«Использование инновационных методик при подготовке старших дошкольников к обучению в школе»
Оценка 4.8

«Использование инновационных методик при подготовке старших дошкольников к обучению в школе»

Оценка 4.8
docx
31.03.2020
«Использование инновационных методик при подготовке старших дошкольников к обучению в школе»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ковдорского района детский сад.docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ковдорского района детский сад № 5 «Теремок»

 

«Использование инновационных методик при подготовке старших дошкольников к обучению в школе»

Подготовила:

                                                                                   педагог-психолог

                                                                                   1-ой квалификационной категории

                                                                                   Петрова Оксана Васильевна

 

В федеральном государственном образовательномстандарте дошкольного образования одной изприоритетных задач, является «охрана и укреплениефизического и психического здоровья детей, в том числе иэмоционального благополучия». Доказано, что воспитанники с ОВЗ развиваются по общим законам психического развития, но имеют свои специфические особенности, обусловленные дефектом. Им свойственны двигательное беспокойство, эмоциональная возбудимость, легкая возбудимость, неустойчивость и истощаемость нервныхпроцессов, заторможенность, отсутствие длительныхволевых усилий. Поэтому работая с такими детьми, приходитсяисправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическоесостояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование кинезиологических упражнений.

Кинезиология– наука о движении («кинезис» – движение, «логос» –наука), дословно – движение навстречу духовному и физическомувоспитанию.Известно, что единство мозга складывается из деятельности двух егополушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон(мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарноговзаимодействия является основой развития интеллекта.В ходе систематических занятий по кинезиологии уребёнка развиваются межполушарные связи, улучшается память иконцентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга умногих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях кобучению, а так же управлению своими эмоциями. Все движения кинезиологических упражнений воздействуют на различныесистемы управления организмом. Все их можно разделить на три блока:

·Упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга(дыхательные упражнения, массаж биологически-активныхточек), упражнения повышают энергетику коры головного мозга.

·Упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки
информации
(движения конечностями перекрёстно-латеральногохарактера), упражнения восстанавливают нарушенныемежполушарные связи и функциональную асимметрию мозга.

·Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности(движения и позы перекрёстного характера), которыевосстанавливают связи между лобным и затылочным отделамимозга, устанавливают баланс между правым и левым полемчеловека, снимают эмоциональный стресс.

Выполнение кинезиологических упражнений требует осмысленности и
высокого уровня саморегуляции. Осуществление таких движений и доведениеих до автоматизма возможно только при условии создания в коре головногомозга новых нейронных сетей, что в свою очередь расширяют резервныевозможности мозга.Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимособлюдать основные требования в использовании специальных кинезиологических упражнений.

Педагог обязан сначала сам освоить всеупражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений,происходящих в системе организма. После этого обучать каждого ребенкавыполнять движения и приемы, получив обратную информацию о спецификевоздействия.

Познакомившись с работами А.Л. Сиротюк, я стала использовать кинезиологические упражнения и коммуникативные игры на занятиях ивнезанятий.

В своей работе с детьми я использую следующие кинезиологические упражнения: глазодвигательные упражнения, растяжки, дыхательные упражнения, телесные упражнения, развитие тонких движений пальцев рук,упражнения для релаксации.

·Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле
зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленныедвижения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие иповышают энергедизацию всего организма. Известно, что движение глазактивизируют процесс обучения.

·Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус(неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Гипертонус проявляется, как правило, в двигательном беспокойстве, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервныхпроцессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевыхусилий. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо датьпочувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним насамых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможнымприемам релаксации.

·Дыхательные упражнения. Дыхание – самая важная физическая
потребность тела. Дыхание впроцессе речи, или так называемое речевоедыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойномсостоянии имеет существенные отличия, обусловленными требованиями,предъявляемые к дыхательному акту во время речи. Дыхательныеупражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритмсердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность.Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтрольнад поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения длякоррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

·Телесные упражнения. При их выполнении развивается межполушарноевзаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные,непреднамеренные движения) имышечные зажимы. Интересно отметить,что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закреплениямысли необходимо движение. Именно поэтому многим людям легчемыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе,покачивании ногой, постукиванием карандашом по столу. В результатедвижений во время мыслительной деятельности простраиваютсянейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При регулярномвыполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется имиелинизируется большое количество нервных путей, связывающихполушария головного мозга, что способствует развитию психическихфункций.

·Развитие тонких движений пальцев рук, стимулирует общее развитиеречи (морфологическое и функциональное формирование речевыхобластей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук),а также является мощным средством повышения работоспособностиголовного мозга.

·Массаж и самомассаж. Особенно эффективным является массажпальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуютразным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а намочке уха – голове.

·Упражнения для релаксации, способствуют расслаблению, снятию
напряжения.

Кинезиологические занятия обладают как быстрым, так и накапительнымэффектом, их проводят в эмоционально комфортной, доброжелательнойобстановке, под спокойную музыку. Результативность занятий зависит отсистематической и кропотливой работы. В своей работе я подбираюупражнения в соответствие с лексической темой недели.

Например:

Игра «Мы тесто месим…»

Мы тесто месили, мы тесто месили:

(Левая рука в кулаке нажимает с усилием в открытую ладонь правой руки)

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим, сколько не мнем,

(Правая рука в кулаке нажимает с усилием в открытую ладонь левой руки)

Комочки опять и опять достаем.

Игра «На моей тарелочке»

На моей тарелочке –

(Вытянуть руки вперед, пальцы в «замок»)

Рыженькая белочка,

(Большие пальцы поочередно прячутся за «замочек»)

Чтоб была она видна –

(«Выпучили» глазки)

Все съедаю я до дна.

(Одна рука вытянута вперед, чуть согнута в локте, пальцы прижать междусобой, другая рука сжата в кулаке, вращательные движения «ложкой»).

Игра «Поварята отдыхают, весело играют»

Это упражнение можно выполнять сидя или стоя. Два положения руки
«Кулак» - «Ребро», последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак

ладонь, положение ладони ребром. Выполняется сначала правой рукой, затем
левой рукой, потом двумя руками вместе противоположные движения.
Дети маршируют перекрестными шагами под счет: 1-2-3-4, одновременно
вместо произнесения числа, например: один, дети делают хлопок перед собой,далее 2-3-4, и так несколько раз. Затем хлопок на число два, продолжаямаршировать 1- хлопок -3- 4 и т. д.

Рисование различных предметов, цифр, букв на своей ладони, на спинесвоего друга пальчиком, это не только любимая игра наших воспитанников, нои увлекательные упражнения, как и другие кинезиологические игры, которыеспособствуют: развитию мелкой и крупной моторики рук, активизацииразличных отделов коры больших полушарий, повышению способности кпроизвольному контролю, активизации нервной системы тела, активизациимежполушарных связей, поддержанию и развитию нейрофизиологическихсвязей между телом и мозгом, профилактике дислексии и дисграфии.

Использование кинезиологических упражнений при проведении коррекционно-развивающей работы, а также создание наиболееразнообразной, интересной для детей с ОВЗ способствует решению задачгармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки,активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

 

 

Литература:


1. Брагина. Н. Н., Доброхотова Т. А. «Функциональные ассиметриичеловека», М., 1981 г.

2. Дудьев В. П. «Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениемречи», Ж.

«Дефектология», 1999 г., № 4

3. Коноваленко С. В. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до
9лет», М.,1998 г.

4. Сиротюк А. Л. «Коррекция обучения и развитие школьников», М., 2002 г.

5. Шанина Г.Е. «Упражнения специального кинезиологического комплекса для

восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков», М.,1999 г.


 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрёстного характера), которыевосстанавливают связи между лобным и затылочным отделамимозга, устанавливают баланс между правым и левым полемчеловека,…

Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрёстного характера), которыевосстанавливают связи между лобным и затылочным отделамимозга, устанавливают баланс между правым и левым полемчеловека,…

Дыхательныеупражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритмсердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность

Дыхательныеупражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритмсердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность

Нас тщательно все промесить попросили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Литература : 1. Брагина. Н

Литература : 1. Брагина. Н
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2020