Рабочая программа « Информатика в играх и задачах» (1- 4 классы)
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
информатика
1 кл—4 кл
23.09.2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развить логическое мышление, способность к анализу ( вычислению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации ) и синтезу ( созданию новых схем, структур и моделей ). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей школ или родителей. Именно такой ответ на вопрос, чему и как учить на урока информатики, представлен в предлагаемом курсе, и этим определяется его актуальность.
Рассматриваются два аспекта изучения информатики:
Технологический, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии – информационные;
Общеобразовательные, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Кроме того, можно выделить два основных направления обучения информатике. Первое – это обучение конкретным информационным технологиям. Такое обучение целесообразно вести в старших классах школы, чтобы выпускники могли освоить современные программные средства.
Второе направление изучения информатике – это упоминавшееся выше изучение информатики как науки. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5 – 11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
В материале курса выделяются следующие рубрики:
Описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
Описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
Описание логических рассуждений – алгебра высказываний;
Создание информационной модели объектов – приемы формализации и моделирования.
Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.
программа кржка информатика начальная школа.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального
района «Беломорская средняя общеобразовательная школа №1»
«Принято» «Утверждаю»
Директор школы
на заседании Педагогического
Совета Школы
протокол №…
от «___» ____________2013 «____» _______________2013
______________ /В.В. Елисеева/
Рабочая программа
« Информатика в играх и задачах»
(1 4 классы)
Срок реализации 4 год
Составила учитель:
Петрова Н.С. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
2013 год
Г. Беломорск
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую
очередь необходимо развить логическое мышление, способность к анализу ( вычислению
структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации ) и
синтезу ( созданию новых схем, структур и моделей ). Важно отметить, что технология
такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от
возможностей школ или родителей. Именно такой ответ на вопрос, чему и как учить на
урока информатики, представлен в предлагаемом курсе, и этим определяется его
актуальность.
Рассматриваются два аспекта изучения информатики:
Технологический, в котором информатика рассматривается как средство
формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать
наиболее передовые на сегодня технологии – информационные;
Общеобразовательные, в котором информатика рассматривается как
средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять
сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические
выводы.
Кроме того, можно выделить два основных направления обучения
информатике. Первое – это обучение конкретным информационным технологиям.
Такое обучение целесообразно вести в старших классах школы, чтобы выпускники могли
освоить современные программные средства.
Второе направление изучения информатике – это упоминавшееся выше изучение
информатики как науки. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления
обучения развитие логического мышления, следует помнить: психологи утверждают, что
основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5 – 11 лет и что
запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто
остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно
с начальной школы.
В материале курса выделяются следующие рубрики:
Описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
Описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
Описание логических рассуждений – алгебра высказываний;
Создание информационной модели объектов – приемы формализации и
моделирования.
Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так
что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и
игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного
материала активно чередуются в течение одного урока.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА. Главные цели курса: дать учащимся фундаментальные знания в областях, связанных
с информатикой, развитие логического мышления.
Цели изучения основ информатики:
1.
Развитие у школьников навыков решения задач с применением таких
подходов, наиболее типичных и распространенных в областях деятельности,
традиционно относящихся к информатике:
формальной логики – построение выводов путем применения к известным
утверждениям логических операций «если то», «или», «не» и их
комбинаций «если…и…то…»;
алгоритмический подход к решению задач – умение планирования
последовательности действий для достижения какойлибо цели, решение
класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а
описание последовательности действий;
системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде
набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет
свою роль для функционирования объекта в целом;
объектноориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а
не действий, умение объединять предметы в группы с общим названием,
выделять общие признаки предметов этой группы и действия выполняемые
над этими предметами.
Расширение кругозора в областях, тесно связанных с информатикой:
знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с
выигрышной стратегией.
Развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с
общими приемами решения задач (поиск закономерностей, рассуждение по
аналогии, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения ).
2.
3.
Основная задача курса – развить умение проведения анализа действий для построения
информационной модели и ее изображение с помощью какоголибо системно
информационного языка.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ.
В результате обучения учащиеся 2х классов должны уметь:
Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
Выделять группы однородных предметов среди разнородных предметов и
давать названия этим группам;
Разбивать предложенное множество фигур ( рисунков ) на подмножества по
значениям разных признаков;
Находить закономерности в расположении фигур по значению двух
признаков;
Приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;
Точно выполнять действия под диктовку учителя;
Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры
высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
В результате обучения учащиеся 3х классов должны уметь: Находить общее в составных частях и действия у все предметов из одного
класса ( группы однородных предметов );
Называть общие признаки предметов из одного класса ( группы однородных
предметов ) и значения признаков у разных предметов из одного класса;
Понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блоксхемы;
Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
Изображать графы;
Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
Находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть
элементы из этой области.
В результате обучения учащиеся 4х классов должны уметь:
Определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих
составных частей и т. д. ;
Описывать место нахождения предмета, перечисляя объекты, в состав
которых он входит ( по аналогии с почтовым адресом );
Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса: в каждой
клетки таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у
одного из нескольких предметов;
Выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами,
обратные заданному;
Изображать множества с разным взаимным расположением;
Записывать выводы в виде правил «если – то»;
По заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если – то».
УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Из них на:
урок
Лабораторно
практические
задачи
3
2 КЛАСС.
№ Наименование темы
1
2
3
Отличительные
признаки и составные
части предметов
План действий и его
описание.
Логические
рассуждения.
Итог
Кол
во
часов
11
11
12
34
7
7
7
21
Контрол
ьные
работы
1
1
1
3
3
4
10 3 КЛАСС.
№ Наименование темы
1
2
3
Алгоритмы.
Группы (классы)
объектов.
Логические
рассуждения.
4 Модели в информатике.
Итог
4 КЛАСС.
№ Наименование темы
1
2
3
Алгоритмы.
Объекты.
Логические
рассуждения.
4 Модели в информатике.
Итог
Кол
во
часов
9
8
10
7
34
Кол
во
часов
9
8
10
7
34
6
5
6
4
21
5
5
6
4
20
Из них на:
урок
Лабораторно
практические
задачи
2
2
Из них на:
урок
Лабораторно
практические
задачи
3
2
3
Контрол
ьные
работы
1
1
1
1
4
Контрол
ьные
работы
1
1
1
1
4
3
2
9
2
10
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ.
Практические работы.
Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА.
1.
Информатика в играх и задачах: Учебниктетрадь для 2, 3, 4 кл. / А. В.
Горячев, Т. Ю. Горина и др. – М.: Баласс. 2003.
Информатика в играх и задачах: Методические рекомендации для
учителя. / А. В. Горячев, Т. О. Волкова, Т. Ю. Горина и др. – М.: Баласс.
2003.
2.
Уроки проходят в компьютерном классе (12ть компьютеров.)
Программное обеспечение пропедевтического курса – операционная система
Windows XP, графический редактор Paint.
Рабочая программа « Информатика в играх и задачах» (1- 4 классы)
Рабочая программа « Информатика в играх и задачах» (1- 4 классы)
Рабочая программа « Информатика в играх и задачах» (1- 4 классы)
Рабочая программа « Информатика в играх и задачах» (1- 4 классы)
Рабочая программа « Информатика в играх и задачах» (1- 4 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.