ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Архипова Антонина Петровна
преподаватель ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»,
г. Кизел
Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Ведь только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства.
Для того, чтобы создать оптимальные условия обучающимся для развития их потенциальных возможностей, духовного начала, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, необходимо применять новые информационные технологии в процессе обучения. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволяет реализовать цели и задачи по формированию ключевых компетенций учащихся. Данная технология способствует:
ü Активизации познавательной деятельности учащихся.
ü Развитию вариативности мышления, математической логики.
ü Направленности мыслительной деятельности обучающихся на поиск и исследование.
Одним из наиболее перспективных направлений использования информационных технологий в физическом образовании является компьютерное моделирование физических процессов и явлений, направленное на повышение эффективности обучения физике. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, позволяя преподавателю продемонстрировать на экране компьютера многие физические эффекты, а также позволяют организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности.
Многообразие направлений активизации деятельности на уроках физики, к которым относятся наблюдение, эксперимент, решение задач, работа с учебной и дополнительной литературой, в настоящее время дополнено интересным и перспективным направление – информационно-компьютерными технологиями с использованием интерактивных презентационных программно-аппаратных решений. Осуществление на практике междисциплинарной интеграции (информатика и физика) способствует формированию у обучающихся целостной структуры знаний и умений, реализует компетентностный подход в обучении.
Например, презентация «Оптика» - пример образовательного ресурса, который решает следующие задачи:
ü изучение базовой темы курса физики с максимальным использованием информационно-компьютерных технологий,
ü создание преподавателем и обучающимися объектов, иллюстрирующих учебный материал (при этом достигается высокий уровень наглядности),
ü развитие пространственного воображения, возможность увидеть «невидимое», смоделировать физические процессы и явления,
ü пополнения банка учебно-методических материалов для работы на интерактивной доске.
Презентация «Оптика» – результат совместной работы преподавателя и обучающихся. Учащиеся на уроках информатики создавали иллюстрации в Photoshop, Paint, модели – в PowerPoint. Разрабатывая модель, обучающихся проходят все стадии научно-исследовательской работы от обоснования технического задания до внедрения готового продукта, а именно – создание модели, поиск информации, работа с литературой. Таким образом, происходит не только знакомство с научно-исследовательской работой, но и развитие личности. Лучшие работы обучающихся включены в презентацию.
Презентация универсальна, так как может быть использована:
ü при объяснении нового учебного материала (в том числе с использованием интерактивной доски),
ü при повторении ранее изученного учебного материала,
ü подготовки обучающихся к экзамену,
ü индивидуальной работе обучающегося.
Я остановлюсь на использовании презентации при объяснении темы «Оптика»
Решение учебно-методических задач:
ü Источники света. Распространение света.
ü В качестве источника информации, расширяющего и углубляющего знания по предмету, иллюстративного материала.
ü Отражение света. Закон отражения света Моделирование демонстрационных экспериментов и процессов, иллюстративный материал.
ü Преломление света. Закон преломления света. Моделирование демонстрационных экспериментов и процессов.
ü Полное отражение и его применение. Моделирование демонстрационных экспериментов и процессов.
Физический эксперимент, лабораторные работы, проводимые при изучении темы «Световые явления», не подменяются, а дополняются «виртуальными процессами», что позволяет повысить эффективность усвоения учебного материала.
Совместно с обучающимися разработаны и реализованы в обучении презентации по темам «Влияние ЭМП сотового телефона на здоровье», «Влияние ДВС на экологию», «Атом. Энергия атома», «Электроприборы на кухне» и др.
На уроках использую опорные конспекты в виде презентаций (программа Power Point) по разделам “Атомная физика ”, “Волновые свойства света ”, “Тепловые двигатели”. Опорный конспект-презентация представляет собой документ с рисунками, отдельными словами, формулами. В них закодирована определенная информация. Запоминая отдельные символы (признаки, слова) ученик фактически запоминает и их расшифровку.
Опорный конспект-презентация позволяет обучающемуся:
Ø глубже разобраться в изучаемом материале, вычленить вопросы, связанные с отдельным положением конспекта, и с помощью преподавателя до конца понять данный материал;
Ø легче запомнить изучаемый материал;
Ø используя презентации при ответе, грамотно, точно изложить материал;
Ø приводить в систему полученные знания, особенно при повторении.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным. Это позволяет реализовать цели и задачи по формированию ключевых компетенций обучающихся.
Не следует забывать, что активное внедрение новейших презентационных технологий может дать и негативный результат, так как сильное воздействие, оказываемое технологиями, способно привести к замещению творческой мысли обучающихся. Интерактивные технологии должны мотивировать и возбуждать творческий интерес, а это возможно, если существует совместное творчество и диалог преподавателя и обучающихся.
Список литературы:
1. Дьячук П.П., Лариков Е.В. Применение компьютерных технологий обучения в средней школе. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1996.
2. Игнатова И.Г., Н.Ю. Соколова. Информационные коммуникационные технологии в образовании// Информатика и образование - М.: 2003-№3.
3. http://www.uchportfolio.ru/articles/read/102
4. http://fizikziazinalg.ucoz.ru/publ/sozdanie_prezentacij_i_ikh_ispolzovanie_na_urokakh_fiziki/1-1-0-1
5. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.