Раздел I: «Справочно - информационные сведения об опыте».
1.1. Тема опыта: «Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов с ОВЗ»
1.2. Должность: Учитель начальных классов
1.3. Разновидность опыта: передовой
1.4. Материалы, иллюстрирующие опыт: Теоретический аспект, практический аспект.
2. Раздел II: «Технологические характеристики опыта».
2.1. Актуальность опыта.
На современном этапе существуют различные подходы к достижению цели обучения и воспитания детей с ОВЗ в школе. Зачастую в современной школе преобладает знаниевая образовательная парадигма. Для этой модели характерны уравнительный подход к учащимся, преобладание фронтальной работы над индивидуальными и коллективными формами, недостаточное внимание к самостоятельной работе учащихся, авторитарность обучения. Работая в пассивной модели, ученики воспринимают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой.
Обновление образования сегодня требует от нас знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования. Инновационная деятельность учителя начальной школы, направленная на совершенствование дидактического процесса является компонентом целостной инновационной системы и предполагает изменения в целях, условиях, содержании методах и формах обучения, способствующих повышению качества обучения посредством целенаправленной реализации его развивающего потенциала.
Специфика инновационной деятельности учителя начальной школы определяется ориентацией данной ступени обучения на развитие познавательной активности детей с ОВЗ, их мыслительных способностей, а также учебной деятельности как организационной основы активной познавательной деятельности в школе. Инновационная работа достигается через внедрение в учебный процесс интерактивных форм и методов обучения. Интерактивные формы и методы обучения открыли перед нами новые возможности, связанные, прежде всего с налаживанием межличностного взаимодействия путём внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала.
Между учащимися возникают определённые межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся с ОВЗ на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности и качества учебной деятельности в целом.
2.2. Перечень педагогических задач, успешно решаемых в опыте
Главная задача деятельности состоит в создании условий для того, чтобы ребенок выступал не как слепой исполнитель воли учителя, а был человеком, активно и осознанно действующим, был «субъектом учебной деятельности».
В ходе реализации данного проекта необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности содержания современного начального образования в условиях перехода на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. Выяснить готовность современного педагога к организации учебно-воспитательного процесса в интерактивном режиме.
3. Рассмотреть интерактивные способы активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ в современном образовании.
4.Проанализировать как интерактивные формы и методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности детей с ОВЗ на практике.
5. Сделать выводы по проведенным исследованиям о целесообразности использования интерактивных форм и методов с целью активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ.
2.3. Педагогические средства, проверенные в опыте….
1. Материально-технические:
a. - учебный кабинет;
b. - компьютер;
c. -мультимедийный проектор;
d. -сеть Интернет;
e. - библиотека;
f. - учебник «Литературное чтение» 2 класс (Школа России).
2. Кадровые:
a. -учителя начальных классов;
b. -зам. директора по УВР начальных классов;
c. -библиотекарь;
d. -психолог;
e. -логопед.
3) Нормативно-правовые:
- ФГОСт образования;
- КТП
2.4. Последовательность и правила использования педагогических средств:
Педагогические средства — это материальные объекты, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса. К педагогическим средствам относятся: учебно-лабораторное оборудование, учебно-производственное оборудование, дидактическая техника, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и автоматизированные системы обучения, компьютерные классы, организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и пр.).
Развитие дидактической техники и ЭВМ создало предпосылки для возникновения нового направления в педагогике: педагогической технологии. Суть ее состоит в применении технологического подхода к построению и осуществлению педагогического процесса. Педагогическая технология как бы сплавляет в единое целое дидактическую технику, традиционную методику обучения и участников педагогического процесса.
Педагогическая и методическая структуры педагогического процесса органично взаимосвязаны. Кроме этих двух структур педагогический процесс имеет еще более сложную структуру — психологическую:
1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации;
2) проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя;
3) подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления.
Таким образом, в психологической структуре урока можно выделить три психологические подструктуры: 1) познавательные процессы, 2) мотивация учения, 3) напряжение.
К принципам педагогических технологий относят:
-принцип
целостности технологий, предусматривающий закономерности развития
технологической системы: инновационность ее структуры при гармоническом
взаимодействии всех составных ее элементов;
-принцип вариативно-личностной организации обучения предполагает адаптивность
технологии к личностным особенностям учащихся, их типологическим и
индивидуальным свойствам, оказывающим существенное влияние на учебную
деятельность;
-принцип фундаментализации и профессиональной направленности технологии, обеспечивающий формирование и развитие профессиональных умений и профессионально значимых качеств личности специалиста в соответствии с сегодняшними и перспективными требованиями;
-принцип информационной поддержки технологичности обучения, ориентированный на применение в образовательном процессе педагогически оправданных средств информационной компьютерной техники (персональных компьютеров, информационных банков данных, компьютерных экспертных систем и т.п.).
Структурными компонентами педагогической технологии как системной категории являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия, в том числе мотивация и средства обучения; организация учебного процесса; субъекты процесса обучения; результат деятельности (в том числе уровень профессиональной подготовки).
2.5. Полученный в опыте результат.
1. Повышение мотивации учащихся с ОВЗ к творческой деятельности на уроках.
2. Повышение качества знаний обучающихся с ОВЗ.
3. Самоопределение учащихся с ОВЗ в видах и формах творческой деятельности.
4. Анализ и оценка учащимися с ОВЗ процесса и результата собственной творческой деятельности.
5. Повышение активности участия учащихся с ОВЗ в конкурсах, олимпиадах.
6. Формирование передового практического опыта по внедрению в образовательный процесс педагогических технологий, способствующих развитию творчества детей с ОВЗ.
7. Методический банк инновационных технологий, обеспечивающих развитие творчества учащихся с ОВЗ.
9. Положительная динамика уровня сформированности коммуникативной, культуроведческой компетенций обучающихся с ОВЗ.
3. Раздел III: «Диссеминационные сведения об опыте».
3.1. Теоретико - практические основы опыта:….
1.Теоретический аспект
I Технология интерактивного обучения (ТИО) – система способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.
Что такое интерактивное обучение?
Интерактивное обучение – это, прежде
всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие
учителя и ученика.
Каковы основные характеристики “интерактива”? Следует признать, что
интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной
деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из
таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых
ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что
делает продуктивным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)
2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)
3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Младший школьный возраст у детей с ОВЗ имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов.
Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащихся с ОВЗ к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся. Познавательная активность проявляется и развивается в деятельности. Важнейшим средством активизации личности ребёнка с ОВЗ в обучении выступают активные формы и методы обучения. Сравнение пассивных и активных подходов к обучению и восприятию информации показывает, что при преимущественно пассивной подаче материала обучаемые сохраняют в памяти:
10 % того, что читают;
20 % того, что слышат;
30 % того, что видят;
50 % того, что слышат и видят.
В то же время при активном восприятии информации учащиеся удерживают в памяти:
80% того, что говорили сами;
90 % того, что делали сами.
Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:
1. Нетрадиционное начало традиционного урока - эмоциональный настрой на урок (эпиграф, ребус, загадка, анаграмма).
2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
3. Организация релаксации и подведения итогов.
4. Презентация учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий и др.
5. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем
6. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «интервьюирования различных персонажей».
7. Элементы – «Изюминки».
8. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
9. Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.
10. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).
2. Практический аспект
Свою работу по внедрению интерактивных методов мы начали с диагностики психологического портрета класса.
Диагностика, которую мы использовали, включала в себя следующие методики:
- методика Айзенка (изучение индивидуально-психологических черт личности);
- самооценка тревожности (Гамезо М.В. и др. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития)
Психологический портрет класса оказался таким:
в классе преобладают флегматики и меланхолики.
В большинстве – это учащиеся с высоким уровнем тревожности. Они медлительны, не решительны, пассивны, ориентированы на вознаграждение.
Для того чтобы поддержать в течение урока внимание детей с ОВЗ, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. В ходе наблюдений мы пришли к выводу, что деятельность при применении любых форм и методов без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Оттого, как чувствует себя ученик с ОВЗ в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Из своей практики мы установили, что развитие школьника с ОВЗ происходит более интенсивно и результативно, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение вызывает положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса доверительное, усиливающее роль эмоций и эмпатии. Для развития устойчивой учебной мотивации и познавательной активности я применяю разнообразные интерактивные методы.
Для каждого класса сделана подборка упражнений и методических приёмов, активизирующих познавательную активность и стимулирующих учебную мотивацию, которые можно использовать на различных видах уроков.
1 этап – 1 класс ( подготовительный)
- Освоение этапов сочетательного диалога.
- Организация взаимодействия в статичных парах
а) освоение (отработка методики « Работа с карточкой»)
б) отработка методики «Взаимообмен заданиями».
- Знакомство с деятельностью в парах сменного состава (игры «Карусель», «Ручеёк»)
2 этап – 2 и 3 класс (основной, этап взаимодействия)
- Обновление, пополнение предметно - развивающей среды;
- Организация выбора (выбор карточек, выбор партнёра, выбор предмета, выбор материала, выбор центров, выбор предметной области, выбор инструментов).
- Работа в парах сменного состава (игры «Карусель», «Разведчики», «Ручеёк», «Суета» и т.д.)
- Организация деятельности в статичных группах (гомогенные, гетерогенные)
- Организация деятельности в мигрирующих группах.
- Обучение навыкам фиксации результата, при работе в группах, парах.
- Знакомство с центрами активного обучения.
3 этап – 4 класс (рефлексивный)
- Обновление, пополнение предметно – развивающей среды (анализ среды)
- Организация деятельности с использованием всех форм интерактивного обучения: статичные группы, пары, пары сменного состава («Сороки», «Пересадки», «Иду в гости», «Школа разведки») ,
- Мигрирующие группы и центр активного обучения.
- Диагностика способностей учащихся.
Благодаря использованию данных методических приёмов содержание учебного материала творчески преобразуется и переосмысливается учителем, находятся точки соприкосновения с личностью ученика, с его интересами, «субъектным опытом».
При этом учебная ситуация преобразуется в личностно - значимую ситуацию, а учебная информация из обезличенной превращается в событие самого ученика, являющегося участником этого события.
Личностно - ориентированные ситуации органически связаны с методами и приемами организации познавательной деятельности учащегося. Эти приемы проблемно - поисковые, исследовательские, методы диалогического общения (диалог, эвристическая беседа, дискуссия, полемика, групповые формы работы и т.д.)
Формы учебных занятий разнообразны: наряду с уроком и нетрадиционными уроками (урок - игра, урок – театр, урок – практикум, урок – диалог и. т.п.) вводятся учебные занятия - поиски, занятия - исследования, семинары, интегрированные уроки, обобщающие семинары и др.
Среди форм организации учебной работы преобладает парная, групповая, коллективное взаимодействие. На занятии - поиске индивидуальная работа чередуется с групповой. Все задания выполняет учитель вместе с детьми (партнерские отношения) и представляет на всеобщее обсуждение наряду с детьми. Учитель не над детьми (авторитарный стиль), а вместе с детьми (демократический стиль руководства). Дети учатся делать свой собственный выбор и принимать на себя личную ответственность за такой выбор. В группах, организованных по демократичному принципу, учитель побуждает детей к составлению и выражению их собственного мнения. Вопросы и дискуссии только приветствуются. Ученики выступают в качестве активных деятелей и вместе с тем учатся слушать и уважать других. Данная практика преподавания уважает в каждом отдельном ученике творческого мыслителя, живущего во взаимозависимом мире (нет ничего нелогичного, нет единственно правильного ответа, который известен только учителю. Если ребенок смог доказать и объяснить свое решение, значит он прав со своей точки зрения.) Дети соавторы учителя в создании урока. (Не давать готовых знаний, научить ребенка самостоятельно мыслить, добывать знания.) Дети могут добиться всех поставленных целей множеством способов - на вершину горы ведет много тропинок. Объяснение учителем своих ожиданий должно строится как приглашение детей к позитивному поведению, а не как выдвижение требований к ребенку. Такое предложение делается в доброжелательной открытой манере, которая дает детям понять, что учитель верит в их способность добиться успеха.
В интерактивном обучении учитель берёт на себя роль помощника в работе, одного из источников информации.
Его активность уступает место активности учащихся, его задача - создать условия для их инициативы. В таком обучении учащиеся выступают не пассивными «обучаемыми», а полноправными участниками процесса, их опыт не менее важен, чем опыт учителя, который не дает готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску.
Ни для кого не секрет, что есть множество приемов, с помощью которых педагог может поддерживать высокую активность участников, но они все же будут оставаться пассивными зрителями и слушателями (например, практикуется активное разучивание хором). Как же этого избежать?
Активность участников познавательного процесса можно разделить на физическую, социальную и познавательную.
1. Примеры физической активности.
Участники:
- меняют рабочее место, пересаживаются;
- говорят;
- пишут;
- слушают;
- рисуют
- конструируют
- чертят и вырезают и т.д.
2. Примеры социальной активности.
Участники:
- задают вопросы;
- отвечают на вопросы;
- обмениваются мнениями и т.д.
3. Примеры познавательной активности.
Участники:
- вносят дополнения или поправки в изложение учителя (ведущего);
- выступают как один из источников профессионального личностного опыта;
- сами находят решение проблемы.
В полноценном обучении участники взаимодействуют как с физическим (предметы, разнообразные пособия, карточки и др.), так и с социальным окружением (друг с другом и с учителем). Основное правило звучит просто: все три вида активности разнообразны, взаимосвязаны (взаимозависимы) и в обязательном порядке должны присутствовать на каждом уроке.
Важной задачей начальной школы является обучение детей с ОВЗ различным формам взаимодействия (коммуникации). Использование метода группового обучения весьма эффективно в реализации данной задачи. В 1 и во 2 классах используется работа в парах. Парную работа рассматривается как начальная стадия формирования деловых межличностных отношений первоклассников. Это определяется тем, что в начале учебного года большинство первоклассников:
- не владеют умениями совместной деятельности;
- не готовы сотрудничать в больших группах;
- плохо знают друг друга;
- не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними.
Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса детей с ОВЗ, целью которого является формирование деловых межличностных отношений.
Работа в парах формирует у детей с ОВЗ умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы.
Вводится в практику метод группового взаимодействия обучающихся с ОВЗ. Организовывая работу в группах необходимо соблюдение нескольких условий.
1. Группа получает четко и конкретно сформулированную задачу с вполне предсказуемым результатом.
2. Обеспечение оборудования для решения задачи в виде учебников, дополнительной справочной литературы.
3. Заранее задается форма отчета группы: письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы и т. д.
Решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничеством, сотворчеством. Здесь каждый работает на каждого. Обучающиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» обучающиеся не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слышать друг друга. С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха.
Итак, группы работают. У учителя есть возможность пообщаться не со всем классом, а с группой из 4 – 6 человек, что гораздо эффективнее. Иногда достаточно несколько слов, чтобы помочь обучающимся найти более успешное продолжение своей работы. Заметьте, не готовый ответ! Есть возможность, переходя от группы к группе, похвалить их за оригинальное решение, других пожурить за шаблонность мышления, отдельным обучающимся сделать замечание за их пассивность. Главное, чтобы дети поняли: самостоятельно добывать знания – это интересно и необходимо.
Обязательный структурный компонент каждого урока – игра. Разновидностью учебной игры являются ролевые игры. Одним из главных элементов такой игровой деятельности является наличие креативности, то есть творческого начала. Ребенок сам распоряжается взятой на себя ролью, устанавливает правила игры и взаимоотношения с партнером. Чтобы подготовить детей с ОВЗ к участию в ролевых играх, предлагаются им различные творческие задания. Начало игры – это создание воображаемой ситуации. Игра может проходить в форме диалогов реальных лиц, диалогов животных и растений, диалогов неодушевленных предметов. Ролевая игра способствует не только развитию у детей с ОВЗ способностей к коммуникации, но и грамотной речи.
Мотивация познавательной деятельности ученика с ОВЗ на уроке достигается за счет опоры на жизненный опыт, ребятам понятны и интересны задачи, связанные с работой родителей. Подбирая материал к уроку, необходимо всегда продумываю моменты, показывающие, почему это важно знать. С этой целью можно проводить иммитационные игры, так как они ведут к систематизации жизненного опыта детей с ОВЗ, являются разрядкой для нервной системы, развивают инициативу, находчивость, приучают к труду, точности, аккуратности и настойчивости в преодолении препятствий.
«Ученик в роли учителя» - этот прием — своеобразная ролевая игра. Она применяется в различных ситуациях. Учащийся может подготовить рассказ о новом материале, выступить в роли организатора интерактивного упражнения, заменив педагога. Этот прием является одним из самых эффективных средств обучения. Однако прием «ученик в роли учителя» требует серьезной подготовки учащегося и определенных способностей, поэтому не все учащиеся с ОВЗ смогут выполнить такую нагрузку. Частным и более щадящим случаем приема «ученик в роли учителя» служит метод «каждый учит каждого».
Метод «каждый учит каждого» может использоваться при изучении нового материала или при обобщении основных понятий и идей. Суть данного метода состоит в том, что учащиеся учат друг друга в парах сменного состава. Обучение друг друга — это один из самых эффективных способов усвоить информацию по предмету и применить на практике важные навыки и умения объяснять трудный материал, задавать вопросы, слушать, общаться.
Таким образом, данный метод инициирует интерес, побуждает задавать дополнительные вопросы, дает возможность ученикам с ОВЗ принимать активное участие в процессе обучения и обмениваться своими знаниями с одноклассниками.
Порядок проведения.
Предварительно:
Приготовить карточки по количеству участников (можно приготовить карточки с
запасом). На карточках учитель пишет определения понятий, описание концепций,
факты, то есть ту информацию, которая является предметом изучения. Информации
должно быть немного — до 3-4 предложений. Раздать по одной карточке каждому
участнику.
Попросить их внимательно прочитать текст. Обойти аудиторию и посмотреть, понимают ли учащиеся смысл текста. Спросить, все ли им понятно.
Объяснить правила работы:
Принцип этого метода - каждый попеременно является учеником и учителем.
Каждый участник должен объяснить другому ту информацию, которая содержится в его карточке, а также убедиться, что собеседник понял и запомнил новый материал (спросить, что непонятно, и попросить его пересказать суть новой информации).
Каждый участник свободно передвигается по аудитории.
Затем участники меняются ролями. Теперь первый участник выступает в качестве ученика, а второй - спрашивает или объясняет ему новый материал из своей карточки.
Беседа каждой пары продолжается 2-3 минуты.
Затем участники расходятся и встречаются с другими учащимися, образуя новые пары.
Задача участника — обучить как можно больше людей и самому усвоить как можно больше информации.
Формирование культуры диалогического взаимодействия является также одной из важнейших моих целей в организации дискуссии. В данной работе всегда помним о цели дискуссии: найти истину, решение, выход. Иногда в силу своих психологических возрастных особенностей дети с ОВЗ начальной школы не могут совладать со своими эмоциями, поэтому этот метод ввожу постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.
Уже с первого года обучения можно использовать метод «Кластеры». Использование кластеров на различных этапах урока позволяет добиваться стройности и логической системности подачи и усвоения материала. На этапе вызова их применения позволяет сконцентрировать внимание учащихся с ОВЗ на изучаемой проблеме, стимулирует мыслительную деятельность, дает возможность актуализировать уже имеющиеся знания, необходимые для изучения нового материала. На стадии осмысления кластеры дают возможность понять и усвоить содержание, помогают найти главную информацию в тексте, способствуют развитию аналитических умений, запоминанию нового в структурированном виде. На стадии рефлексии можно использовать кластеры для подведения итогов. Они помогают понять, на какой ступени знаний находятся учащиеся, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. При этом достаточно большой объем информации можно проверить и проконтролировать за сравнительно небольшой промежуток времени. Уже в первом классе используются картинные кластеры на предмете «Человек и мир». Работая в паре и группе, учащиеся дополняют данный учителем кластер. Обучая детей с ОВЗ определять последовательность событий, составлять рассказы, использую кластеры с нумерацией.
Во втором классе учащиеся самостоятельно записывают необходимые события или факты, а потом в паре или группе устанавливают нужную последовательность. В последующих классах эффективно использование кластеров на уроках русского языка при изучении правил, так как это позволяет структурировать содержащуюся в правиле информацию, показать логическую связь частей правила и усвоить алгоритм его применения. На уроке ознакомления составляем кластер вместе с детьми. После этого дети, используя кластер как опорный конспект, в паре и группе несколько раз проговаривают изложенный материал. На последующих уроках, рассказывая правило, самостоятельно воспроизводят его. В третьем и четвертом классах предлагаем использовать кластеры и на стадии вызова, когда учащиеся в паре или группе записывают в виде опор то, что им известно по данной теме, и на стадии рефлексии, когда сведения дополняются и систематизируются. Эффективным является этот метод при подготовке к сочинениям. Весь отобранный материал записывается в произвольном виде, а затем выстраивается в логической последовательности. Это позволяет создать опору для ученика с ОВЗ, который нуждается в помощи, и оставляет пространство для творчества детей.
Помня о том, что важная роль в возникновении учебно-познавательных мотивов принадлежит учебной проблеме, на уроках применяем метод проблемного обучения. Проблемные ситуации необходимо использовать при организации практической работы, при столкновении учеников с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения, при побуждении учащихся с ОВЗ к сравнению, сопоставлению. Например, на уроке обучения грамоте при объяснении темы «Мягкий знак – показатель мягкости согласных на конце слов» проблемная ситуация возникает, когда ученики сталкиваются с новым фактом – буквой мягкий знак – и затрудняются, к какой категории изученных букв ее отнести. На уроке по предмету «Человек и мир» при изучении темы «Дикие звери зимой» проводится игра «В зимнем лесу», в ходе которой формулируется проблема «Почему одних животных можно встретить в зимнем лесу, а других нет?». Анализируя различные характеристики (внешний вид, питание), ученики приходят к выводу, что же влияет на образ жизни животных. Во втором классе проблемная ситуация возникает на уроках русского языка при изучении тем «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слов», «Большая буква в словах». В третьем классе на уроке математики – при знакомстве с порядком выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. В одних случаях учащиеся с ОВЗ сталкиваются с фактами, объяснить которые они не могут. Возникает необходимость в новых знаниях. Следовательно, у учащихся повышается мотивация овладения новым материалом. В других случаях учащиеся в состоянии сами разрешить проблему. Необходимо только организовать наблюдение за явлениями и системой вопросов подвести их к самостоятельной формулировке вывода. В третьем и четвертом классах учащиеся в ходе решения проблемы сами формулирую тему урока, участвуют в постановке цели и задач собственной деятельности на уроке. В ходе такой работы повышается самооценка учащихся с ОВЗ, они ощущают себя способными сделать научное открытие, что также стимулирует познавательную активность, желание учиться, создает положительно окрашенный фон урока.
Использование разных методов интерактивного обучения предполагает высокую активность учащихся. Применение этих методов позволяет нам добиться того, что каждый ученик на уроке имеет возможность высказаться, создаются благоприятные условия для диалога, мыслительной деятельности. Они позволяют каждому учащему с ОВЗ свободно выбирать, ощущать успех, проводить рефлексию собственной деятельности.
«Ковёр идей» - один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы. Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей». Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги. Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию. Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.
Метод проектов ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности детей с ОВЗ, а также на формирование универсальных учебных действий.
Что такое проект (исследования) для маленького ребенка? Это, прежде всего, наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений.
-Проекты-наблюдения – наблюдение за природой, сравнение времен года: « Встречаем зиму», « Готовимся к зиме», « Мои домашние питомцы» и т. д.
Наблюдения за жизнью домашних животных, птиц, за растениями, за делами человека – все это выливается в проекты. Дневник наблюдений – основа проекта. Итогом таких наблюдений становится устный рассказ или рисунок. Проекты о домашних питомцах практически всегда получаются очень удачными, снабженными интересными рассказами, наблюдениями и замечательными фотографиями. Данный вид проектов используем на уроках окружающего мира.
-Конструктивные проекты применяем на уроках труда. Сюда относится изготовление материальных предметов: поздравительных открыток, книжных закладок, игрушек, сувениров, предметов школьного обихода. Ведущей идеей такого проектирования является идея «самообслуживания». Задача данного проекта состоит в том, чтобы придать традиционным заданиям проектную форму исходя из известного алгоритма проектирования, включить элементы обоснования, проработку возможных вариантов изготовления, выбора одного (варианта) и рефлексии в конце работы.
Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим обучающегося с ОВЗ на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Мы считаем, что применение метода проектов способствует развитию гармоничной личности детей с ОВЗ и отвечает потребностям современного общества:
-принятия самостоятельных решений;
-умение ставить задачи и задавать вопросы;
-поиск нестандартных, оригинальных решений;
-способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
-раскрытие индивидуального потенциала.
3.2. Условия эффективности опыта:
- педагогический процесс должен быть подчинен целям, которые находились бы в соответствии с потребностями развития общества;
- ориентация педагогического процесса на обучаемых;
- формирование всесторонне развитой личности;
- максимальная интенсификация учения;
- построение педагогического процесса на основе современных интенсивных психолого-педагогических технологий;
- грамотное управление педагогическим процессом.
3.3. Перспектива использования опыта в массовой практике
Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим обучающегося с ОВЗ на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Мы считаем, что применение метода проектов способствует развитию гармоничной личности детей с ОВЗ и отвечает потребностям современного общества:
-принятия самостоятельных решений;
-умение ставить задачи и задавать вопросы;
-поиск нестандартных, оригинальных решений;
-способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
-раскрытие индивидуального потенциала.
Применение интерактивных форм обучения позволяет не только формировать познавательную активность учащихся с ОВЗ, но так же обеспечивает учителю преимущества в организации урока:
1. Повышается плотность урока.
2. Появляются широкие возможности для осуществления индивидуального подхода к детям с ОВЗ.
3. Растет уровень обученности, воспитанности класса, к чему так стремится каждый учитель.
4. Изменяется роль учителя: он не только наставник, объясняющий и заставляющий, он - партнер, который проявляет себя и как исполнитель, и как регистратор, и как контролер, и как наблюдатель, находясь то внутри учебной игры, то вне её.
Скачено с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.