МОЙ ДРУГ- КОМПЬЮТЕР
программа внеурочной деятельности
для учащихся 1 – 4 классов
4 класс
Мусатова Наталия Александровна
ГБОУ Школа № 814
Учитель начальных классов
Москва
2019 – 2020 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная образовательная программа «Мой друг-компьютер» составлена на основе авторской программы Горячева А. В. ( под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011), программы курса информатики Тур С.Н., Бокучава Т.П. для 2 -4 классов, допущенной Министерством образования и науки к изучению в общеобразовательных школах, является частью целевого проекта «Изучение информатики в начальной школе».
Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.
Настоящая дополнительная образовательная программа дает возможность учащимся 3-4 классов приступить к изучению новых информационных технологий с пользой для себя на соответствующем им уровне развития, учиться применять компьютер как средство получения новых знаний.
Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Педагогическая целесообразность изучения дополнительной образовательной программы «Весёлая информатика» состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии. Кроме того, данная программа позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя; развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте.
Настоящая дополнительная образовательная программа «Весёлая информатика» построена для учащихся любого начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеклассной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне и междисциплинарной интеграцией.
подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре; овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Основные задачи общего учебного процесса дополнительной образовательной программы «Весёлая информатика»:
Ø сформировать общеучебные умения: логического, образного и алгоритмического мышления, развить внимание и память, привить навыки самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
Ø сформировать умения выделять признаки одного предмета, выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы, выделять лишний предмет из группы предметов, выявлять закономерности в расположении предметов, использовать поворот фигуры при решении учебных задач, разделять фигуру на заданные части и конструировать фигуру из заданных частей по представлению;
Ø сформировать понятия существенных признаков предмета и группы предметов; понятия части и целого; геометрического преобразования поворота;
Ø сформировать умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
Ø сформировать понятия "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умения составлять алгоритмы для учебных исполнителей;
Ø привить ученикам необходимые навыки использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Курс построен на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:
Примерная структура занятия соответствует валеологии:
1. Организационный момент (1 мин.).
2. Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3—4 мин.).
3. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях (8—10 мин.).
4. Физкультминутка (2 мин)
5. Работа за компьютером (10 мин).
6. Релаксация (1 мин)
7. Подведение итогов (2 мин.).
Форма обучения – очная.
В результате изучения данной дополнительной программы учащиеся должны знать:
Ø роль информации в деятельности человека;
Ø источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);
Ø виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;
Ø овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);
Ø понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;
Ø познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);
Ø познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;
Ø научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;
Ø узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;
Ø узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);
Ø типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);
Ø способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;
Ø понятия алгоритма, исполнителя;
Ø назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);
Ø этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Учащиеся должны уметь:
Ø ориентироваться в пространственных отношениях предметов;
Ø выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;
Ø
выявлять
причинно-следственные связи и решать задачи, связанные
с анализом исходных данных;
Ø решать логические задачи;
Ø решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;
Ø осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки, научиться понимать «Справку» в различном ПО;
Ø организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;
Ø выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
Ø исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;
Ø вводить текст, используя клавиатуру компьютера.
Ø использовать информацию для построения умозаключений;
Ø понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни
Ø работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
Ø уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
Ø создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
Ø производить поиск по заданному условию;
Ø готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания
и умения
в учебной деятельности и повседневной жизни:
Ø готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
Ø применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
Ø придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Мой друг-компьютер» – игры, соревнования, конкурсы, марафон.
Учебно-тематический план
(4 класс)
№ урока |
Наименование |
общее количество учебных часов |
|
1 |
Компьютерная грамотность |
13 |
|
1 |
Правила ТБ. Краткая история создания ПК. Назначение и принципы работы. Загрузка ОС и порядок завершения работы. |
1
|
|
2,3 |
Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач. |
2 |
|
4,5 |
Окно — как основное понятие. Режим работы окна. |
2 |
|
6,7,8 |
Представление о файловой системе. Каталоги. Папки. |
3 |
|
9,10,11 |
Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок.
|
3 |
|
12,13 |
Буфер обмена. Работа с группой объектов. |
2 |
|
2 |
Логика и информация. Информация. |
10 |
|
14,15 |
Что такое информация? |
2 |
|
16 |
Способы передачи и получения информации |
1 |
|
17,18 |
Кодирование и декодирование информации |
2 |
|
19,20 |
Логические концовки |
2 |
|
21,22,23 |
Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех" |
3 |
|
3 |
Алгоритмы и исполнители |
11 |
|
24,25 |
Понятие алгоритма и исполнителя. |
2 |
|
26,27 |
Алгоритмы в математике и русском языке |
2 |
|
28 |
Способы записи алгоритмов |
1 |
|
29,30,31,32,33,34 |
Работа в алгоритмической среде |
6 |
|
Итого |
34 |
|
Содержание курса
Компьютерная грамотность (13 ч).
Краткая история создания. Назначение и принципы работы. Загрузка и порядок
завершения работы. Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель
задач. Окно — как основное понятие. Режимы работы окон. Типы окон. Структура
окон различных типов. Представление о
файловой системе. Каталоги. Папки. Поиск, копирование, перемещение, удаление
файлов и папок. Буфер обмена. Работа с группой объектов.
Логика и информация . Информация. (10 ч)
Что такое информация? Виды информации. Способы передачи и получения информации.
Логические концовки. Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок;
простейшие логические выражения с использованием связок "и",
"или", "не", "найдется", "для всех". Кодирование
и декодирование информации.
Алгоритмы и исполнители (11 ч)
Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов. Алгоритмы в математике и
русском языке. Способы записи алгоритмов. Работа в алгоритмической среде.
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Всего |
Характеристика деятельности учащихся |
Дата проведения |
|
Компьютерная грамотность |
13 |
|
|
1 |
Правила ТБ. Краткая история создания ПК. Назначение и принципы работы. Загрузка ОС и порядок завершения работы. |
1
|
Повторение Работа с презентацией, подготовленной педагогом |
|
2-3 |
Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач. |
2 |
Дублирование учителя, работа за компьютером |
|
4-5 |
Окно — как основное понятие. Режим работы окна. |
2 |
Дублирование учителя, работа за компьютером |
|
6-8 |
Представление о файловой системе. Каталоги. Папки. |
3 |
Дублирование учителя, работа за компьютером |
|
9-11 |
Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок. |
3 |
Выполнение работы |
|
12-13 |
Примеры графических редакторов. Рисование, стирание, точек, линий, фигур. Заливка цветом. |
2 |
Творческая работа в графическом редакторе Paint |
|
|
Логика и информация. Информация. |
10 |
|
|
14-15 |
Что такое информация? |
2 |
Работа с презентацией, подготовленной педагогом |
|
16 |
Способы передачи и получения информации |
1 |
Работа с информацией |
|
17-18 |
Кодирование и декодирование информации |
2 |
|
|
19-20 |
Логические концовки |
2 |
|
|
21-23 |
Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех" |
3 |
|
|
|
Алгоритмы и исполнители |
11 |
|
|
24-25 |
Понятие алгоритма и исполнителя. |
2 |
|
|
26-27 |
Алгоритмы в математике и русском языке |
2 |
|
|
28 |
Способы записи алгоритмов |
1 |
знакомство со способами записи алгоритмов |
|
29-33 |
Работа в алгоритмической среде |
5 |
|
|
34 |
Интеллектуальный марафон « Мой друг – компьютер» |
1 |
Выполнение тестовых заданий |
|
Учебно-методические материалы
· Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Арифметические исполнители // Информатика и образование. № 6, 1990, с. 3—12.
· Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Информация вокруг нас // Информатика и образование. № 1, 1990, с. 29—38.
· Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Исполнители // Информатика и образование. № 4, 1990, с. 17—25.
Примерный комплекс упражнений для глаз:
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть
глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль а счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До
усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5
раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4,
затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся
упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом
прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль
на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки.
Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает
зрительное и статическое напряжение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.