Громенюк А.В.
учитель математики первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя школа № 31
ХМАО-ЮГРА
город Сургут
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация: в статье рассматривается актуальность внедрения и использования инновационных информационных технологий в процессе обучения математике в общеобразовательной школе.
Рассматривается пример учебного занятия с использованием технических средств обучения, в частности, мобильного класса.
Необходимость внедрения и применения компьютера и информационных технологий в математическом образовании вытекает из требований, предъявляемых к современному образованию.
Подходя к вопросу о включении в учебный процесс обучения математике информационных технологий, делаем вывод, что компьютер появился “в нужное время и в нужном месте”. Это интеллектуальное устройство способно совершить толчок в сфере самостоятельного обучения математике.
Все отлично знают, как трудно заставить себя изучать незнакомый текст, добывая таким образом новую информацию. Даже, если новые знания преподносятся в уже готовом варианте , вопрос остается открытым.
Образец исчезающего обучающего телевидения показывает бесполезность пассивного наблюдения потока вещаемой информации.
Понятно , что компьютер не заменяет преподавателя и в обозримом будущем заменить не сможет.
Компьютер способен исполнять некоторые функции, ранее присущие только преподавателю: анализировать действия учащегося и выдавать подсказку, задавать вопросы и оценивать ответ, отвечать на вопросы, раскрываю те или иные темы предметной области, в том числе, вариативно. Конечно, же, круг вопросов и тем, и даже число вариаций, определено заранее.
Сегодня инновационные информационные технологии становятся помощниками совершенствования школьного образования– от управления до воспитания и обеспечения доступности образования.
Таким образом, современное общество диктует свой заказ системе образования: в век информационных технологий выпускник школы, должен уметь реализовать свои способности и успешно организовать свою деятельность. Причем ситуацию успешности или неуспешности будут определять знания, умения и навыки в области информационных технологий, в применении их к профессиональной деятельности, и к бытовым ситуациям.
Принципиально новое направление, вносимое компьютером в образовательный процесс, такое, как, например, интерактивность, позволяет развивать активно-деятельностные формы обучения, ведь известно, что системно-деятельностный подход подразумевает активную самостоятельную учебную работу , показывая ее эффективность
Требования новых ФГОС ООО ориентируют педагогов на переход от традиционных технологий к технологиям обучения на основе «учебных ситуаций»; проектной и исследовательской деятельности; информационных и коммуникационных технологий; активных форм обучения таких, как - организация работы в группах и парах.
На самом деле, новые требования к качественным результатам образовательной деятельности требуют изменений в содержании и организации образовательного процесса обучения (Рисунок 1.)
Рисунок 1. Особенности организации обучения математике в соответствии с ФГОС
Сознание детей уже подготовлено к восприятию информационного мира, они интуитивно понимают законы информационного мышления, дети с легкостью осваивают информационные и коммуникационные технологии, многие из них способны самостоятельно обучаться. Учителя хотели войти в информационный мир, найти новую точку опоры, как-то преобразовать свою деятельность, чтобы идти наравне с теми, кого они обучают, то есть со школьниками.
Педагогика сотрудничества является естественной средой общения ученика и учителя, так как создание наглядных пособий с помощью компьютера педагога вместе с обучающимися приобщает ученика не только к предмету « информационные технологии » , но и к математике. Как показывает практика, ребята делают это с удовольствием.
В нашем учебном заведении о ведется практика представления работ учащихся в виде презентаций на конкурсах, конференциях, уроках в форме сопровождения доклада на конференциях разных уровней, создание проектов учащимися по различным темам с целью расширения и углубления изученного материала, проведения самостоятельных работ, работ исследовательского характера, тестирования, автоматизированного опроса с помощью мобильного класса. Эмоциональный настрой урока совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий, результативность изучения темы значительно повышается. С помощью компьютера и мобильного класса несложно создать и, необходимые дидактические материалы, с учетом особенностей конкретного класса. Нетрудно организовать и индивидуальную работу для детей, пропустивших урок или не усвоивших материал по тем или иным причинам.
В качестве наглядного образца представляю одну из своих авторских разработок урока с использованием информационных технологий, которая наглядно показывает различие между традиционной формой обучения математике и формой урока с применением возможностей мобильного класса. Данный видеоурок занял 3 место[5] в городском конкурсе видеоуроков города Сургута [7].
Итак, на современном этапе обучения имеется ряд отработанных моделей использования компьютера на уроках математики:
ü демонстрация компьютерной программы, подготовленной учителем или учеником, что обеспечивает высокий уровень наглядности;
ü тестирование – с вводом или выбором ответа, позволяющая обеспечить быструю, безошибочную проверку учащихся по темам;
ü отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера.
ü Самоконтроль и взаимоконтроль своей деятельности с использованием мобильного класса и других инновационных технологий.
ü опрос по теоретическим разделам курса математики.
Использование информационных технологий в обучении математике дает возможность создания благоприятных условий для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет-
ü наглядности, создаваемой компьютером.
ü обеспечения реализации методики проблемного обучения с использованием ученических программ.
ü автоматизированного контроля результатов обучения математике, что позволяет каждому обучающемуся иметь достоверную информацию о его достижениях в ходе урока.
ü технических возможностей компьютера, позволяющих обеспечить эффективность обучения математике[6].
ü развития способностей к исследовательской, творческой работе и формированию психологической готовности к самореализации.
Компьютерные презентации
используются на уроке на различных этапах, в зависимости от поставленной
цели. Что же представляет собой компьютерная презентация? Это - прежде всего
наглядность, которая обогащает круг представлений ученика, делает обучение
математике более доступным и интересным, способствует развитию
наблюдательности и мышления.
При использовании компьютера как средства обучения, можно выделить
следующие положительные моменты: компьютерные технологии повышают мотивацию
учения; позволяют индивидуализировать обучение; создают условия для активной самостоятельной
работы; способствуют выработке самооценки у учащихся; создают комфортную
среду обучения; способствуют развитию само- и взаимоконтроля своей
деятельности и деятельности одноклассников.
Использование инновационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени на уроке математики. В отработанных моделях такого использования время, затрачиваемое на освоение этих технологий, окупается за счет эффективности учебного процесса по изучению математических дисциплин, в дополнение к этому идет освоение новых моделей деятельности.
Эмоциональный настрой урока совсем иной, чем при использовании традиционных наглядных пособий, результативность изучения темы значительно повышается.
С помощью все того же компьютера несложно создать и, необходимые дидактические материалы, с учетом особенностей конкретного класса. Нетрудно организовать и индивидуальную работу для детей, пропустивших урок или не усвоивших материал по тем или иным причинам.
Важно отметить, что внедрение информационных технологий в математическое образование напрямую зависит от взаимодействия учителя-предметника и специалиста в области технологий..
Подводя итог вышесказанному, делаем вывод, что математика – наука сложная, поэтому нельзя упускать ни одного подхода, делающего её более доступной.
Ключевые слова: инновации, информационные технологии, математическое образование, урок, мобильный класс, эффективность урока математики, презентация, видеоурок.
Список использованных источников и литературы
1. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В.Бордовской и др. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [http://www.edu.ru/db/portal/obschee/ ] // Федеральный государственный образовательный стандарт. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html
3. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. /А. Осин. “ИКТ в образовании”, 2004г., № 6-25с.
4. Видеоурок с использованием информационных технологий Громенюк А.В. [http://surwiki.admsurgut.ru/wiki/index.php/Городской_конкурс_видеоуроков_"Открытый_урок",_регистрация_участников _2015]// – Режим доступа: https://yadi.sk/d/pH2L70xAmPwrW
5. Информационные технологии в математическом образовании /И.В.Тормозова [http://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2013/03/05/informatsionnye-tekhnologii-v-matematicheskom-obrazovanii]
6. Банк лучших видеоуроков в рамках ФГОС.
[http://surwiki.admsurgut.ru/wiki/index.php/Банк_лучших_образцов_видеоуроков_в_рамках_ФГОС]
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.