Использование инновационных образовательных технологий на уроках русского языка
Оценка 5

Использование инновационных образовательных технологий на уроках русского языка

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
СCУЗ, ВУЗ
03.05.2020
Использование инновационных образовательных технологий на уроках русского языка
Использование инновационных образовательных технологий на уроках русского языка
Научная работа.docx

Использование инновационных образовательных технологий на уроках русского языка

Мақалада орыс тілі сабақтарында инновациялық білім беру технологияларын пайдалану қарастырылады.

The usage of innovational educational technology at the lesson of  Russian is considered.

Сегодня мы рассмотрим новые подходы к организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках русского языка и литературы.

    Образовательная технология – упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленных целей (Н. Таланчук).

Технологии обучения

o   Предметно-ориентированные технологии

o   Технологии личностно- ориентированного образования

o   Вузовские технологии

o   Диалоговые технологии

o   Игровые технологии

o   Компьютерные технологии

Предметно-ориентированные технологии обучения

     Предметно-ориентированные технологии обучения –это технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний и навыков.

Технология концентрированного обучения

       Особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредотачивается на более глубоком изучении каждого предмета за счёт объединения уроков в блоки.

Технология дифференцированного обучения

         Дифференциация осуществляется не за счёт того, что одним ученикам дают меньший объём материала, а другим больший, а за счёт того, что, предлагая учащимся одинаковый его объём, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению.

          Придифференциации учащихся в соответствии с тем или иным уровнем   учителю необходимо опираться на следующее:

          - общий уровень обученности, развития ученика, отдельные особенности психического развития (память, мышление, познавательная деятельность);

           -индивидуальные особенности ученика (склонность к гуманитарным предметам или точным наукам);

           - неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам (кроме умственного развития);

           -интерес ученика к тому или иному предмету.

Технология концентрированного обучения

Цель концентрированного обучения  состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближения обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия.

1.     Материал изучается крупными блоками.

2.     Особую роль играет многократность вариативного повтора.

3.     Успешному усвоению материала помогают опоры, которые применяются постоянно. При составлении опор используются символы, рисунки, сдвоенная, строенная надпись, особую роль играют цвет и шрифт.

4.     При объяснении нового материала обязательно проговаривание в парах: ученики и слушают внимательнее, потому что им нужно будет это повторить, и имеют возможность обратить внимание на то, что могло быть ими пропущено во время объяснения учителем.

5.     Лучшему усвоению материала способствует взаимообучение, так как ученики усваивают 90 % от того, чему учат сами.

6.     На занятиях используются дидактические игры, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.

7.     Особую роль в овладении грамотным письмом играет словарная работа.

Вузовские технологии обучения в школе.

 В преподавании русского языка в школе сегодня нашли своё место и прочно утвердились технологии, основанные на системе обучения, традиционно считавшейся вузовской: уроки-лекции, уроки- семинары, уроки- практикумы, уроки-зачёты и др.

Сегодня «школьная лекция –это систематизированное, чаще всего проблемное изложение материала по теме или разделу».

Классическая школьная лекция имеет структуру, например такую:

1.     Актуализация темы, определение задания.

2.     Слушание лекции учителя (20-30 минут).

3.     Активная работа учащихся в соответствии с индивидуальными или фронтальными заданиями учителя.

4.     Обсуждение выполнения заданий.

5.     Подведение итогов.

6.     Рекомендация дополнительной литературы.

В школе в последние годы используется не только традиционная лекция, но и такие её формы как лекция-дискуссия, лекция-консультация, лекция-беседа, лекция с обратной связью.

Урок- семинар – это форма самостоятельной работы, которая способствует углубленному изучению материала, развитию интеллектуальных способностей учеников, формированию навыков работы с литературой, совершенствованию коммуникативных навыков.

Школьное семинарское занятие обычно состоит:

1.     из вступительного  слова учителя;

2.     сообщений учащихся;

3.     обсуждений учащихся

4.     подведения итогов семинара.

Виды семинаров

                  Семинар- развёрнутое собеседование.

                   Семинар- диспут.

                   Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся.

                   Семинар –обсуждение докладов и рефератов.

          Урок- практикум, как правило, проводится в конце изучения темы с целью систематизации и обобщения знаний.

                   Схема урока- практикума может быть такой: 

1.     Повторение теоретических сведений по проблеме.

2.     Повторение алгоритмов выполнения разного рода практических заданий (графический разбор, составление схем, морфемный разбор, редактирование текста и т. д.).

3.     Собственно практикум с использованием словарей, справочников, учебных пособий. Работа ведётся по карточкам.

4.     Контролирующее задание для всего класса. Выполняется с самоконтролем по словарю как справочнику.

5.     Задание на дом.

Урок- зачёт, как правило, проводится по следующей схеме:

1.     Проверка знаний (устных и письменных) учителем и учениками- консультантами.

2.     Выставление баллов за каждое выполненное задание в  «Лист оценки знаний», который перед уроком вывешивается на стенд.

3.     Выставление суммативной оценки по результатам выполнения всех заданий, которая соответствует реальному уровню знаний, умений и навыков каждого ученика.

4.     Подведение итогов урока.

Итак, рассмотрев основные вузовские педагогические технологии, которые используются в современной школе при преподавании русского языка и литературы – уроки-лекции, уроки-семинары, уроки- практикумы, уроки- зачёты, - мы можем сделать вывод об их несомненной ценности: обеспечивают мыслительную активность каждого ученика, развивают его самостоятельность, повышают авторитет знаний.

Технология личностно- ориентированного образования

Приоритетные задачи личностно- ориентированных технологий в педагогике - формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление.

·        Педагогические мастерские

·        Модульное обучение

·        Метод проектов

·        Обучение как исследование

 

 

 

Педагогические мастерские

Сущность рассматриваемой технологии заключается в том, что в атмосфере уникальным образом организованного учебного процесса ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету.

Модульное обучение.

Модульное обучение и его элементы базируются на деятельностном подходе к обучению: ученик осознанно и прочно усваивает только то учебное содержание, которое становится предметом его активных действий.

·        Метод проектов

- это самостоятельная исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно- практическую значимость.

Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо).

·        Обучение как исследование

Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

Урок-исследование очень эффективен при повторении, обобщении, комплексной работе с текстом.

·        Игровые технологии

Начало любой игры - это, прежде всего эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребёнка.

Установка на игру обычно создаётся в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Следующим структурным элементом в игре являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами.

Обязательным структурным элементом игры является её результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом).

 

Диалоговые технологии обучения русскому языку

Основное назначение диалоговой технологии- в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей.

Целью диалога является создание межличностного диалогического взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизненной деятельности ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.

Компьютерные технологии в обучении русскому языку

В начале ХХ1-го века технологии мультимедиа и интернета получили широкое распространение в нашей жизни, что позволяет использовать их в качестве средства обучения, в том числе и обучения русскому языку и литературе.

В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и интернет-технологий, созданные учёными и учителями-предметниками, можно разделить на три большие группы:

-презентации

- информационно- обучающие

- тестирующие

 Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.

Литература

1.                 Справочно- информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru. Портал создан в 2000г.и содержит много полезной информации, касающейся русского языка.

2.                  Издательский дом «Первое сентября»,

http://rus.Iseptember.ru- газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка».

http://lit.Iseptember.ru- газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы».

3.                 Словесник-http://www.slovesnik-oka.narod.ru. Сайт адресован всем, кто преподаёт русский язык. Знакомит с интернет- ресурсами в области преподавания русского языка: есть ссылки на образовательные сайты, адреса издательств, выпускающих учебную литературу, библиотеки. Специальный раздел посвящён проблеме дистанционного тестирования.

4.                 http://www.rusedu.ru- архив учебных программ содержит множество различных программ, презентаций, учебных пособий, рефератов.


 

5.                 Скачано с www.znanio.ru

Использование инновационных образовательных технологий на уроках русского языка

Использование инновационных образовательных технологий на уроках русского языка

Материал изучается крупными блоками

Материал изучается крупными блоками

Виды семинаров

Виды семинаров

Педагогические мастерские Сущность рассматриваемой технологии заключается в том, что в атмосфере уникальным образом организованного учебного процесса ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету

Педагогические мастерские Сущность рассматриваемой технологии заключается в том, что в атмосфере уникальным образом организованного учебного процесса ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету

Компьютерные технологии в обучении русскому языку

Компьютерные технологии в обучении русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2020