

Ø Система оптического распознавания текстов.

Ø Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем и др.).

Ø Система программирования.

Ø Почтовый клиент (входит в состав операционных систем и др.).

Ø Браузер (входит в состав операционных систем и др.).

Ø Программа интерактивного общения.

Ø Простой редактор WEB-страниц.

Наличие соответствующей материально-технической базы, запросов, заинтересованности и подготовленности педагогов позволило нам внедрять ИКТ в учебно-воспитательный процесс.

 

Организация информационного пространства образовательного учреждения.

Информационное пространство школы имеет следующие составляющие: физическая, психологическая, интеллектуальная. Основой физической составляющей информационного пространства школы являются кабинет информатики. К информационному пространству  школы относится школьный Интернет и локальная сеть, а также технические средства мультимедиа (телевизоры, проекторы, видеомагнитофоны, фотоаппараты и т.п.), программное обеспечение образовательного процесса.

К психологической и интеллектуальной составляющим информационного пространства относится так называемый «человеческий фактор». Здесь подразумевается воля и желание участников образовательного процесса к применению информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе, желание повышать свою информационно-коммуникационную культуру. С этой целью организовываются специальные курсы по применению информационных технологий в образовательном процессе.

 

Вашему вниманию представлены результаты мониторинга по ИКТ-компетентности педагогов и учащихся школы-интерната по основным направлениям владения компьютером.

Мониторинг ИКТ-компетентности работников школы. Время поведения – октябрь 2009г. Количество человек, участвовавших в опросе – 30 чел. 

Мониторинг компетентности школьников на октябрь 2009 года.

Наличие квалифицированных кадров:

преподавание информатики во 2-11-х классах ведет учитель информатики с высшей категорией.

Учителя практикуют проведение уроков с использованием мультимедиа презентаций, созданных самими педагогами и обучающимися. Наиболее активно и грамотно мультимедиа презентации используются на уроках информатики, технологии, ИЗО, обществознания, на уроках в начальной школе.

Компьютер на уроках  педагоги применяют  в следующих режимах:

1. Демонстрационный режим (учитель, используя экран монитора или мультимедиапроектор, демонстрирует материал, а затем идёт обсуждение увиденного и услышанного).

Основная дидактическая цель: сообщение новой информации.

2. Индивидуальный режим или фронтальная лабораторная работа (все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах).

Основная дидактическая цель: освоение нового материала с помощью обучающей программы; закрепление изученного с помощью программы-тренажёра; контроль изученного с помощью контролирующей программы; применение новых знаний в новых условиях; интеграция знаний.

Для учащихся - это трудная работа, так как учащиеся привыкли играть с компьютером, а здесь нужно добывать знания и применять их для решения конкретных задач.

3. Дистанционный режим или учебно-исследовательская практика (учащиеся получают индивидуальные задания для самостоятельной работы, включая части заданий для выполнения дома).

Педагоги школы активно используют ПК, сканер и Интернет для создания учебно-методических материалов и поиска нужной информации.

В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета (на дисках или в сети Интернет), в том числе математики и информатики. На уроках используют электронный учебник-справочник "Алгебра 7-11класс", электронные учебные издания: "Математика 5-11", "1С Репетитор. Подготовка к ЕГЭ", "Информатика 9-11 класс", информационные ресурсы сети Интернет

Внеклассная работа ведётся по следующим направлениям:

·        В школе работает компьютерный кружок исследовательской деятельности с использованием ИКТ.

·        Проходят внеклассные мероприятия с использованием ИКТ.

·        Руководители кружков используют в своей работе компьютер.

·        Воспитанники школы участвуют в различных конкурсах.

 

Важной частью функционирования информационного пространства учебного заведения является проектная деятельность учащихся.

Вашему вниманию представлены работы учащихся, выполненные в рамках реализации этих проектов. Данные работы представлялись на районные и областные конкурсы, а также на Фестиваль творческих и исследовательских работ «Портфолио» в 2007-2009  годах

Основные этапы внедрения информационных технологий в учебно-воспитательный процесс

 Первый этап - Продолжение обучения учителей ИКТ.

 Второй этап - использование информационных технологий при изучении предметов школьного курса.

 Третий этап- информатизация деятельности администрации школы.

Четвертый этап. Создание общешкольной локальной сети (в перспективе).Заполнение школьного сайта.

Пятый этап- Создание единой информационно - образовательной среды школы (в перспективе).

Уровень и культура использования вычислительной техники определяет степень информатизации любого учреждения, в том числе и школы, его готовность к жизни в информационном веке. Для эффективного использования имеющейся компьютерной базы и программного обеспечения на этапе реализации настоящей программы школы необходимо:

1.     Провести соответствующую научно-методическую работу в коллективе. 

2.     Обеспечить учащимся и педагогам доступ к компьютерам и широкому диапазону современного программного обеспечения для индивидуальной работы во внеурочное время.

3.     Привлечь сотрудников школы и руководство к использованию компьютеров в своей работе.

4.     Продолжать работу с преподавателями, желающими применять компьютеры для преподавания своих дисциплин. Обучить желающих основам компьютерной грамотности.  

5.     Привлекать педагогов и школьников для заполнения школьного банка электронных ресурсов.

6.     Организовать выпуск школьной газеты.

7.     Организовать исследовательскую, реферативную и презентационную деятельность школьников с применением ИКТ.

 

С учётом всех вышеперечисленных условий разработан план работы школы-интерната на 2009-2013гг. по информатизации школы. Он включает в себя следующие направления:

·        МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

·        ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

·        КУРСОВАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

·        Семинары по информационным технологиям

·        Областные и районные  мероприятия

·        Школьные мероприятия

Основные результаты работы

        Наличие информационной культуры педагогов и учащихся, повышение их уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки в области современных информационных технологий.

        Использование компьютерных информационных технологий для преподавания различных предметов

        Повышение мотивации к изучению отдельных предметов за счет эффективного использования современных педагогических технологий и ИКТ.

        Обеспечение доступа учителей и учащихся к информационным ресурсам.

        Разработка программы и плана информатизации школы.

        Сайт школы.

        Заявки на конкурсы педагогических инициатив.

        Буклет и календарь к семинару, газеты.

        Данные по мониторингу ИКТ-компетентность

 

За последние десятилетия понятия информации и информационных процессов стали выходить за рамки теории самоуправляемых систем и применяться к описанию самых различных природных и социальных явлений. Появление понятий «экономической информации», «информационного бизнеса», «информационного права», «защиты информации» и прочих говорит о том, что понятие информации сделалось не только важнейшей категорией современного научного мировоззрения, но и важнейшей чертой современной цивилизации. Несколько наших выпускников связали свою трудовую деятельность с информационными технологиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

работы СОГОУ «Екимовичская средняя общеобразовательная спецшколы – интерната»

по информатизации на 2009-2013 гг.

 

 

Источники финансирования: бюджет; внебюджетные средства учреждения

 

Этапы

Ответственный

Срок реализации

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.     

Приобрести оптическую мышь (10 шт)

Администрация школы

2010

2.     

Провести локальную сеть школы

Администрация школы

2010

3.     

Приобретение ПК (ноутбук)

Управление образования

2010

4.     

Приобретение лазерного принтера

Попечительский совет

2011

5.     

Создание нового мультимедийного класса

Администрация школы

2010

6.     

Приобретение нового компьютерного класса

Управление образования

2011

7.     

Приобретение учебных видеоматериалов по профориентации, приобретение сетевых программных продуктов.

Администрация школы

ежегодно

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

9.           

Пополнить медиатеку по учебным предметам (электронные энциклопедии, электронные учебники)

Учителя - предметники

ежегодно

КУРСОВАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

10.           

Продолжить курсовую подготовку педагогических работников школы по обучению навыкам работы на ПК (начальный уровень, базовый уровень)

Учитель информатики

 

ежегодно

11.           

Проведение индивидуальных консультаций с учителями, психолого-педагогической службой по созданию мультимедийных презентаций

Учитель информатики

 

постоянно

12.           

Направить на курсы по совершенствованию навыков работы по компьютерным технологиям  учителей предметников, владеющих компьютером на базовом и достаточном уровнях

Администрация школы

по плану

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Семинары по информационным технологиям

13.           

Компьютерные коммуникации  в профессиональной деятельности учителей

Руководитель МО математики и физики

декабрь, постоянно

14.           

Комплексное внедрение и использование ИТ в учреждении образования

Заместитель директора по учебной работе

 

Декабрь, постоянно

15.           

Использование ИТ в идеологической работе с учащимися

Заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе

 

Январь, постоянно

16.           

Использование программного обеспечения и Интернет- технологий в обучении школьников

Заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе

 

Февраль, постоянно

17.           

Мастер-класс «Развитие и сопровождение  ПМК «Школьная администрация»

Заместитель директора по учебной работе

в течение года

Областные и федеральные  мероприятия

18.           

Августовское совещание руководителей учреждения образования

Руководители школ

в течение года

26.           

Фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио»

Заместитель директора,

учитель информатики

в течение года

Школьные мероприятия

27.           

Провести семинар «Информационные технологии как основа подготовки учащихся к жизни в информационном обществе»

Заместитель директора,

учитель информатики

 

в течение года

28.           

Подготовка и проведение педагогических советов с использованием средств мультимедиа

Администрация учреждения, учитель информатики

 

По плану

29.           

Подготовка и проведение заседаний МО «Использование ИТ в преподавании учебных предметов»

Руководители МО

По плану

30.           

Проведение предметных недель с использованием ИТ

Руководители МО

По плану

31.           

Семинар с классными руководителями «Использование ИТ в идеологической работе с учащимися»

Заместитель директора,

учитель информатики 

в течение года

32.           

Проведение классных часов по ЗОЖ, по правовому воспитанию учащихся

Заместитель директора,

учитель информатики 

в течение года

 


Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья

Систематическое повышение ИКТ-компетентности педагогических работников

Систематическое повышение ИКТ-компетентности педагогических работников

Программные средства Ø Операционная система

Программные средства Ø Операционная система

С этой целью организовываются специальные курсы по применению информационных технологий в образовательном процессе

С этой целью организовываются специальные курсы по применению информационных технологий в образовательном процессе

Дистанционный режим или учебно-исследовательская практика (учащиеся получают индивидуальные задания для самостоятельной работы, включая части заданий для выполнения дома)

Дистанционный режим или учебно-исследовательская практика (учащиеся получают индивидуальные задания для самостоятельной работы, включая части заданий для выполнения дома)

Уровень и культура использования вычислительной техники определяет степень информатизации любого учреждения, в том числе и школы, его готовность к жизни в информационном веке

Уровень и культура использования вычислительной техники определяет степень информатизации любого учреждения, в том числе и школы, его готовность к жизни в информационном веке

Повышение мотивации к изучению отдельных предметов за счет эффективного использования современных педагогических технологий и

Повышение мотивации к изучению отдельных предметов за счет эффективного использования современных педагогических технологий и

План работы СОГОУ «Екимовичская средняя общеобразовательная спецшколы – интерната» по информатизации на 2009-2013 гг

План работы СОГОУ «Екимовичская средняя общеобразовательная спецшколы – интерната» по информатизации на 2009-2013 гг

Направить на курсы по совершенствованию навыков работы по компьютерным технологиям учителей предметников, владеющих компьютером на базовом и достаточном уровнях

Направить на курсы по совершенствованию навыков работы по компьютерным технологиям учителей предметников, владеющих компьютером на базовом и достаточном уровнях

Подготовка и проведение педагогических советов с использованием средств мультимедиа

Подготовка и проведение педагогических советов с использованием средств мультимедиа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.