Использование инновационных методов обучения на уроках.
Оценка 4.6

Использование инновационных методов обучения на уроках.

Оценка 4.6
doc
09.12.2022
Использование инновационных методов обучения на уроках.
Инновации в обучении.doc

Подготовила: Тихонькина Антонина Петровна, учитель начальных классов МОБУ «Сенькинская средняя общеобразовательная школа».

Тема: «Использование инновационных методов обучения на уроках».

Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара вашему вниманию будет представлен обобщенный опыт педагогической деятельности.

Цель: обобщение педагогического опыта, анализ использования приёмов инновационных технологий на уроках для формирования     познавательной деятельности обучающихся.

Задачи:

      Раскрыть сущность приемов  и методов развития познавательной активности.

      Показать результативность использования приёмов современных педагогических технологий для формирования   активной познавательной деятельности обучающихся.

Уважаемые участники семинара! Все мы знаем, что в качестве результата образования в настоящее время задается не только объем предметных знаний, но и развитие личности обучающегося. Поэтому деятельность учителя должна быть направлена не только на то, чтобы в процессе обучения произошло усвоение знаний, но и на развитие самостоятельности учащихся в процессе учебной деятельности, на привитие интереса к учебному предмету в ходе этой деятельности.

“Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить” – гласит  одна из педагогических идей в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим особое внимание  уделяю созданию условий для развития познавательного начала в деятельности каждого ученика. Изучив ряд источников, раскрывающих суть познавательных интересов, была поставлена такая цель: выявить уровень развития познавательного интереса у учащихся, наметить пути развития познавательных интересов и показать на практике  действенность приёмов и методов современных педагогических технологий.

Ниже проанализированы методы и приёмы, используемые для повышения уровня познавательной активности учащихся.

1. Анкетирование, наблюдение.

Для того чтобы вести работу по развитию познавательного интереса, необходимо изучить, выявить уровень интереса у учащихся. Для этого в начале работы проводится анкетирование детей. Анкета “Почему я учусь?” (методика Л.К.Максимова) предполагает выявить мотивы учения. Зная мотивы учения, легче организовать формирование познавательного интереса учащихся. Кроме анкет для исследования интересов надо использовать метод наблюдения. В процессе наблюдений выясняется, что в тех случаях, когда учитель ведёт урок, постоянно усложняя материал, школьники работают с растущим интересом и не нуждаются в том, чтобы содержание урока было разбавлено занимательными материалами. Важнейшее значение для учащихся приобретает решение поставленной задачи и самостоятельность в достижении этого результата.  Прошу обратить ваше внимание на слайд, на котором названия некоторых анкет, мониторингов, применяемых на практике.

2. Самостоятельная работа.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. С этой целью в своей практике использую активные методы обучения не только при организации самостоятельной работы, но и в начале урока, на этапе выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока. Учащиеся приобретают навыки самоорганизации, что развивает регулятивные УУД.

Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова его цель, какие задачи нужно решить для получения искомого результата.

Таким образом, активизация учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и решении поставленных перед ними познавательных задач. Отмечу, что ограничение самостоятельности ведет к подавлению личности. Самостоятельность важно поощрять.

3. Исследовательская и проектная деятельность.

Коллеги! В Федеральных государственных стандартах второго поколения содержится описание портрета будущего выпускника: «Выпускник  будущего - это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины» [3].

Чтобы понять историю страны, нужно знать историю своего края. Только творческий подход к изучение своего края может вызвать интерес, повысить мотивацию к познавательной активности и учебе. Одним из таких подходов является проектно-исследовательская технология обучения.

По программе Школа России на уроках окружающего мира предусмотрена проектная деятельность. В календарно - тематическом планировании предусмотрены проекты  «Моя малая родина», «Моя семья»,  « Мой класс и моя школа». С готовыми проектами, выполненными на уроках и во внеурочной деятельности, обучающиеся принимают участие в научно-практических конференциях различного уровня.

Кроме этого, наша школа с 2012 года являлась муниципальным  информационным центром  по этнокультурному воспитанию обучающихся. В рамках этого направления учащиеся  принимают участие в Республиканских семинарах, муниципальном фестивале "Марий йула чоныштем ила" (Традиции мари живут в моей душе), в научно-практических конференциях. Так,  в республиканской конференции "И славится земля отцов" учащиеся представляли выдающихся людей Сенькинского поселения. Ребята с интересом знакомились с известными земляками, изучали историю их жизни, восхищались достижениями. Такая работа прививает детям уважение к взрослым, к труду.

Обучающиеся принимают активное участие в исследовательской работе: изучают историю  и современную жизнь школы. Информацию для проекта ребята находили в школьном музейном уголке, в архивных документах, в беседах с жителями деревни, выпускниками школы. Дети училатся брать интервью, проводить опрос, систематизировать полученный материал. Немаловажным положительным фактором является и то, что родители для детей были хорошими помощниками.  Итоги поисковой деятельности были представлены в проектах "Дом, который построен для нас", "Школа - этнокультурный центр". Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. На текущем слайде видите названия проектов, выполненных детьми.

4. Игровая деятельность.

Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Игра для младших школьников - любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. При использовании игры ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. Дети играют и непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по предмету.

5. Интеграция.

Интегрированный урок как способ активизации познавательной деятельности младших школьников одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов.

         Интеграция – процесс  сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности. 

6. Проблемное обучение.

Одной из ведущих идей ФГОС является предоставление каждому обучающемуся возможности достижения того уровня  знаний, который необходим для дальнейшей жизни в обществе. Одним из способов реализации данной идеи вижу проблемное обучение. При таком обучении ребенок сам определяет для себя круг задач, в решении которых он может быть успешен.

Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию. Данный метод включает в себя: выдвижение проблемного вопроса, создание проблемной ситуации, создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу, демонстрацию опыта или сообщение о нем – основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера. Результатом обучения является становление активной жизненной позиции младших школьников, проявляющейся в самостоятельной познавательной активности. Кроме того, развиваются поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки. Участие в исследовательской деятельности повышает у детей уверенность в себе и позволяет успешнее учиться.

Литература.

1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.

2. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2004.

3. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).


Подготовила: Тихонькина Антонина

Подготовила: Тихонькина Антонина

Ниже проанализированы методы и приёмы, используемые для повышения уровня познавательной активности учащихся

Ниже проанализированы методы и приёмы, используемые для повышения уровня познавательной активности учащихся

Учащиеся приобретают навыки самоорганизации, что развивает регулятивные

Учащиеся приобретают навыки самоорганизации, что развивает регулятивные

Кроме этого, наша школа с 2012 года являлась муниципальным информационным центром по этнокультурному воспитанию обучающихся

Кроме этого, наша школа с 2012 года являлась муниципальным информационным центром по этнокультурному воспитанию обучающихся

При использовании игры ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества

При использовании игры ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества

Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию

Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2022