Инновационные образовательные технологии на уроках английского языка: личный опыт.
Автор:
Воронцова В.А.
учитель английского языка
ГОУ ЛНР "Луганский гуманитарно-экономический лицей-интернат"
В современном мире довольно часто затрагивается вопрос о применении новых информационных технологий в образовательных учреждениях. Это не только новые технологические средства, но и новые формы преподавания.
Основной целью обучения английскому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры учащегося, обучение практическому овладению иностранным языком.
Основной целью изучения английского языка является формирование коммуникативной компетенции, а значит, все остальные цели ( воспитательная, образовательная развивающая) реализуются в процессе этой главной цели. Конечной целью обучения является научить свободному ориентированию в иноязычной среде и умению использовать полученные знания в практических ситуациях.
Задача учителя:
1)Создать условия практического овладения языком, выбрать определенные методы обучения, которые позволили бы ученику проявить свою активность и творчество.
2)Активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения английскому языку.
Современные педагогические технологии, такие как сценарно – контекстная; информационные технологии и интернет ресурсы; технология интерактивного обучения; проектная технология; обучение в сотрудничестве; игровая технология ¾ помогают реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей учащихся.
Сценарно – контекстная технология.
Для полноценного обучения общению на английском языке, нужно создавать реальные жизненные ситуации, то есть, использовать принцип аутентичности общения, что позволяет стимулировать изучение материала и вырабатывать подходящее поведение в определенной ситуации. Она основана на принципах делового общения. Примерами могут служить следующие темы.
-Meeting friends in the Conference;
-Introducing;
- At the party;
- At the caffe;
-At the Airport и другие.
Урок-пресс-конференция
Эти уроки ставят своей целью имитацию проходящих в жизни пресс-конференций: когда группы ученых и общественных деятелей ведут беседы с представителями прессы, которые направлены на выяснение ключевых вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение работать в коллективе, и расширяют кругозор.
Урок-пресс-конференцию проводят с целью обобщения и закрепления изученного материала. Класс разбивается на группы. Одна их часть превращается в представителей прессы; другая - в специалистов определенной области знаний.
Эти уроки, как нельзя лучше, способствуют формированию активной личности, обладающей не только определенным запасом знаний, но и умением получать их самостоятельно. Эти уроки вызывают большой интерес у учащихся, хорошо развивают творческие способности
Информационные технологии и интернет ресурсы.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках английского языка включают в себя изучение всех видов деятельности учащихся, а именно: чтения, аудирования, говорения, письма.
Возможности использования интернет ресурсов огромны. На уроке учитель вместе с учащимися может решить ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтению, используя материалы глобальной сети, пополнять словарный запас учащихся, формировать у учащихся мотивацию к изучению английского языка. Это дает возможность учащимся принимать участие в тестированиях, викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, а также участвовать в видеоконференциях и вебинарах и т.д.
На своих уроках я широко использую ресурсы обучающего сайта "Якласс", что позволяет не только закрепить и проверить знания учащихся по определенной грамматической или лексической теме, а также дает возможность обучающимся повторить теоретический материал, углубить их знания в определенной тематике и потренировать навык аудирования, прослушивая записи, сделанные носителями языка.
Олимпиадные или проверочные работы организую с помощью сервисов "Инфоурок" и "Фоксфорд", задания которых отличаются оригинальностью и вызывают интерес лицеистов, позволяя проверить знания каждого ученика, так как задания у каждого индивидуальны и возможность списывания исключена.
Интерактивная технология обучения.
Интерактивность создает реальные ситуации из жизни, и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Эта работа в парах, группах, интервью, опросники. В парах целесообразно давать задания по грамматике, чтению аудированию с выполнением задания. В группах 3-5 человек. Задания должны быть Элементарными. Группа формируется:- по желанию, - разноуровневая (сильная + слабая)
Методика интерактивного обучения предполагает учитывать следующие вопросы:
а) Что будем делать? б) Как будем делать? в) Сколько времени? г) В каком виде будем проводить? Итог?
Метод проектов.
Одной из технологий обеспечивающей личностно – ориентированное обучение является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Проекты могут делиться на: моно-проекты, коллективные, устно – речевые, видовые, письменные, Интернет - проекты.
Данный метод способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и формирует у них коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнеров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий. Проектная форма работы является одной из актуальных, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету или теме. Учащиеся развивают свой кругозор, границы владения языком, учатся слушать и слышать англоязычную речь и понимать друг друга при защите проекта.
Работа со словарями, справочной литературой, компьютером создает возможность прямого контакта с аутентичным языком. Работа над проектом процесс творческий. Учащиеся под руководством учителя или самостоятельно занимаются поиском проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Это многоуровневый подход, охватывающий чтение, аудирование, говорение, грамматику. Примером проектных работ могут быть: "My futures plans" "My business" "Celebrations" и т.д.
Технология сотрудничества.
Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ребята объединяются в группы по 3 -4 человека, им дается определенное задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый учащийся ответственен не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому учащиеся, имеющие слабые знания стараются выяснить у более сильных непонятные вопросы, а сильные учащиеся стремятся оказать им помощь и содействие. Выигрывает весь класс, потому что совместно устраняются пробелы. Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации.
Не соревнование, а именно сотрудничество лежит в основе данного метода. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими.
Практика показывает, что вместе учиться значительно эффективнее. Помочь другу, вместе решать проблемы, разделять радость успеха или горечь неудачи должно быть естественным для каждого ребенка.
Для достижения положительного результата при использовании метода обучения в сотрудничестве следует придерживаться следующих требований:
1. Прежде, чем группы приступят к самостоятельной работе, необходимо подчеркнуть ответственность каждого из партнеров, чтобы каждый из участников группы хорошо усвоил материал. Только в этом случае они могут рассчитывать на высший балл.
2. Оценка ставится одна на всю группу. Оценивать можно как совместные усилия, так и индивидуальные.
3. Учитель должен оставаться доброжелательным, следить за активностью учащихся и помогать любой группе, если потребуется помощь.
Игровая технология.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекая каждого лицеиста в работу, учитывая его интересы и склонности. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. Игры могут выполняться учащимися как индивидуально, так и коллективно.
Индивидуальные рекомендуется выполнять в любой момент урока, коллективные – желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности.
Например в начале года или для знакомства с новым учеником можно использовать ролевую игру «Знакомство»:
Примерный диалог:
· Hello! I'm ________ . And you?
· Hi! I'm __________. Nice to meet you! How old are you?
· I`m _____. What about you?
· I am ________. What sport do you prefer ?
· I'm keen on _________________. Have you ever try it?
· Yes, I have. etc
Обсуждение результатов игры начинается с удачных моментов и лишь затем следует переходить к недостаткам.
Также для введения, а далее для закрепления новой лексики часто на уроках использую игру в "Карты"
Новая лексика написана на карточках, задача лицеистов объяснить значение слова, используя диффиницы, синонимы, антонимы, а иногда даже ситуации ( если слово знакомо). Если вводится новая лексика - задача учеников прослушав объяснение учителя или ученика, который готовил данный материал, дать перевод.
Для закрепления лексики также использую карточки со знакомыми словами. Задача ученика/группы - составить рассказ, используя лексику.
Эффективны и операционные игры, где вводятся дополнительные правила, с которыми ее участникам приходится считаться, например: игра «Счастливый случай», «КВН», «Что? Где? Когда?», «Самые, самые…» и т.д.
Компьютерные презентации.
Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.
Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности учащихся. Если материал урока содержит большое количество иллюстративного материала, применение компьютерной презентации позволит существенно повысить эффективность урока. Компьютер не используется постоянно в течение всего урока, а лишь служит средством для поиска необходимой информации, а также стимулом для формирования речевых высказываний.
Использование компьютерной презентации на уроке позволяет [5]:
· повысить мотивацию учащихся;
· использовать большое количество иллюстративного материала;
· вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения
Компьютер не должен заменять учителя на уроках иностранного языка, а являться эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля. Главной и ведущей фигурой на уроке является учитель, применение компьютерных технологий - это один из эффективных способов организации учебного процесса.
Важная роль отводиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, целью которых является формирование необходимых знаний, умений и навыков по предмету не нанося вреда здоровью, развивать двигательные способности.
В заключении хочу отметить, что использование новых информационных технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно – ориентированным.
Используемая литература:
1. Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2008,.№.
2.ГалиулинаТ.Н. «Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий». Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе «Школа – Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003г.
3.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М: АРКТИ, 2004.
4.Гусельникова Е.В. Как работает школьный Интернет-класс, Москва, РАО, 2000
5.Фомина Э.В. «Активизация инновационной деятельности учителя английского языка. Новые технологии в обучении английского языка».
6.Часовникова О.Б., Гибина Ю.И., Лисица А.Б., Гусельникова Е.В. Использование новых информационных технологий обучения в школе. Материалы Региональной Научно-практической конференции Английский язык в системе Школа - Вуз, Новосибирск, 20 июня 2003 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.