Роль задач с экологическим содержанием при изучении математики..docx
Пустовалова Л.М.
МКОУ ШГО «Шалинская СОШ № 90»
Роль задач с экологическим содержанием при изучении математики.
2017 год объявлен Годом экологии, а экологическое направление как
приоритетное заложено в Стратегию научнотехнологического развития
России. Конечная цель экологического образования – обучить человека и
изменить его поведение.
Экологическое образование – новая ценностная ориентация, в основе
которой универсальные, естественные ценности бытия: человек, природа,
созидание.
Математика – один из предметов, который, на первый взгляд, мало связан с
экологией, а между тем эти науки тесно переплетаются. Целые разделы
математики создаются для анализа явлений природы и для решения
технических задач. Как и в экологии, в математике существуют два основных
источника научных открытий: практика и потребность систематизации
найденных фактов, их анализ, систематизация, выяснения их взаимосвязи.
Математика создает условия для развития умения давать количественную и
качественную оценку состояния природных объектов и явлений,
положительных и отрицательных последствий деятельности человека в
природном и социальном окружении. На многих занятиях в процессе изучения
математики при объяснении темы можно подобрать такой материал, в
котором будет присутствовать элемент экологического воспитания, а также
будет содержаться компонент обязательной программы по математике.
Использование задач с экологическим содержанием на уроках и во
внеклассной работе по математике создаёт условия для: разъяснения
сущности экологических терминов, употребляемых в задачах; формирования
некоторых представлений об экологии страны; воспитания бережного
отношения к национальному богатству страны; ознакомления с применением некоторых математических методов в экологии. Решение задач в которых
используются данные из литературы о природе заставляет обучающихся
проникнуться к проблемам экологии и не допускать в будущем ошибок,
связанных с непродуманным натиском на природу.
Тематика задач может быть самой разнообразной: биоэкологическая,
социологическая, задачи по проблемам природопользования. После разбора
задачи можно предложить вопросы для обсуждения, в ходе дискуссии у
обучающихся формируется экологическое сознание.
Данный тип задач формирует у школьников готовность и способность к
саморазвитию, личностному самоопределению; целостное мировоззрение;
мотивацию к обучению математике; способность ставить цели и строить
жизненные планы. Они помогают обучающимся в освоении универсальных
учебных действий, в самостоятельном их использовании в учебной,
познавательной и социальной практике; в самостоятельности планирования и
осуществления учебной деятельности; самостоятельном определении цели
своего обучения, в развитии мотивов и интересов познавательной
деятельности учеников; в организации сотрудничества с учителями и
одноклассниками.
Задача с экологическим содержанием: задача имеет познавательную
вопрос задачи соответствует реальной ситуации, а не
информацию;
проблематику;
подстраивается пол определенную математическую
экологический сюжет существенная часть условия задачи; условие задачи
лаконично, свободно от перегрузки специальной терминологией; решение
задачи требует содержательных математических знаний из школьного курса
математики; в фабуле задачи описана конкретная экологическая ситуация.
Тематические направления математических задач с экологическим
содержанием:
функционирование организма человека и его здоровье; человек и его
влияние внешних факторов окружающей среды на взаимодействие с окружающим миром живой и неживой природы; экосистема
и место человека в ней; возможности эстетического воздействия на
формирование личности обучающегося; пути познания свойств окружающих
предметов и явлений; присутствие законов природы в жизни человека.
Функции задач с экологическим содержанием. Воспитывающая функция в
ней может содержатся различная информация из разных областей знания.
Развивающая функция вырабатывается способность применения
теоретических, математических знаний на практике, учат выделять общие
методы решения и применять их на новых задачах, развивают внимание,
память, логическое мышление, воображение учеников.
Обучающая функция проявляется на каждом этапе изучения нового
материала: на этапе подготовки к изучению, на этапе усвоения, на этапе
первичного применения полученных знаний и на этапе контроля и
закрепления. С помощью задач экологопрактического содержания можно с
легкостью мотивировать учеников изучать математику, показать дальнейшее
её применение и значение для каждого человека.
Решение проблемы на уроке. Изучая темы «Площади», «Объёмы» решается
задача нахождения площади, или объема учебника выясняется, сколько
древесины требуется для изготовления 1 кг бумаги, каких и сколько деревьев
для этого надо срубить, сколько лет растет дерево? В итоге выясняется,
сколько новых деревьев надо посадить в конце учебного года, чтобы вернуть
земле деревья, использованные для изготовления школьных пособий? Или
сколько килограммов макулатуры нужно собрать для сохранения природных
ресурсов. В результате осуществляется экологическое исследование «Расход
леса на изготовление учебников по математике для учащихся 5 класса».
Заключение. При решении задач и выполнении проектов с экологическим
содержанием
осознанное
усвоение математического материала; умение применять полученные знания в
вырабатывается:
у
обучающихся различных моделируемых в задачах ситуациях из реальной жизни;
потребность к расширению полученных знаний о природе процессов и
явлений. С помощью разнообразных заданий изучая математику, обучающиеся
одновременно познают окружающую нас природу и учатся ее охранять. Такой
подход способствует тому, что изучение дисциплины становится более
занимательным, а значит более результативным.
Роль задач с экологическим содержанием
Роль задач с экологическим содержанием
Роль задач с экологическим содержанием
Роль задач с экологическим содержанием
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.