Использование инновационных технологий для речевого развития дошкольников с нарушением речи
Оценка 4.8

Использование инновационных технологий для речевого развития дошкольников с нарушением речи

Оценка 4.8
docx
13.09.2021
Использование инновационных технологий  для речевого развития дошкольников с нарушением речи
доклад.docx

Использование инновационных технологий  для речевого развития дошкольников с нарушением речи

В настоящее время   существует множество традиционного  практического материала для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,  применение которых способствует не только решению каких-то определенных задач, но и общему оздоровлению ребенка. Но, исходя из развития современного общества,  мы можем  сделать вывод, что их не всегда достаточно для эффективной работы.

На сегодняшний день в коррекционной педагогике получили распространение нетрадиционные методы, которые позволяют усовершенствовать образовательный процесс. Данные методы и приемы предотвращают утомляемость , поддерживают познавательную активность и повышают эффективность логопедической работы в целом.

Речь имеет очень большое значение в жизни человека. Благодаря общению формируется личность человека, развивается интеллект, человек воспитывается и получает образование. Общение с другими людьми помогает организовать общую работу, обсудить и реализовать планы. Таким образом, общество достигло высокого уровня цивилизации, полетело в космос, спустилось на дно океана.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей.
В последнее время увеличивается количество детей с нарушениями речи, много детей совершенно не говорящих, отмечается бум. Почему же их так много?
Причинами снижения речевого развития детей является ухудшение экологической обстановки, осложнения при родах, проблемное течение беременности, наследственность и т. д. Отмечается, что всего лишь 2-3 ребенка из 10 для своего возраста говорят хорошо, у других наблюдаются проблемы развития речи.
Несмотря на информированность детей вследствие технического прогресса (телевизор, телефоны, планшеты, компьютеры, это не ведет к увеличению словарного запаса у детей. Вследствие того, что ребенок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, развиваются примитивность и бедность речи, оскудение словарного запаса. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности.
Для организации эффективной логопедической работы требуется как можно больше оригинальных методов и приемов и тут на помощь педагогу могут прийти инновационные технологии. Что же это такое? Это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата. Сегодня я хотела бы более подробно остановиться на нескольких. Первая из представленных - «Друдлы». Эта техника позволяет развивать мышление, воображение, фантазию, итог работы – коллективный просмотр и обсуждение рисунков – развивает речь детей.
Друдлы – картинки с изображением разных форм, иногда кажущиеся довольно абстрактными. Каждая картинка является маленькой игрой, в которой вам надо придумать что изображено на картинке. Вы можете предложить несколько разных интерпретаций к изображениям. Если у вас получится увидеть в картинке-друдле то, чего не видят другие – поздравляем – вы обладатель оригинального творческого мышления!

Друдлы (или по-английски droodles) – это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах. Название droodle происходит, как комбинация трех слов "doodle" (каракули, "drawing" (рисунок) и "riddle" (загадка). Даже само название изобретения целиком отражает креативное мышление своих авторов.
Это черно – белые картинки загадки, смотря на которые совершенно невозможно точно сказать, что это такое. Самый лучший ответ – тот, который мало кому придет в голову, но услышав его рисунок, кажется очевидным. Смысл друдлов, придумать как можно больше вариантов видения картинки. Они заставляют мозг перелопатить тонну информации, чтобы соотнести образ, с изображением на картинке.
Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Вы наверняка помните игры в которые играли в детстве? Это и подвижные игры на скорость, реакцию, выносливость. Но вы наверняка и вспомните игры на смекалку и сообразительность. Игры с начертанием на песке или мелом на стене линии, геометрические фигур или просто размытые кляксы. Потом предлагалось угадать: «На что похоже? ». Предлагалось масса ответов и, как правило, правильным считался самый необычный ответ, который даже не мог никому прийти в голову. Этот человек и считался победителем. Например, рассматривая облака или трещины, у вас обязательно возникнет какой либо образ. Но сразу отмечу в этой игре, как и в самой технике друдлы – правильного ответа просто не существует. Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ.
В данном мастер-классе я вам предлагаю взять эту технику на своё вооружение. Так как у этих загадок широкий возрастной диапазон. В друдлы могут играть люди любого возраста для расширения их кругозора. Самая главная цель: «Учиться видеть необычное в обычном»

В наше время многие дети не могут связно и достаточно полно объяснить, рассказать, что они нарисовали. Ограничиваются простыми односложными предложениями: домик, солнце, я иду с мамой. В такой ситуации «Друдлы» оказались очень ценными помощниками.
На первых этапах работы с этой игрой, конечно, возникали небольшие трудности: дети «с непривычки» видели в рисунках – друдлах лишь «полосочки, круги, треугольники… ». Но мы не сдавались и вновь, и вновь играли с этими «каракулями». Несколько раз подряд рассматривали одни и те же картинки. И вот с каждым разом дети стали видеть в них что-то новое. Рассказывать все больше о том, что они видят в очередной раз. Многие стали предлагать развернуть картинку, чтобы получилось совсем иное изображение. Постепенно я стала вводить новые друдлы. И дети уже активно включались в игру.
Следующим этапом нашей с детьми игры стало рисование картин из предложенных друдлов. Я раздавала нарисованные мной друдлы, а ребята подрисовывали что-то свое. В результате, получались очень интересные картины, о которых мы подолгу беседовали. Каждый хотел рассказать о своем произведении, о том, что он увидел, что решил изобразить.
Со временем, мы перешли на новый уровень игр. И ребята стали уже сами рисовать друдлы. А я как участник игры пыталась их «разгадать»

 Второй прием- клоуз -тест.

Клоуз тест- деформированный текст, пропущено слово. Часто встречается такое задание: Вставь в текст подходящие по смыслу глаголы. Будь внимателен к вопросу!

Воробей (что сделал?) … в форточку. Он (что делал?) … по столу и … крошки. Войдёт кто-нибудь в комнату, он (что сделаент?) … на форточку и … . (Слова для справок: прыгал, влетел, клевал, улетит, прыгнет).

Предлагаемые тексты должны иметь простую для понимания структуру. Например: Мой котенок рыжий и пушистый. У него веселая мордочка, маленький хвостик, розовый носик. Котенок веселый и шустрый. Маленький котенок скоро вырастет и станет большим красивым котом.

 Следующий прием- использование виммельбухов.Целью этой технологии стало использование многосюжетных страниц книг Виммельбухов для организации развивающего процесса, построенного в игровой форме и решение задач всестороннего развития ребенка с ОВЗ:
- развитие психических процессов (речи, мышления, памяти, воображения)
- формирование мотивов, стимулирующих работу с книгой, интерес к книжной информации и занятиям;
- формирование навыков сознательного, сосредоточенного изучения;
энциклопедические. Тематические книги с сюжетной картинкой. Могут быть одностраничными, а могут развивать сюжет на следующих страницах. Обилие персонажей, с конкретной информацией по ним на каждой странице. Например, книга «В лесу» Петра Багина. Дает энциклопедическую адаптированную для детей информацию о животных, позволяя понаблюдать на картинках об их жизни в разные времена года. Происходит интеграция познавательного и речевого развития, так как ребенок получает информацию на одной странице, добавляет ее по увиденному со второй и последующих страниц, в итоге составляет полный рассказ, например, о жизни лисы. 
- одностраничные. Чаще всего тематические книги с одностраничным сюжетом. Обилие персонажей. Но персонаж «живет» на одной странице здесь и сейчас. Каждая страница посвящена своей узкой тематике. Например, книга «Русские народные сказки» художника Т.А. Саввушкина. Задание - найти лисицу на страницах книги, вспомнить название сказок, обобщить какие лисы в сказках.
- классические. Тематические книги с обилием сюжетных постраничных линий, множеством героев, каждый из которых занят своим делом из страницы в страницу, могут взаимодействовать с другими персонажами. Чаще всего в этих книгах показан один день.

Но Виммельбух ценен тем, что картинка не статична, в книжке она в динамике. В динамике каждый персонаж и окружающая среда. Например, та же лиса в книге Ротнаут Сюзанны Бернер путешествует по страничкам. Можно составить рассказ о том, куда она идет, что она видит, предположить, о чем она думает, что хочет сделать, придумать, что будет дальше, и даже нарисовать.

Классический Виммельбух – настоящий учебник по социализации в картинках. В жизни людей нет чего-то отдельного, не связанного между собой. Эти книги могут научить воспринимать жизнь как единый поток, где все происходящее тесно переплетено с людьми и окружающей средой. Например, в сезонных книгах Ротраут Сузанны Бернер городок живет от зимы к весне, от лета к осени. Со сменой сезона меняется и облик города, занятия его обитателей, и одежда.

Совсем недавно нашла такую информацию: в 2016 году премию Ганса Христиана Андерсена (которую называют «Нобелевской премией» в детской литературе) получил китайский автор Цао Веньсюань и немецкая художница Сюзанна Бернер. Книга, с которой они победили, является виммельбухом.


 

Использование инновационных технологий для речевого развития дошкольников с нарушением речи

Использование инновационных технологий для речевого развития дошкольников с нарушением речи

Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности

Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности

Этот человек и считался победителем

Этот человек и считался победителем

Предлагаемые тексты должны иметь простую для понимания структуру

Предлагаемые тексты должны иметь простую для понимания структуру

Классический Виммельбух – настоящий учебник по социализации в картинках

Классический Виммельбух – настоящий учебник по социализации в картинках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2021