«Формирование математической грамотности младших школьников»
Оценка 4.6

«Формирование математической грамотности младших школьников»

Оценка 4.6
Лекции
docx
математика
Взрослым
20.01.2025
«Формирование математической грамотности младших школьников»
Знакомство с формами работы по формированию математической грамотности младшего школьника
Формирование математической грамотности младших школьников..docx

Представление педагогического  опыта работы  учителя   начальных классов  Школиной Н.А.  МАОУ  СШ № 46 г.Красноярска

Тема : «Формирование математической грамотности младших школьников»

  Цель: познакомить с собственным педагогическим опытом применения заданий для развития математической грамотности на уроках и внеурочной деятельность.

Задачи:

·показать необходимость использования в работе с учащимися заданий для развития математической грамотности;

· способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие математической  грамотности учащихся;

 · содействовать профессиональному общению, вызвать желание к сотрудничеству.

Развитие функциональной грамотности школьников определяется   как   одна   из    приоритетных   целей образования .

   Функционально грамотная личность –      это человек, ориентирующийся в мире,  человек самостоятельный, познающий и  умеющий  жить среди людей, обладающий  определёнными качествами, ключевыми     компетенциями. 

Математическая грамотность -это способность человека формулировать, интерпретировать, оценивать математические знания и  умение их применять в реальной  жизни.

Программа по математике на уровне начального общего образования направлена на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:

·        освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения, использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций, становление умения решать учебные и практические задачи средствами математики, работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

·        формирование функциональной математической грамотности обучающегося, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события);

·        обеспечение математического развития обучающегося – способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи, формирование умения строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации;

·        становление учебно-познавательных мотивов, интереса к изучению и применению математики, важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях.

Приобретённые обучающимся умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности обучающегося и предпосылкой успешного дальнейшего обучения на уровне основного общего образования.

Основная проблема при формировании математической функциональной грамотности: как сформулировать (переформулировать) задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью которого уже можно решить привычную математическую задачу?  Учебная задача часто рождается из проблемной ситуации, когда ученик сталкивается с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.

Если рассматривать математическую грамотность,  как компонент функциональной грамотности, то цель ее формирования заключается в:

понимании ценности математических знаний;

● реализации принципа связи математики с жизненными ситуациями;

● способности различать математические объекты, устанавливать

математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать      математические величины;

● умении решать учебные задачи;

● способности составлять план действий и действовать по алгоритму

Пути формирования математической грамотности:

·        1 обучение самоконтролю и взаимоконтролю;

·        2 использование моделирования (схемы, алгоритмы, рисунки и пр.);

·        3 формирование логических действий (логические задачи, «умные минутки»);

·        4 сенсорная деятельность (счётный материал);

·        5 поисково-исследовательская деятельности;

·        применение реальных числовых значений из окружающей

действительности.

 

Математическая грамотность младшего школьника , как компонент функциональной грамотности трактуется как:

 − понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни (для чего, зачем, где может пригодиться, где воспользуемся полученными знаниями);

 − потребность и умение применять математику в повседневных ситуациях (рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д.);

находить и анализировать математическую информацию oб объектах окружающей действительности.

Функциональная математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач:

 1 группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы( проверка  определений), выполнить вычисления, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся;

 2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал (факты и методы для решения явно сформулированных и до некоторой степени знакомых математических задач) из разных областей математики;

 3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения. Она включает размышления ,проверку математического мышления, умения обобщать, глубоко понимать, использовать интуицию, анализировать предложенную ситуацию для выделения в ней проблемы, которая решается средствами математики.

Формирование функциональной математической грамотности обучающегося базируется на понимании необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценке разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знании, умений

Вторая составляющая математической грамотности – способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы. Для формирования аспектов математической грамотности необходимо обратить внимание на группы упражнений, способствующих развитию следующих характеристик:

 1. Установление связей и закономерностей между разными объектами окружающего мира.

 2. Понимание и интерпретация различных отношений между математическими понятиями.

3. Сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах - числах, величинах, геометрических фигурах.

4. Выполнение вычислений, расчетов, прикидки, оценки величин (третья группа), упражнений на овладение математическими методами для решения учебных задач.

Третья составляющая математической функциональной грамотности младших школьников – овладение математическим языком, применение его для решения учебных задач, построение математических суждений, работа с математическими фактами (установление истинности, приведение контрпримера). Реализацию этой составляющей могут обеспечить следующие группы математических заданий. Задания на формирование овладения. Эта группа упражнений направлена на понимание и применение математической символики и терминологии. Эти упражнения способствуют развитию очень важной составляющей математической грамотности младшего школьника.

Особое внимание следует уделить задачам третьего вида. Это сюжетные задачи, связанные с проблемными ситуациями, возникающими в окружающей среде, которые можно решить математическими средствами — задачи - расчѐты: расчет времени выхода в школу, чтобы вовремя приходить, стоимость экскурсионной поездки, если известна стоимость транспорта и количество ребят, стоимость электроэнергии по показаниям счетчика и т. д. Типы задач, которые рассматриваются на уроках математики, описывающие реальные проблемы: - повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты; - трудовая деятельность – подсчеты заказа материалов, измерения; - общественная жизнь – демография, экология, прогнозы, изучение динамики социальных процессов. - наука – работа с формулами из различных областей знаний. Ведущее место в «математической грамотности» отводится учебной задаче. «Учебная задача» - в широком понимании - это то, что выдвигается самим учеником для выполнения в процессе обучения в познавательных целях.

Инструменты по формированию математической грамотности школьников:

 − технология проектов (учатся ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах);

− проблемное обучение (проблемные задания, позволяют развивать находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, возможность находить применение уже имеющимся знаниям и умениям);

 − моделирование заданий

 – представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа;

 − работа с символическим текстом, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами;

− игровые технологии (ребусы, кроссворды, ролевые игры, задачи - шутки).

Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей:

1. Работа над решенной задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике.

2. Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем.

3. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.

4. Представление ситуации, описанной в задаче и еѐ моделирование: (нарисовать "картинку"). а) с помощью отрезков. Лягушка встречала гостей. Лиса пришла раньше Медведя, Волк позже Зайца, Медведь раньше Зайца, Сорока позже Волка. Кто пришѐл раньше всех? Кто пришѐл позже всех? В каком порядке приходили гости? (обозначь на отрезке) б) с помощью рисунка. На грядке сидели 6 мышек. К ним подбежали ещѐ 3. Кот подкрался и схватил одну. Сколько мышек осталось на грядке? в) с помощью чертежа. Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно пустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

 5. Самостоятельное составление задач учащимися. Составить задачу: используя слова: больше на, столько, сколько, меньше в, на столько больше, на столько меньше; решаемую в 1, 2, 3 действия; по данному ее плану решения, действиям и ответу; по выражению.

6. Решение задач с недостающими данными.

 7. Изменение вопроса задачи

8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.

 9. Объяснение готового решения задачи.

 10. Использование приема сравнения задач и их решений.

11. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.

 12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

 13. Закончить решение задачи.

 14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).

15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

16. Решение обратных задач.

Использование метапредметных  связей

На окружающем– составление графиков, диаграмм погодных явлений и работа с ними. На русском  языке  задания на знание математических  терминов, задания на уроках русского языка для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями.

Задачи внеурочной деятельности по  формированию математической грамотности

  обучающая: научиться применять знания математики к повседневной жизни       и понимать математическую логику;

развивающая: развивать математические способности учащихся,

умение анализировать, выстраивать ход решения, решать учебную

задачу творчески;

3 воспитательная: воспитывать интерес как к математике в целом,

так и к «открытию» математических секретов из повседневной жизни

Что нужно учесть при планировании программы  внеурочной деятельности по математической грамотности?

·        понимание учеником ценности математических знаний;

● реализацию принципа связи математики с жизненными ситуациями;

● включение в программу математических объектов, математических

отношений, заданий на установление зависимостей, сравнение

и классифицирование математических величин;

● формирование умения решать не только учебные, но и житейские

задачи;

● формирование навыка составлять план действий и действовать

по алгоритму.

Примеры педагогических приемов, которые можно  применять во внеурочной деятельности  для формирования математической грамотности

·        1 Использование моделирования

·        2 Создание логических и нестандартных задач

·        3 Включение заданий на выбор целесообразного способа решения

·        4 Олимпиады и командные математические игры

·        5 Развитие личностных целей ребёнка при изучении математики

Примеры разработанных курсов, которые можно   использовать для организации внеурочной деятельности     по формированию математической грамотности

·        Учебно-методический комплекс ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ" 1-4 КЛАСС. Программа внеурочной деятельности 1-4 классы Авторы: М.В.Буряк, С.А.Шейкина . Функциональная грамотность. Тренажер для школьников. Авторы: М.В.Буряк, С.А.Шейкина.  Методическое пособие «Контрольно-измерительные материалы по курсу «Функциональная грамотность» 1-4 классы

·        «Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий» созданный          при участии «Института стратегии развития образования Российской  академии образования» под редакцией Л.О. Рословой.

● «Математическая грамотность: сборник заданий по формированию

компонентов (математическая грамотность)» автор Гурьянова Т.В.

 

Использование  цифровых платформ. Учи.ру,  Я – класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

Екатерина Соснина .Функциональная грамотность: как применять знания в жизни . Финансовая и математическая грамотность в начальной школе

 

Шарабарина Марина Валентиновна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №11» Мастер – класс «Формирование математической грамотности младших школьников»


 

Скачано с www.znanio.ru

Представление педагогического опыта работы учителя начальных классов

Представление педагогического опыта работы учителя начальных классов

Приобретённые обучающимся умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур,…

Приобретённые обучающимся умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур,…

Пути формирования математической грамотности: · 1 обучение самоконтролю и взаимоконтролю; · 2 использование моделирования (схемы, алгоритмы, рисунки и пр

Пути формирования математической грамотности: · 1 обучение самоконтролю и взаимоконтролю; · 2 использование моделирования (схемы, алгоритмы, рисунки и пр

Формирование функциональной математической грамотности обучающегося базируется на понимании необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценке разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения…

Формирование функциональной математической грамотности обучающегося базируется на понимании необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценке разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения…

Типы задач, которые рассматриваются на уроках математики, описывающие реальные проблемы: - повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты; -…

Типы задач, которые рассматриваются на уроках математики, описывающие реальные проблемы: - повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты; -…

Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем

Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем

Составление аналогичной задачи с измененными данными

Составление аналогичной задачи с измененными данными

Примеры разработанных курсов, которые можно использовать для организации внеурочной деятельности по формированию математической грамотности ·

Примеры разработанных курсов, которые можно использовать для организации внеурочной деятельности по формированию математической грамотности ·

Литература: Екатерина Соснина

Литература: Екатерина Соснина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2025