Волшебный мир информатики
Оценка 4.6

Волшебный мир информатики

Оценка 4.6
Разработки курсов
doc
информатика
1 кл—4 кл
31.08.2019
Волшебный мир информатики
Данный материал представляет собой рабочую программу для ведения кружка в рамках дополнительного образования для учащихся третьих и четвёртых классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения. Также данный материал можно использовать для ведения внеурочной деятельности по ФГОС, начиная с первого класса.
Волшебный мир информатики.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 29» РАССМОТРЕНО: На заседании ШМО Протокол № ___________ «___»____________2018г. СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УР  ______________________ «___»____________2018г. УТВЕРЖДЕНО:  Директор школы ______________________ «___»____________2018г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Волшебный мир информатики» для учащихся 3 – 4 классов общеобразовательных учреждений Составила: Батова Анна Олеговна учитель информатики второй квалификационной категории Березники, 2018 2 1. Пояснительная записка. Данная программа дополнительного образования по информатике рассчитана на 68  часов. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться  информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с  компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек. Целесообразность начала изучения информатики в младших классах, помимо  необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого  использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более  ранней ступени, обусловлена также следующими факторами. Во­первых, положительным  опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом  и, во­вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления,  формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы, в­ третьих, обучение учащихся работе на компьютере в начальной школе подготовит их к более успешному усвоению курса информатики в старших классах. Содержание программы  отобрано в соответствии с возможностями и способностями учащихся 9­11 лет. Сроки реализации программы: 2 года.  Основная цель курса: формирование информационной компетентности и  развитие мышления младших школьников.  Назначение курса ­ помочь детям узнать  основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни. Формы и методы обучения определены возрастом учащихся. При проведении занятий  используются элементы игры, теоретическая работа чередуется с практической.    Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно­иллюстративные,  частично­поисковые (вариативные задания), творческие, практические.   Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия,  самостоятельная работа, выставки. Программа реализуется на основе следующих принципов: 1. Обучение в активной познавательной деятельности.  Все темы учащиеся изучают  на практике, выполняя различные творческие задания, «набивая руку» при работе с  клавиатурой, общаясь в парах и группах. 2. Индивидуальное обучение. Обучение учащихся работе на компьютере дает  возможность организовать деятельность учащихся с индивидуальной скоростью и в  индивидуальном объеме. Данный принцип реализован через организацию практикума по  освоению навыков работы на компьютере. 3. Принцип природосообразности. Основной вид деятельности младших  школьников­ игра, через нее дети познают окружающий мир, поэтому в занятия включены  игровые элементы, способствующие успешному освоению курса. 4. Преемственность.  Программа курса построена так, что каждая последующая  тема логически связана с предыдущей. Данный принцип учащимся помогает понять  важность уже изученного материала и значимость каждого отдельного занятия.  Задачи:  Обучающие:  1. Познакомить учащихся с основными  компонентами  Первый год обучения. 3 устройства компьютера и принципами работы в текстовом и графическом редакторах.      2.Сформировать элементарные навыки работы в текстовом и графическом редакторах.  3.Формировать умения управлять компьютерными играми. Развивающие: 1. Развивать познавательный интерес младших школьников   2. Развивать мышление учащихся Воспитывающие: 1. Воспитывать культуру общения между учащимися    2. Формировать культуру безопасного труда при работе за компьютером. Ожидаемые результаты и способы их проверки. По окончании 1­го года обучения дети  знают:  понятие информация и информационные процессы; основные компоненты  устройства компьютера;  правила безопасной работы за компьютером; основные понятии и  термины разделов текстовый и графический редакторы; виды компьютерных игр , правила  и приемы управления компьютерными играми.  Умеют:  включать и выключать компьютер; работать в текстовом и графическом  редакторах; использовать возможности текстового и графического редакторов для  создания творческих работ  (открытки, визитки, рисунки) Кроме того у учащихся создан познавательный интерес к предмету и сформированы  представления о информатике. Полученные знания и умения учащимися  способствуют  развитию мышления и  формированию информационной культуры младших школьников. Проверка полученных знаний умений осуществляется через: беседы по темам;  творческие задания. Второй год обучения Задачи: Обучающие: 1. Познакомить учащихся с понятием алгоритма и его  видами. 2. Сформировать умения составлять простейшие алгоритмы. 3. Совершенствовать навыков работы в текстовом и графическом редакторах. Развивающие: 1. Развивать мышление учащихся через развивающие компьютерные  игры. 2. Развивать познавательный интерес младших школьников. Воспитательные: 1. Воспитывать культуру безопасного труда при работе с  компьютерным оборудованием. Ожидаемые результаты и способы их проверки. По окончании 2­го года обучения дети: знают:  понятие алгоритма и его виды; основные компоненты устройства  компьютера; правила безопасной работы за компьютером; основные понятия и термины  разделов текстовый и графический редакторы. умеют: включать и выключать компьютер; выделять алгоритмы из повседневной  жизни и находить в художественных произведениях; исполнять простые алгоритмы и  составлять свои по аналогии; работать в текстовом и графическом редакторах;  использовать возможности текстового и графического редакторов для создания  творческих работ  (книжки­малышки, пленера, кроссворда). Проверка полученных знаний умений осуществляется через: беседы по темам;  4 творческие задания. 5 2. Учебно­тематический план (1 год обучения) Темы Количество часов Всего часов Теория Практика 0,5 0,5 1 0,5 1 3 1 1 1 1 1 0,5 1 Тема 1.Информация и информационные процессы  (3 часа) Понятие об информации.  Тема 2. Компьютер (7 часов) Техника безопасности в компьютерном классе Понятие о работе ПК Включение компьютера. Завершение сеанса работы.  Знакомство с клавиатурой. Использование клавиатуры для управления работы  компьютерных программ Клавиатурный тренажер Тема 3. Обработка текстовой и графической информации на компьютере (18 часов) Технология обработки текстовой информации.  Текстовый редактор Word. Назначение и основные  возможности. Практическая работа “Набор и форматирование  текста» Оформление открыток, поздравлений Оформление визиток Конкурс сочинений Технология обработки графической информации Графический редактор Раint   Создание и хранение изображений.   Практическая работа “Создание рисунков”. Конкурс рисунков   Тема 4. Игровые (обучающие и развивающие) программы (6 часов) 1 Знакомство с понятием: компьютерная игра. Виды  игр. Правила и приемы компьютерной игры. Практическая работа: логические компьютерные  игры Практическая работа: компьютерные игры  (развивающие, на сообразительность) Итоговое занятие. Выставка работ учащихся. Итого  2 2 2 1 2 2 4 1 2 2 2   2 2 4 1       1 1 34 1 28 1 3 3 2 3   2 1     6 1 2 2 Учебно­тематический план (2 год обучения) Темы Количество часов Всего часов Теория Практика Тема 1: Устройство компьютера (4 часа) Техника безопасности в компьютерном классе Основные компоненты компьютера. Центральные и  периферийные устройства компьютера Практическая работа «Клавиатурный тренажер» Тема 2: Алгоритмы, алгоритмический язык. Команды алгоритмического языка.  1 1 1 1 2 2 6 3 1 1 1 1 1 2 Исполнители. (16 часов) Понятие алгоритма. Линейный алгоритм.  Алгоритмический язык. Исполнитель Способы записи алгоритмов (алгоритмический язык,  блок­схема) Команды алгоритмического языка: выказывание,  ветвление, цикл Составление простейших алгоритмов. Алгоритмы в  художественных произведениях Составление алгоритмов из художественных  произведений Составление алгоритмов из кулинарных рецептов Составление алгоритмов из окружающего мира Пошаговое исполнение алгоритма. Программа  «Кенгуренок», «Робот» Решение задач на «Переливание» Итоговое занятие по теме «Алгоритмы» Тема 3: «Обработка текстовой  и графической информации»(14 часов) Текстовый редактор. Шрифт (размер, виды шрифтов). Фон Таблица Вставка в документ рисунка Практическая работа «Набор текста и  форматирование». Создание и сохранение документа. Графический редактор. Создание и сохранение  изображений. Создание иллюстраций к любимой  сказке Создание творческого проекта «Книжка­малышка» 1 2 2 1 1 4 1 1 2 1 2 3 1 1 1 2 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1 2 2 3 Защита проектов Итоговое занятие. Выставка работ учащихся. Итого: 1 1 34 1 1 29 5 7 3. Содержание программы  (1 год обучения) Тема 1. Информация и информационные процессы (3 часа). Основные вопросы: понятие информации. Источники информации. Виды  информации. Информационные процессы. Требования к знаниям и умениям:   понятие информации, источники информации;   определять виды информации;   приводить примеры информационных процессов.  Тема 2 . Компьютер (7 часов). Основные вопросы: основные компоненты компьютера. Техника безопасности в  компьютерном классе. Клавиатура. Процессор. Память. Устройства ввода, вывода.  Практическая работа “Клавиатура”. Клавиатурный тренажер. Требования к знаниям и умениям:  знать состав компьютера и назначение его основных устройств;   понятие компьютера как информационной машины;    приводить области применения компьютера;   выбирать и загружать нужную программу.  Практическая работа. Клавиатурный тренажер. Тема 3. Информационные и коммуникационные технологии (18 час). Основные вопросы: технология обработки текстовой информации. Текстовый  редактор. Назначение и основные возможности. Практическая работа “Набор текста и  форматирование”. Технология обработки графической информации. Графический редактор Раint.  Создание и хранение изображений. Практическая работа “Создание рисунков”. Требования к знаниям и умениям:   работать в текстовом редакторе (выбор шрифта, набор текста, форматирование);   работать в графическом редакторе (создавать собственные рисунки, редактировать их и  сохранять);  Практические работы:  1.Набор текста и форматирование.  2.Создание и редактирование рисунков.  Тема 4. Игровые (обучающие и развивающие) программы. (6 часов) Знакомство  с понятиями: компьютерная игра, конструирование, сопоставление, множество. Приемы  конструирования и сопоставления. Правила и приемы компьютерной игры. Основные понятия: конструирование, сопоставление, множества, компьютерная  игра. Практическая работа: Компьютерные игры. Содержание программы. (2 год обучения) Тема 1 . Компьютер (4 часа). 8 Основные вопросы: основные компоненты компьютера. Техника безопасности в  компьютерном классе. Клавиатура. Процессор. Память. Устройства ввода, вывода.  Практическая работа “Клавиатура”. Клавиатурный тренажер. Требования к знаниям и умениям:      понятие компьютера как информационной машины;  знать состав компьютера и назначение его основных устройств;  приводить области применения компьютера;  выбирать и загружать нужную программу.  Практическая работа. Клавиатурный тренажер. Тема 2: Алгоритмы, алгоритмический язык. Команды алгоритмического  языка. Исполнители. (16 часов) Основные вопросы: понятие алгоритма, алгоритмический язык, исполнитель,  способы записей алгоритмов (алгоритмический язык, блок­схема), команды  алгоритмического языка: ветвление, повторение. Требования к знаниям и умениям:      понятие алгоритма, исполнителя, среды, системы команд выделять алгоритмы в повседневной жизни, художественных произведениях исполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии выполнять алгоритмы с ветвлениями и повторением Практическая работа: «Кенгуренок» Тема 3. Информационные и коммуникационные технологии (14 часов). Основные вопросы: технология обработки текстовой информации. Текстовый  редактор. Назначение и основные возможности. Практическая работа “Набор текста и  форматирование”. Технология обработки графической информации. Графический редактор Раint.  Создание и хранение изображений. Практическая работа “Создание иллюстраций к  любимым сказкам». Требования к знаниям и умениям:    работать в текстовом редакторе (выбор шрифта, набор текста, форматирование);  работать в графическом редакторе (создавать собственные рисунки, редактировать их  и сохранять);  Практические работы:  1.Набор текста и форматирование.  2.Создание и редактирование рисунков. 3.Создание творческого проекта «Книжка­малышка»  o Наличие компьютерного класса. o Наличие мультимедиа аппаратуры для демонстрации презентаций и обучения  Условия реализации программы: отдельным действиям. o Лицензионное программное обеспечение.  9 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. – 2004. –№ 2. –С. 52­60.  2. Брыксина О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальных  классах. // Информатика и образование. – 2001. – 2. – С. 86­93.  3. Горячев А.В. О понятии “Информационная грамотность. // Информатика и образование. – 2001. –№8 – С. 14­17.  4. Грязнова ЕМ. Занимательная информатика в начальной школе //  Информатика и образование. – 2006. –№6. – С.77 ­ 87.  5. Журова СМ. Внеурочные занятия по информатике // Информатика и  образование. – 2006. –5. – С. 8­13.  6. Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки  информатики. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 352 с.  7. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: примерное  поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. – 2­е изд. – М.: Школьная Пресса, 2001. – 48 с.  8. Швачко Н.В. Основные аспекты преподавания темы “Информация” в  начальной школе // Информатика и образование. – 2006. –№9. –С. 29­ 43.  10

Волшебный мир информатики

Волшебный мир информатики

Волшебный мир информатики

Волшебный мир информатики

Волшебный мир информатики

Волшебный мир информатики

Волшебный мир информатики

Волшебный мир информатики

Волшебный мир информатики

Волшебный мир информатики

Волшебный мир информатики

Волшебный мир информатики

Волшебный мир информатики

Волшебный мир информатики

Волшебный мир информатики

Волшебный мир информатики

Волшебный мир информатики

Волшебный мир информатики

Волшебный мир информатики

Волшебный мир информатики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2019