Использование интерактивных методов обучения на уроке литературного чтения

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 23.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интерактивные методы
Иконка файла материала Использование интерактивных методов обучения на уроке литературного чтения.docx

Использование интерактивных методов обучения на уроке литературного чтения

   Сейчас много пишут о новейших технологиях в системе обучения. Среди них особенно интересными, на мой взгляд, являются интерактивные методы. При их использовании, я заметила, как на уроке активно выступают даже те учащиеся, которые раньше были пассивными.Применение этих методов позволяет учителю узнать душевное состояние, точку зрения своих подопечных, а также взгляд нынешней молодежи на те или иные проблемы в обществе.                                                                                                                                                                                           На уроке литературного чтения в 8 классе  по теме «Они достойны благодарной памяти народа» по повести К.Кайсенова «Партизанской тропой», учащиеся не только анализируют содержание фрагментов данной повести, но и учатся отстаивать свои жизненные позиции.                                                                                                                                   Урок начинается с разговора о Великой отечественной войне, так как произведение К.Кайсенова из раздела «Казахстанцы в годы Великой Отечественной войны». Затем на экране появляются документальные кадры из видеофильма «Хроника военных лет» и один из учащихся читает стихотворение Б.Слуцкого «Казахи под Можайском».               Рассказываю, что одним из таких казахов, знавших о войне не понаслышке, был К.Кайсенов.Двое учащихся выступают с сообщениями о творчестве и жизненном пути писателя-фронтовика.                                                                                                                                      Так как на дом было дано опережающее задание-прочитать фрагменты «В тылу врага», то предлагаю далее сыграть в управленческую игру, которая позволит проанализировать текст, а самое главное-создаст условия для коллективной работы, в ходе которой учащиеся будут тесно контактировать друг с другом.                                                                                          Класс делится на две группы-планировщики и исполнители. В каждой группе свой наблюдатель. За игрой в целом следит аналитик.                                                                                                    В течение десяти минут планировщики составляют схему анализа или план, а в это время исполнители повторяют текст.. Затем они получают  схему и в течение 10 минут готовят анализ фрагментов.                                                                                                                                             После окончания работы лидер группы планировщиков вывешивает  схему, и исполнители приступают к анализу.

Схема анализа

1.Время написания, характер фрагментов.                                                                                                                     2.Название «В тылу врага».                                                                                                                                                  3.Пояснение слов и словосочетания (оккупанты, подпольные, патриоты, партизаны, опорные базы, проникновенные, тыл)                                                                                                                                                  4.Сюжет фрагментов.                                                                                                                                                             А) «Трудное и страшное время»                                                                                                                                        Б) «Черный день»                                                                                                                                                                        В) Советский человек на оккупированной территории                                                                                                Г) Подпольные партийные комитеты                                                                                                                                                                              Д) Партизанское движение на Украине                                                                                                                          Ж) Сыны казахских степей среди украинских партизан                                                                                              Е) «Ничто не должно быть забыто»                                                                                                                                       5. Вывод: Чему учат эти фрагменты?                                                                                                                                   

На все пункты ребята делают сообщения, передают содержание и делают вывод: В произведении показан яркий пример патриотизма.                                                                            Следующий этап урока-это структурная дискуссия, и я стараюсь плавно  от вывода, от разговора о патриотизме  перейти к сегодняшнему дню, предлагаю поговорить о сегодняшней молодежи и о ее чувстве патриотизма. На доске тема дискуссии: «Обладает ли современная молодежь чувством патриотизма?» Класс делится на 3 группы, и у каждой своя задача-обсудить проблему и осветить ее в течение 7 минут. Первая группа-оптимисты, вторая-пессимисты, теретья-реалисты.

После всех высказываний включаю  аудиокассету с ответом (на данный вопрос) ветерана войны и использую ее как точку в этой дискуссии.

Подводя итог урока, прошу выступить аналитиков по первой и второй игре, что тоже учит ребят ответственно относиться к своим обязанностям и уметь быть объективными.

Домашнее задание также требует от учащихся определенного решения, так как нужно ответить на вопрос: « Моя Родина захвачена врагами.Что я буду делать?»                                            

                  Бекова Гульмира Курманбековна-                                                                                                                     учитель русского языка и литературы                                                                                                  гуманитарно-экономической                                                                                                                       школы-лицея имени Н.Островского                                                                                                           г.Сарканда Алматинской области