Использование
инновационных технологий для речевого развития дошкольников с нарушением речи
В настоящее время существует множество традиционного практического материала
для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,
применение которых способствует не только решению каких-то определенных задач,
но и общему оздоровлению ребенка. Но, исходя из развития современного
общества, мы можем сделать вывод, что их не всегда достаточно для эффективной
работы.
На сегодняшний день в коррекционной педагогике получили распространение нетрадиционные методы, которые позволяют усовершенствовать образовательный процесс. Данные методы и приемы предотвращают утомляемость , поддерживают познавательную активность и повышают эффективность логопедической работы в целом.
Речь имеет очень большое значение в жизни
человека. Благодаря общению формируется личность человека, развивается
интеллект, человек воспитывается и получает образование. Общение с другими
людьми помогает организовать общую работу, обсудить и реализовать планы. Таким
образом, общество достигло высокого уровня цивилизации, полетело в космос,
спустилось на дно океана.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел
бы возможности получать и передавать большое количество информации. Без
письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и
делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим
свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное
сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других
людей.
В последнее время увеличивается количество детей с нарушениями речи, много
детей совершенно не говорящих, отмечается бум. Почему же их так много?
Причинами снижения речевого развития детей является ухудшение экологической
обстановки, осложнения при родах, проблемное течение беременности,
наследственность и т. д. Отмечается, что всего лишь 2-3 ребенка из 10 для
своего возраста говорят хорошо, у других наблюдаются проблемы развития речи.
Несмотря на информированность детей вследствие технического прогресса (телевизор,
телефоны, планшеты, компьютеры, это не ведет к увеличению словарного запаса у
детей. Вследствие того, что ребенок, смотря телевизор, не разговаривает, а
только слушает, развиваются примитивность и бедность речи, оскудение словарного
запаса. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться
на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной
рассеянности.
Для организации эффективной логопедической работы требуется как можно больше
оригинальных методов и приемов и тут на помощь педагогу могут прийти
инновационные технологии. Что же это такое? Это система методов, способов,
приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение
позитивного результата. Сегодня я хотела бы более подробно остановиться на
нескольких. Первая из представленных - «Друдлы». Эта техника позволяет
развивать мышление, воображение, фантазию, итог работы – коллективный просмотр
и обсуждение рисунков – развивает речь детей.
Друдлы – картинки с изображением разных форм, иногда кажущиеся довольно
абстрактными. Каждая картинка является маленькой игрой, в которой вам надо
придумать что изображено на картинке. Вы можете предложить несколько разных
интерпретаций к изображениям. Если у вас получится увидеть в картинке-друдле
то, чего не видят другие – поздравляем – вы обладатель оригинального
творческого мышления!
Друдлы (или по-английски droodles) – это
интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и
креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах.
Название droodle происходит, как комбинация трех слов "doodle"
(каракули, "drawing" (рисунок) и "riddle" (загадка). Даже
само название изобретения целиком отражает креативное мышление своих авторов.
Это черно – белые картинки загадки, смотря на которые совершенно невозможно
точно сказать, что это такое. Самый лучший ответ – тот, который мало кому
придет в голову, но услышав его рисунок, кажется очевидным. Смысл друдлов,
придумать как можно больше вариантов видения картинки. Они заставляют мозг
перелопатить тонну информации, чтобы соотнести образ, с изображением на
картинке.
Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку,
которая имеет множественные значения. Вы наверняка помните игры в которые
играли в детстве? Это и подвижные игры на скорость, реакцию, выносливость. Но
вы наверняка и вспомните игры на смекалку и сообразительность. Игры с
начертанием на песке или мелом на стене линии, геометрические фигур или просто
размытые кляксы. Потом предлагалось угадать: «На что похоже? ». Предлагалось
масса ответов и, как правило, правильным считался самый необычный ответ,
который даже не мог никому прийти в голову. Этот человек и считался
победителем. Например, рассматривая облака или трещины, у вас обязательно
возникнет какой либо образ. Но сразу отмечу в этой игре, как и в самой технике
друдлы – правильного ответа просто не существует. Здесь считается правильным,
самый оригинальный и необычный ответ.
В данном мастер-классе я вам предлагаю взять эту технику на своё вооружение.
Так как у этих загадок широкий возрастной диапазон. В друдлы могут играть люди
любого возраста для расширения их кругозора. Самая главная цель: «Учиться
видеть необычное в обычном»
В наше время многие дети не могут связно и
достаточно полно объяснить, рассказать, что они нарисовали. Ограничиваются
простыми односложными предложениями: домик, солнце, я иду с мамой. В такой
ситуации «Друдлы» оказались очень ценными помощниками.
На первых этапах работы с этой игрой, конечно, возникали небольшие трудности:
дети «с непривычки» видели в рисунках – друдлах лишь «полосочки, круги,
треугольники… ». Но мы не сдавались и вновь, и вновь играли с этими
«каракулями». Несколько раз подряд рассматривали одни и те же картинки. И вот с
каждым разом дети стали видеть в них что-то новое. Рассказывать все больше о
том, что они видят в очередной раз. Многие стали предлагать развернуть
картинку, чтобы получилось совсем иное изображение. Постепенно я стала вводить
новые друдлы. И дети уже активно включались в игру.
Следующим этапом нашей с детьми игры стало рисование картин из предложенных
друдлов. Я раздавала нарисованные мной друдлы, а ребята подрисовывали что-то
свое. В результате, получались очень интересные картины, о которых мы подолгу
беседовали. Каждый хотел рассказать о своем произведении, о том, что он увидел,
что решил изобразить.
Со временем, мы перешли на новый уровень игр. И ребята стали уже сами рисовать
друдлы. А я как участник игры пыталась их «разгадать»
Второй прием- клоуз -тест.
Клоуз тест- деформированный текст, пропущено слово. Часто встречается такое задание: Вставь в текст подходящие по смыслу глаголы. Будь внимателен к вопросу!
Воробей (что сделал?) … в форточку. Он (что делал?) … по столу и … крошки. Войдёт кто-нибудь в комнату, он (что сделаент?) … на форточку и … . (Слова для справок: прыгал, влетел, клевал, улетит, прыгнет).
Предлагаемые тексты должны иметь простую для понимания структуру. Например: Мой котенок рыжий и пушистый. У него веселая мордочка, маленький хвостик, розовый носик. Котенок веселый и шустрый. Маленький котенок скоро вырастет и станет большим красивым котом.
Следующий прием- использование виммельбухов.Целью этой
технологии стало использование многосюжетных страниц книг Виммельбухов для
организации развивающего процесса, построенного в игровой форме и решение задач
всестороннего развития ребенка с ОВЗ:
- развитие психических процессов (речи, мышления, памяти, воображения)
- формирование мотивов, стимулирующих работу с книгой, интерес к книжной
информации и занятиям;
- формирование навыков сознательного, сосредоточенного изучения;
энциклопедические. Тематические книги с сюжетной картинкой. Могут быть
одностраничными, а могут развивать сюжет на следующих страницах. Обилие
персонажей, с конкретной информацией по ним на каждой странице. Например, книга
«В лесу» Петра Багина. Дает энциклопедическую адаптированную для детей
информацию о животных, позволяя понаблюдать на картинках об их жизни в разные
времена года. Происходит интеграция познавательного и речевого развития, так
как ребенок получает информацию на одной странице, добавляет ее по увиденному
со второй и последующих страниц, в итоге составляет полный рассказ, например, о
жизни лисы.
- одностраничные. Чаще всего тематические книги с одностраничным сюжетом. Обилие
персонажей. Но персонаж «живет» на одной странице здесь и сейчас. Каждая
страница посвящена своей узкой тематике. Например, книга «Русские народные
сказки» художника Т.А. Саввушкина. Задание - найти лисицу на страницах книги,
вспомнить название сказок, обобщить какие лисы в сказках.
- классические. Тематические книги с обилием сюжетных постраничных линий,
множеством героев, каждый из которых занят своим делом из страницы в страницу,
могут взаимодействовать с другими персонажами. Чаще всего в этих книгах показан
один день.
Но Виммельбух ценен тем, что картинка не статична, в книжке она в динамике. В динамике каждый персонаж и окружающая среда. Например, та же лиса в книге Ротнаут Сюзанны Бернер путешествует по страничкам. Можно составить рассказ о том, куда она идет, что она видит, предположить, о чем она думает, что хочет сделать, придумать, что будет дальше, и даже нарисовать.
Классический Виммельбух – настоящий учебник по социализации в картинках. В жизни людей нет чего-то отдельного, не связанного между собой. Эти книги могут научить воспринимать жизнь как единый поток, где все происходящее тесно переплетено с людьми и окружающей средой. Например, в сезонных книгах Ротраут Сузанны Бернер городок живет от зимы к весне, от лета к осени. Со сменой сезона меняется и облик города, занятия его обитателей, и одежда.
Совсем недавно нашла такую информацию: в 2016 году премию Ганса Христиана Андерсена (которую называют «Нобелевской премией» в детской литературе) получил китайский автор Цао Веньсюань и немецкая художница Сюзанна Бернер. Книга, с которой они победили, является виммельбухом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.