Использование интерактивных технологий как основа здоровье сбережения
Внедрение современных педагогических технологий является одним из инструментов реализации личностно-ориентированного и деятельностного подходов в образовании.
Активно внедряются в образовательный процесс современные педагогические технологии, их отбор педагоги ведут на основе принципов здоровьесбережения, индивидуального, дифференцированного обучения.
Если философия образования отвечает на вопрос " зачем учить?", а содержание образования - "чему учить?", то педагогические технологии отвечают на вопрос "как учить?" Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее "сертификат безопасности для здоровья", и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.
Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи -
заботы о здоровье учащихся - определяется следующими причинами.
Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за
то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и
детского здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей,
школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить
здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
Во-вторых, большая часть всех воздействий на
здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно
педагогами, в стенах образовательных учреждений. Если же придерживаться точки
зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому
классу надо прикрепить, хотя бы одного врача.
В-третьих, современная медицина занимается не
здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы
иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е.
профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье
учащихся в образовательных учреждениях - педагог.
Степени приверженности школы идеям здоровьесбережения
Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи
защиты здоровья учащихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий,
но и задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них и у их учителей
культуры здоровья может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.
Цель
здоровьесберегающей педагогики - обеспечить
выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его
необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового
образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Тогда аттестат о среднем
образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь,
свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно
относиться к здоровью других людей.
Постановка задачи здоровьесбережения в
образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах: задача-минимум
и задача-оптимум. Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и
педагогики: "Не навреди!" и заключается в обеспечении таких условий
обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на
здоровье учащихся. Эта задача аналогична концепции охраны труда школьника. В
традиционном понимании охрана труда - это предупреждение травматизма и других
очевидно вредных воздействий на здоровье производственника.
"Производство" школьника - его парта, класс, школа; деятельность -
учеба, и задача руководителя образовательного учреждения, каждого учителя - по
возможности защитить тело и психику ребенка во время его пребывания в школе от воздействия
очевидно травмирующих факторов. Эти факторы (достаточно условно) можно
разделить на три группы:
1)эколого-гигиенические;
2)организационно-педагогические;
3)психолого-педагогические.
А вот реализацию здоровьесберегающих образовательных
технологий следует понимать как задачу-оптимум, включающую не только охрану
здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них
культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в
стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.
Одна из важнейших технологий здоровьесбережения - школьная оценка
1. Ребенок должен
постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только
положительные эмоции.
3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и,
безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник, это
осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он
непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.
Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
1.Реализация, на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как обще дидактических, так и специфических.
2.Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
3.Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
4.Активизация развития всех сфер личности учащихся. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
5.Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
6.Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
7.Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
8.Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
9.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого учетом особенностей развития учащихся.
В течение учебного дня проводятся двигательно - оздоровительные упражнения, психогимнастика, упражнения, снимающие напряжение глаз, физкультминутки, подвижные игры на воздухе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.