Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой компьютер"
Оценка 4.8

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой компьютер"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
информатика
1 кл—4 кл
08.12.2022
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой компьютер"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой компьютер" для 4 класса
Рабочая программа по внеурочное деятельности Мой друг-компьютер.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОЙ  ДРУГ- КОМПЬЮТЕР

программа внеурочной деятельности

для учащихся 1 – 4 классов

 

4  класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Мусатова Наталия Александровна

                                                                                           ГБОУ Школа № 814

                                                                              Учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

 

2019 – 2020 уч.г.

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая дополнительная образовательная программа «Мой друг-компьютер» составлена на основе авторской программы Горячева А. В. ( под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011),  программы курса информатики Тур С.Н., Бокучава Т.П. для 2 -4 классов, допущенной Министерством образования и науки к изучению в общеобразовательных школах, является частью целевого проекта «Изучение информатики в начальной школе».

Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.

Настоящая дополнительная образовательная программа дает возможность учащимся 3-4 классов приступить к изучению новых информационных технологий с пользой для себя на соответствующем им уровне развития, учиться применять компьютер как средство получения новых знаний.

Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.

Педагогическая целесообразность изучения дополнительной образовательной программы «Весёлая информатика» состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии. Кроме того, данная программа позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя; развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте.

Настоящая дополнительная образовательная программа «Весёлая информатика» построена для учащихся любого начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеклассной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне  и междисциплинарной интеграцией.

Основной целью дополнительной образовательной программы «Весёлая информатика» является:

подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре; овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

 

Основные задачи общего учебного процесса дополнительной образовательной программы «Весёлая информатика»:

Ø  сформировать общеучебные умения: логического, образного и алгоритмического мышления, развить внимание и память, привить навыки самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);

Ø  сформировать умения выделять признаки одного предмета, выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы, выделять лишний предмет из группы предметов, выявлять закономерности в расположении предметов, использовать поворот фигуры при решении учебных задач, разделять фигуру на заданные части и конструировать фигуру из заданных частей по представлению;

Ø  сформировать понятия существенных признаков предмета и группы предметов; понятия части и целого; геометрического преобразования поворота;

Ø  сформировать умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";

Ø  сформировать понятия "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умения составлять алгоритмы для учебных исполнителей;

Ø  привить ученикам необходимые навыки использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.

 

Курс построен на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:

      • системность;
      • гуманизация;
      • междисциплинарная интеграция;
      • дифференциация;
      • дополнительная мотивация через игру;

Примерная структура занятия соответствует валеологии:

1.       Организационный момент (1 мин.).

2.       Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3—4 мин.).

3.       Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях (8—10 мин.).

4.       Физкультминутка (2 мин)

5.       Работа за компьютером (10 мин).

6.       Релаксация (1 мин)

7.       Подведение итогов (2 мин.).

 

Форма обучения – очная.

 

В результате изучения данной дополнительной программы учащиеся должны знать:

Ø  роль информации в деятельности человека;

Ø  источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);

Ø  виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;

Ø  овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);

Ø  понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;

Ø  познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);

Ø  познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;

Ø  научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;

Ø  узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;

Ø  узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);

Ø  типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);

Ø  способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;

Ø  понятия алгоритма, исполнителя;

Ø  назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);

Ø  этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Учащиеся должны уметь:

Ø  ориентироваться в пространственных отношениях предметов;

Ø  выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;

Ø  выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные
с анализом исходных данных;

Ø  решать логические задачи;

Ø  решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;

Ø  осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки, научиться понимать «Справку» в различном ПО;

Ø  организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;

Ø  выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";

Ø  исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;

Ø  вводить текст, используя клавиатуру компьютера.

Ø  использовать информацию для построения умозаключений;

Ø  понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни

Ø  работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;

Ø  уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;

Ø  создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;

Ø  производить поиск по заданному условию;

Ø  готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения
в учебной деятельности и повседневной жизни:

Ø  готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;

Ø  применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;

Ø  придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

 

Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос,  проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

 

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Мой друг-компьютер» – игры, соревнования, конкурсы, марафон.

                                                    Учебно-тематический план

 (4 класс)

№ урока

Наименование
разделов и тем

общее количество учебных часов

1

Компьютерная грамотность

13

1

 Правила ТБ. Краткая история создания ПК. Назначение и принципы работы. Загрузка ОС  и порядок завершения работы.

1

 

2,3

Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач.

2

 

4,5

Окно — как основное понятие. Режим работы окна.

2

 

6,7,8

Представление о файловой системе. Каталоги. Папки.

3

 

9,10,11

Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок.

 

3

 

12,13

Буфер обмена. Работа с группой объектов.

 

2

 

2

Логика и информация. Информация.

10

 

14,15

Что такое информация?
Виды информации

2

 

16

Способы передачи и получения информации

1

 

17,18

Кодирование и декодирование информации

2

 

19,20

Логические концовки

2

 

21,22,23

Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех"

3

 

3

Алгоритмы и исполнители

11

 

24,25

Понятие алгоритма и исполнителя.
Примеры алгоритмов

2

 

26,27

Алгоритмы в математике и русском языке

2

 

28

Способы записи алгоритмов

1

 

29,30,31,32,33,34

Работа в алгоритмической среде

6

 

Итого

34

 

 

Содержание курса

 

Компьютерная грамотность (13 ч).
Краткая история создания. Назначение и принципы работы. Загрузка и порядок завершения работы. Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач. Окно — как основное понятие. Режимы работы окон. Типы окон. Структура окон различных типов. Представление о файловой системе. Каталоги. Папки. Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок. Буфер обмена. Работа с группой объектов.

Логика и информация . Информация. (10 ч)
Что такое информация? Виды информации. Способы передачи и получения информации. Логические концовки. Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех". Кодирование и декодирование информации.
Алгоритмы и исполнители (11 ч)
Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов. Алгоритмы в математике и русском языке. Способы записи алгоритмов. Работа в алгоритмической среде.

Календарно-тематическое планирование

4 класс

п/п

Тема занятия

Всего

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

 

Компьютерная грамотность

13

 

 

1

 Правила ТБ. Краткая история создания ПК. Назначение и принципы работы. Загрузка ОС  и порядок завершения работы.

1

 

Повторение

Работа с презентацией, подготовленной педагогом

 

2-3

Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач.

2

Дублирование учителя, работа за компьютером

 

4-5

Окно — как основное понятие. Режим работы окна.

2

Дублирование учителя, работа за компьютером

 

6-8

Представление о файловой системе. Каталоги. Папки.

3

Дублирование учителя, работа за компьютером

 

9-11

Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок.

3

Выполнение работы

 

12-13

Примеры графических редакторов. Рисование, стирание, точек, линий, фигур. Заливка цветом.

 

2

Творческая работа в графическом редакторе Paint

 

 

Логика и информация. Информация.

10

 

 

14-15

Что такое информация?
Виды информации

2

Работа с презентацией, подготовленной педагогом

 

16

Способы передачи и получения информации

1

Работа с информацией

 

17-18

Кодирование и декодирование информации

2

 

 

19-20

Логические концовки

2

 

 

21-23

Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех"

3

 

 

 

Алгоритмы и исполнители

11

 

 

24-25

Понятие алгоритма и исполнителя.
Примеры алгоритмов

2

 

 

26-27

Алгоритмы в математике и русском языке

2

 

 

28

Способы записи алгоритмов

1

знакомство со способами записи алгоритмов

 

29-33

Работа в алгоритмической среде

5

 

 

34

Интеллектуальный марафон « Мой друг – компьютер»

1

Выполнение тестовых заданий

 

Учебно-методические материалы

  • Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2010 год
  • авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011),
  • С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2009 год
  • И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год

·         Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Арифметические исполнители // Информатика и образование. № 6, 1990, с. 3—12. 

·         Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Информация вокруг нас // Информатика и образование. № 1, 1990, с. 2938. 

·         Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Исполнители // Информатика и образование. № 4, 1990, с. 17—25. 

  • «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2009 год
  • И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год
  • Сборник «Задачи для развития логики».
  • Гин С.И. «Мир логики» Методические пособия для учителя. Москва. Вита-Пресс, 2001год
  • Гетманова АД. Занимательная логика для школьников. М.: Издательство МГПУ, 2006 год

Примерный комплекс упражнений для глаз:

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль а счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.


МОЙ ДРУГ- КОМПЬЮТЕР программа внеурочной деятельности для учащихся 1 – 4 классов 4 класс

МОЙ ДРУГ- КОМПЬЮТЕР программа внеурочной деятельности для учащихся 1 – 4 классов 4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная образовательная программа «Мой друг-компьютер» составлена на основе авторской программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная образовательная программа «Мой друг-компьютер» составлена на основе авторской программы

Основные задачи общего учебного процесса дополнительной образовательной программы «Весёлая информатика»: Ø сформировать общеучебные умения : логического, образного и алгоритмического мышления, развить внимание и память, привить…

Основные задачи общего учебного процесса дополнительной образовательной программы «Весёлая информатика»: Ø сформировать общеучебные умения : логического, образного и алгоритмического мышления, развить внимание и память, привить…

Учащиеся должны уметь: Ø ориентироваться в пространственных отношениях предметов; Ø выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и…

Учащиеся должны уметь: Ø ориентироваться в пространственных отношениях предметов; Ø выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и…

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни: Ø готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио,…

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни: Ø готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио,…

Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок

Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок

Буфер обмена. Работа с группой объектов

Буфер обмена. Работа с группой объектов

Кодирование и декодирование информации 2 19-20

Кодирование и декодирование информации 2 19-20

Гетманова АД. Занимательная логика для школьников

Гетманова АД. Занимательная логика для школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2022