Представление педагогического опыта работы учителя начальных классов Школиной Н.А. МАОУ СШ № 46 г.Красноярска
Тема : «Формирование математической грамотности младших школьников»
Цель: познакомить с собственным педагогическим опытом применения заданий для развития математической грамотности на уроках и внеурочной деятельность.
Задачи:
·показать необходимость использования в работе с учащимися заданий для развития математической грамотности;
· способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие математической грамотности учащихся;
· содействовать профессиональному общению, вызвать желание к сотрудничеству.
Развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования .
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире, человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Математическая грамотность -это способность человека формулировать, интерпретировать, оценивать математические знания и умение их применять в реальной жизни.
Программа по математике на уровне начального общего образования направлена на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
· освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения, использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций, становление умения решать учебные и практические задачи средствами математики, работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
· формирование функциональной математической грамотности обучающегося, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события);
· обеспечение математического развития обучающегося – способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи, формирование умения строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации;
· становление учебно-познавательных мотивов, интереса к изучению и применению математики, важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях.
Приобретённые обучающимся умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности обучающегося и предпосылкой успешного дальнейшего обучения на уровне основного общего образования.
Основная проблема при формировании математической функциональной грамотности: как сформулировать (переформулировать) задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью которого уже можно решить привычную математическую задачу? Учебная задача часто рождается из проблемной ситуации, когда ученик сталкивается с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.
Если рассматривать математическую грамотность, как компонент функциональной грамотности, то цель ее формирования заключается в:
● понимании ценности математических знаний;
● реализации принципа связи математики с жизненными ситуациями;
● способности различать математические объекты, устанавливать
математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать математические величины;
● умении решать учебные задачи;
● способности составлять план действий и действовать по алгоритму
Пути формирования математической грамотности:
· 1 обучение самоконтролю и взаимоконтролю;
· 2 использование моделирования (схемы, алгоритмы, рисунки и пр.);
· 3 формирование логических действий (логические задачи, «умные минутки»);
· 4 сенсорная деятельность (счётный материал);
· 5 поисково-исследовательская деятельности;
· применение реальных числовых значений из окружающей
действительности.
Математическая грамотность младшего школьника , как компонент функциональной грамотности трактуется как:
− понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни (для чего, зачем, где может пригодиться, где воспользуемся полученными знаниями);
− потребность и умение применять математику в повседневных ситуациях (рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д.);
− находить и анализировать математическую информацию oб объектах окружающей действительности.
Функциональная математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач:
1 группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы( проверка определений), выполнить вычисления, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся;
2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал (факты и методы для решения явно сформулированных и до некоторой степени знакомых математических задач) из разных областей математики;
3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения. Она включает размышления ,проверку математического мышления, умения обобщать, глубоко понимать, использовать интуицию, анализировать предложенную ситуацию для выделения в ней проблемы, которая решается средствами математики.
Формирование функциональной математической грамотности обучающегося базируется на понимании необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценке разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знании, умений
Вторая составляющая математической грамотности – способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы. Для формирования аспектов математической грамотности необходимо обратить внимание на группы упражнений, способствующих развитию следующих характеристик:
1. Установление связей и закономерностей между разными объектами окружающего мира.
2. Понимание и интерпретация различных отношений между математическими понятиями.
3. Сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах - числах, величинах, геометрических фигурах.
4. Выполнение вычислений, расчетов, прикидки, оценки величин (третья группа), упражнений на овладение математическими методами для решения учебных задач.
Третья составляющая математической функциональной грамотности младших школьников – овладение математическим языком, применение его для решения учебных задач, построение математических суждений, работа с математическими фактами (установление истинности, приведение контрпримера). Реализацию этой составляющей могут обеспечить следующие группы математических заданий. Задания на формирование овладения. Эта группа упражнений направлена на понимание и применение математической символики и терминологии. Эти упражнения способствуют развитию очень важной составляющей математической грамотности младшего школьника.
Особое внимание следует уделить задачам третьего вида. Это сюжетные задачи, связанные с проблемными ситуациями, возникающими в окружающей среде, которые можно решить математическими средствами — задачи - расчѐты: расчет времени выхода в школу, чтобы вовремя приходить, стоимость экскурсионной поездки, если известна стоимость транспорта и количество ребят, стоимость электроэнергии по показаниям счетчика и т. д. Типы задач, которые рассматриваются на уроках математики, описывающие реальные проблемы: - повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты; - трудовая деятельность – подсчеты заказа материалов, измерения; - общественная жизнь – демография, экология, прогнозы, изучение динамики социальных процессов. - наука – работа с формулами из различных областей знаний. Ведущее место в «математической грамотности» отводится учебной задаче. «Учебная задача» - в широком понимании - это то, что выдвигается самим учеником для выполнения в процессе обучения в познавательных целях.
Инструменты по формированию математической грамотности школьников:
− технология проектов (учатся ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах);
− проблемное обучение (проблемные задания, позволяют развивать находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, возможность находить применение уже имеющимся знаниям и умениям);
− моделирование заданий
– представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа;
− работа с символическим текстом, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами;
− игровые технологии (ребусы, кроссворды, ролевые игры, задачи - шутки).
Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей:
1. Работа над решенной задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике.
2. Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем.
3. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.
4. Представление ситуации, описанной в задаче и еѐ моделирование: (нарисовать "картинку"). а) с помощью отрезков. Лягушка встречала гостей. Лиса пришла раньше Медведя, Волк позже Зайца, Медведь раньше Зайца, Сорока позже Волка. Кто пришѐл раньше всех? Кто пришѐл позже всех? В каком порядке приходили гости? (обозначь на отрезке) б) с помощью рисунка. На грядке сидели 6 мышек. К ним подбежали ещѐ 3. Кот подкрался и схватил одну. Сколько мышек осталось на грядке? в) с помощью чертежа. Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно пустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.
5. Самостоятельное составление задач учащимися. Составить задачу: используя слова: больше на, столько, сколько, меньше в, на столько больше, на столько меньше; решаемую в 1, 2, 3 действия; по данному ее плану решения, действиям и ответу; по выражению.
6. Решение задач с недостающими данными.
7. Изменение вопроса задачи
8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.
9. Объяснение готового решения задачи.
10. Использование приема сравнения задач и их решений.
11. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.
12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
13. Закончить решение задачи.
14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).
15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
16. Решение обратных задач.
Использование метапредметных связей
На окружающем– составление графиков, диаграмм погодных явлений и работа с ними. На русском языке задания на знание математических терминов, задания на уроках русского языка для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями.
Задачи внеурочной деятельности по формированию математической грамотности
обучающая: научиться применять знания математики к повседневной жизни и понимать математическую логику;
развивающая: развивать математические способности учащихся,
умение анализировать, выстраивать ход решения, решать учебную
задачу творчески;
3 воспитательная: воспитывать интерес как к математике в целом,
так и к «открытию» математических секретов из повседневной жизни
Что нужно учесть при планировании программы внеурочной деятельности по математической грамотности?
· понимание учеником ценности математических знаний;
● реализацию принципа связи математики с жизненными ситуациями;
● включение в программу математических объектов, математических
отношений, заданий на установление зависимостей, сравнение
и классифицирование математических величин;
● формирование умения решать не только учебные, но и житейские
задачи;
● формирование навыка составлять план действий и действовать
по алгоритму.
Примеры педагогических приемов, которые можно применять во внеурочной деятельности для формирования математической грамотности
· 1 Использование моделирования
· 2 Создание логических и нестандартных задач
· 3 Включение заданий на выбор целесообразного способа решения
· 4 Олимпиады и командные математические игры
· 5 Развитие личностных целей ребёнка при изучении математики
Примеры разработанных курсов, которые можно использовать для организации внеурочной деятельности по формированию математической грамотности
· Учебно-методический комплекс ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ" 1-4 КЛАСС. Программа внеурочной деятельности 1-4 классы Авторы: М.В.Буряк, С.А.Шейкина . Функциональная грамотность. Тренажер для школьников. Авторы: М.В.Буряк, С.А.Шейкина. Методическое пособие «Контрольно-измерительные материалы по курсу «Функциональная грамотность» 1-4 классы
· «Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий» созданный при участии «Института стратегии развития образования Российской академии образования» под редакцией Л.О. Рословой.
● «Математическая грамотность: сборник заданий по формированию
компонентов (математическая грамотность)» автор Гурьянова Т.В.
Использование цифровых платформ. Учи.ру, Я – класс.
Литература:
Екатерина Соснина .Функциональная грамотность: как применять знания в жизни . Финансовая и математическая грамотность в начальной школе
Шарабарина Марина Валентиновна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №11» Мастер – класс «Формирование математической грамотности младших школьников»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.