Использование интерактивных технологий в воспитательно - образовательном процессе ДОУ
Оценка 4.6

Использование интерактивных технологий в воспитательно - образовательном процессе ДОУ

Оценка 4.6
docx
18.02.2020
Использование интерактивных технологий в воспитательно - образовательном процессе ДОУ
Туманова М.М. .docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование интерактивных технологий в  воспитательно-образовательном процессе ДОУ

( методические рекомендации для педагогов)

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Туманова Марина Михайловна

Воспитатель МБДОУ детский сад     № 60 Теремок ,  г. Белово.

 

 

 

 

 

Кемерово 2019

 

Содержание

Введение…………………………………………………………....................3

1.

Использование «Кейс – технологии» в ДОУ……..……………………5

2.

Использование интерактивного оборудования……………………… 12

 

Заключение………………………………………………………………….15

 

Список литературы…………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Интерактивные технологии успешно применяются в сфере образования. Раньше они преимущественно использовались в младших классах, теперь педагоги настаивают на необходимости регулярного применения инновационных игровых технологий в детском саду.

Что же такое интерактивная технология обучения?

 Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо(например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности.

Интерактивные технологии образования в дошкольных детских учреждениях необходимы для развития коммуникативных навыков дошколят. Она помогает детям укрепить межличностные отношения, преодолеть скованность, неуверенность благодаря созданию ситуации успеха. В результате формируются условия, которые необходимы для развития потребности ребенка постоянно развиваться.

Поскольку в детских садах занимаются маленькие дети, необходимо использовать не особо сложные технологии. Современные игровые технологии в детском саду включают в себя, например:

 «Работа в парах» (рекомендуется со средней группы).

Цель: формирование навыков сотрудничества, умения выполнять задание последовательно.

Организация: дети с помощью одинаковых символов объединяются в пары и договариваются о сотрудничестве, выполняя задание совместно и последовательно (можно использовать для объединения пар карточки, игрушки, предметы, гендерный подход: мальчики-девочки или мальчик и девочка).

Ценность для ребенка: благотворное влияние на самоощущение, самооценку.

Особенности проведения: в пары лучше объединять детей «равны» по своему развитию.

«Хоровод»: (рекомендуется со второй младшей группы).

Цель: Формирование навыков произвольного поведения (ответы на вопросы по очереди). 

Организация: дети стоят в кругу, в центре ведущий, который с помощью предмета (мяча, игрушки) учит их выполнять задания по очереди, тем самым формирует умение выслушивать ответы, не перебивая друг друга.

Ценность для ребенка: формирование коммуникативных навыков.

Особенности проведения: в младшем дошкольном возрасте ведущим может быть взрослый, а в старшем – сверстники.

 «Цепочка» (со средней группы).

Цель: формирует умение работать в команде.

•: дети стоят в кругу и последовательно выполняют отдельные задания для получения общего результата (в качестве заданий можно предложить коллективную аппликацию, заполнение схемы, алгоритма, составление маршрута движения и т. д.).

Ценность для ребенка: наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагая варианты решения заданий.

Особенности проведения: каждый ребенок принимает участие в общей работе; с помощью общей цели воспитатель создает обстановку сопереживания, взаимопомощи.

 

2. Использование «Кейс технология» в дошкольных учреждениях.

  К интерактивным технологиям относится и «Кейс-технология». На этой технологии мне бы хотелось остановиться подробнее. 

Кейс-технология актуальна, так как отражает направления современной государственной образовательной политики в области дошкольного образования и способствует реализации комплексного подхода, развитию интегративных качеств личности ребёнка.

      Понятие «кейс-технология» определяется специалистами как интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.

«Кейс-технология» - это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа:

·         метод игрового проектирования - процесс создания или совершенствования объектов.

·         метод проигрывания ролей (инсценировки) - предлагается в виде инсценировки создать ситуацию и дать возможность оценить поступки.

·         дебрифинг - достоинством является подчеркнутая связь первоначальных целей с обзором окончательных результатов.

·         метод инцидентов - поиск информации для принятия решения самим слушателем.

·         групповая дискуссия - обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами.

·         метод "информационного лабиринта" заключается в умении занять позицию человека и справиться с задачами, которые она подразумевает.

·         метод ситуационного упражнения (задачи)- предлагается текст с описание сложившейся ситуации и задача, требующая решения.

      В перечень входит и предлагаемая инновация: «фото-кейс» или "кейс-иллюстрация",  которая используется для рассмотрения проблемной ситуации и наглядно помогает в ней разобраться.  Предлагаемая технология одновременно и особый вид иллюстративного учебного материала, и особый способ использования этого материала в различных видах деятельности.

Главное предназначение данной технологии - развивать способность прорабатывать различные ситуации и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией.

     Ситуационные задачи могут быть связаны с событиями прошлого, настоящего и даже будущего времени. Дошкольники должны разрешить смоделированную проблему и получить реакцию окружающих на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому педагог помогает детям рассуждать, но не навязывает им свое мнение. Технология дает возможность действовать, не боясь негативных последствий возможных в реальной серьезной ситуации. Дошкольники учатся находить решения, обмениваться мнениями друг с другом, применять свои знания и расширять их, также, как и аргументировать свою стратегию решения по отношению к другим.

Задачи, достигаемые при использовании технологии "фото-кейс":

·         Развивать творческое, осознанно - критическое мышление;

·         Формировать способность на практике; находить альтернативные варианты решений, соотносить их с жизненными ситуациями;

·         Развивать умение оценивать ситуацию и принимать решения;

·         Способствовать развитию у детей нравственных аспектов поведения.

     Обучение детей анализу создавшейся проблемной ситуации активизирует мыслительную деятельность. Способствует умению критически и реально оценивать события, происходящие вокруг него, правильно принимать решения. Задачи направлены на развитие у дошкольников социально - нравственных норм и правил, общения, поведения в социуме, в процессе интеграции образовательных областей. Нельзя забывать, что технология одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в рамках поставленных задач, через различные виды деятельности.

Отличительные особенности технологии "фото-кейс":

·         Описание реальной проблемной ситуации;

·         Альтернативность решения проблемы;

·         Коллективная работа по выработке решения;

·         Оценивание принимаемых решений;

·         Эмоциональная вовлеченность участников.

     Особенность использования заключается в изучении прецедентов, то есть случая, который требует принятия решения посредством дискуссии со сверстниками, т.е. совместными усилиями группы необходимо проанализировать ситуацию, выработать практическое решение и как окончание - выбор лучшего из них в контексте поставленной проблемы. 

К достоинствам можно отнести:

·         доступность, как возможность организации вариантов активного обсуждения,

·         наглядность, т.е. красочные фотографии, отражающие реальную или смоделированную ситуацию;

·         гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности.

     В работе с дошкольниками рекомендуется использовать технологию в рамках комплексно-тематического планирования как часть совместной детской деятельности.

Включение вначале организованной деятельности "фото-кейс" задаёт мотивационный стимул, позволяет расширить "репертуар" стратегий за счёт знакомства с иными способами решения проблемы и построить тему любой деятельности детей в игре, в труде, наблюдении.

     Использование в заключительной части непосредственного обучения, предполагает плавный переход к самостоятельной деятельности детей.

На практике выяснилось, что преимуществом пользуется вариант включения технологии "фото-кейс" в основную часть организованной детской деятельности, после определённой подготовки, накопления знаний по тематике.

    Практическая деятельность с дошкольниками строится в рамках технологической карты, которая адаптирована к технологии и отражает специфику "фото-кейса", где определена последовательная этапность деятельности педагога и детей.

Использование "фото-кейсов" на практике обеспечивает не только интеллектуальное, нравственное развитие, но и активизирует чувственную сферу и переживания в процессе принятия решений.

В процессе использования технологии "фото-кейс":

·         получают коммуникативные навыки,

·         развивают презентационные умения,

·         формируются навыки работы в команде детей дошкольного возраста;

·         выработка навыков простейших форм социального общения,

·         решения реальных проблем, возможность работы в едином проблемном поле,

·         умение аргументировать ответ, решать конфликтные ситуации.

Данная технология объединяет сложную реальность и учебные задачи, которые обсуждаются, решаются детьми, осваиваются в ходе изучения. Использование на практике технологии "Фото-кейс" с дошкольниками даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации.

Примеры использования технологии "фото-кейс" воспитателями ДОО

Материал кейса:

·         фотографии, соответствующие реальным событиям, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация;

·         текст к фотографии (для дошкольников проговаривает педагог текст, характеризующий данную проблемную ситуацию);

·         текст (правильно поставленный вопрос - проговаривает педагог), мотивирующий детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.

Этапы:

Первый этап: подготовительный. Знакомство детей с ситуацией (фотографией, набором фотографий-иллюстраций). Привлечение их внимание. Создание положительное отношение к ситуации.

Второй этап: дети совместно с педагогом выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно дошкольники осознают цель поиска.

Третий этап: постараться активизировать детей при помощи ключевых вопросов, поддерживать эмоциональный опыт детей, осуществлять координационную работу во время поисковой деятельности дошкольников.

Четвертый этап: (анализ принятия решения) -  вовлечь детей в процесс составления плана действий, дошкольники демонстрируют умения логически рассуждать.

Пятый этап: оценочно-рефлексивный этап, дошкольники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.

Пример 1

На первом этапе я знакомлю детей с фотографией, предлагает детям сформулировать проблему исходя из данной фотографии: ребенок переходит дорогу в неположенном месте, он нарушает правила дорожного движения. Какие последствия могут быть?

 

 

 Ребенок переходит дорогу

Источник: http://sarinform.com/lenta/archives/new/2016/4/28/50597 

На втором этапе демонстрирую фото 2 и задаю вопрос для проведения «мозгового штурма»: Что мальчик не учел, переходя дорогу в неположенном месте? Как найти выход из данной проблемной ситуации? Дети проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предположение в виде полных ответов на вопросы 

Ребенок переходит дорогу

Источник:http://avto.kazanfirst.ru/feed/23626?start=122

На третьем этапе дети примеряют поступок мальчика на себя, выбирают самое оптимальное правильное решение

На четвертом этапе дети делают вывод, что переходить дорогу надо только по пешеходному переходу «зебре»

 

 

Технологическая карта кейса

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность ребенка

I этап

Мотивационный

Фиксирует внимание детей:"А тут Заяц на полянку выскочил…" 
Создает положительное отношение к ситуации:«Что делать зайцу?»

Воспринимает данную ситуацию: слушает сказку. 
Проявляет интерес: рассматривает первую кейс-иллюстрацию. Принимает ситуацию: «Ему надо спрятаться»

II этап 
Ознакомительно –

аналитический

(Показ иллюстрации)
Формирует или помогает сформировать проблему: «Что чувствует сейчас заяц?» 
Мотивирует детей к принятию проблемной ситуации: «Как поступить друзьям?» 
Определяет целевую установку: «Зачем?» «Что произойдет, если лиса найдет зайца»

Участвует в формулировке проблем: «Страх, боится»

Концентрируется на принятии: «Спрятать зайца от лисы».

Осознает цель поиска:

«Чтоб лиса его не съела».

III этап

Организационно - поисковый

Побуждает детей к активизации при помощи ключевых вопросов кейса: «Что нужно сделать, чтоб лиса не нашла зайца?» 
Поддерживает эмоционально- чувствительный опыт детей: «Молодцы. Вы хорошо разобрались в ситуации» 
Осуществляет коррекционную и консультативную помощь в процессе поиска

Управляет и активизирует свое восприятие, выделяя и называя определенное свойство предмета: «Друзьям нужно помочь зайцу».

Присваивает эмоциональные чувства: «В беду может попасть любой»

Проводит поисковую деятельность: варианты ответов

IV этап

Презентационный

Вовлекает детей в процесс отстаивания определенного плана действий или воплощения решений: «Каковы действия друзей?» 
Фиксирует внимание детей на точки зрения высказанные ранее: «Кто помогает зайцу?» 
Анализирует принятое решение

Принимает план действий: ответы детей

 

 

 

V этап

Итоговый

Формирует аналитические способности детей, умение обобщать материал:  «В тесноте, да не в обиде! Друзья объединились, спасли зайца от лисы».

Указывает на возможные механизмы их решения: «Давайте с вами узнаем, как же поступили наши герои?», «Какие пословицы вы можете вспомнить по этой теме?»

«Ребята, были ли у вас ситуации, когда вы оказывали помощь другу в беде?»

Участвует в обсуждении

(размышляет, правильно строит предложения):«Если друг в беде, то надо помочь!», «в тесноте, да не в обиде, милости прошу к нашему шалашу»

Применяет полученные знания: «Рассуждают, приводят примеры, делают выводы»

 

 

3. Интерактивное оборудование используемое в ДОУ.

Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательной деятельности ДОО предполагает наличие интерактивного оборудования.

В дошкольных образовательных учреждениях интерактивное оборудование может быть представлено компьютерами, интерактивными досками, интерактивным столом, проекторами, электронными конструкторами.

1. Интерактивные доски

Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.

Способы применения интерактивной доски в совместной деятельности педагога с детьми в детском саду могут ограничиваться только фантазией.

С помощью интерактивной доски обучение детей младшего возраста становится более привлекательным и захватывающим.

А каким, расскажут нам педагоги.

2. Интерактивный стол

Сенсорный интерактивный развивающий стол помогает привлечь внимание и интерес ребенка к процессу обучения, развивает моторику, знакомит ребенка с компьютерными технологиями.

Использовать детский сенсорный стол можно как для группы детей, так и индивидуально.

Технология стола позволяет нескольким пользователям одновременно взаимодействовать с сенсором, то есть создается атмосфера для работы в коллективе.

Множество увлекательных развивающих приложений, которые воспроизводит интерактивный стол.

Тактильное решение заданий и прямое взаимодействие с поставленной задачей – главные преимущества интерактивного стола, который увеличивает не только результативность обучения, но и стимул детей посещать занятия, ведь игровая форма обучения для дошкольников является наиболее продуктивной.

3. Проекторы

Ноутбуки прочно вошли в нашу жизнь и многие воспитатели приносят на работу свой домашний компьютер для того, чтобы послушать аудиозаписи, поработать с документами или даже показать мультфильм детям. Но экран ноутбука очень мал, звук тихий, поэтому организовать полноценный просмотр можно только с очень небольшой группой детей. Но использование проектора позволяет более полно использовать возможности компьютера. Изображение на экране проектора выгодно отличается от традиционных форм наглядности: оно крупное, яркое и может восприниматься большим количеством людей одновременно.

4. Конструкторы LEGO. Робототехника

Программа «Робототехника в детском саду» - не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент. Робототехника уже показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп.

Занятия робототехникой - это своеобразная тренировка навыков.

На этом этапе уже можно увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы стране.

Освоение навыков робото–конструирования дошкольников происходит в несколько этапов:

На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей.

На втором этапе мы с детьми учимся собирать простые конструкции по образцу.

И третий этап сборка сложных моделей и подключение их к моторчикам.

Интерактивное оборудование является эффективным техническим средством, с помощью которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем.

Преимущества ИКТ в работе с детьми:

·         ИКТ позволяют быстрее передавать информацию.

·         Приобретение информации происходит в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.

·         Наглядность способствует восприятию и лучшему запоминанию материала. Очень важно, учитывать наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

·         Мультимедийность (слайд-шоу, видеофрагменты и др.) позволяет разбирать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн и др.

·         Моделирование позволяет рассмотреть такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни: например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта; полет ракеты, половодье.

·         Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности.

Заключение.

Использование интерактивных технологий в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Интерактивные и мультимедийные средства позволяют перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, получить опыт, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Ребенок приобретает опыт практической деятельности в рамках основных направлений ФГОС на основе создания избыточной образовательной и предметно-развивающей среды, что является главной целью дошкольного образования

 

 

Список литературы

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в дошкольном образовании. – М., 1999

2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.

3. Горвиц Ю.М. Компьютер и дети / Горвиц Ю.М.// Помоги себе сам. - 1996. - №9. - с. 2.

4. Горвиц Ю.М. Компьютер … это очень просто/ Горвиц Ю.М.//Очаг. - 2004. - №3. - с. 80-81.

5.Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.

6. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе / Плужникова Л. // дошкольное воспитание. - 2000. - №4. С.16.

7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 2014.- 204 с.


 

Использование интерактивных технологий в воспитательно- образовательном процессе

Использование интерактивных технологий в воспитательно- образовательном процессе

Содержание Введение…………………………………………………………

Содержание Введение…………………………………………………………

Введение Интерактивные технологии успешно применяются в сфере образования

Введение Интерактивные технологии успешно применяются в сфере образования

Ценность для ребенка : благотворное влияние на самоощущение, самооценку

Ценность для ребенка : благотворное влияние на самоощущение, самооценку

Особенности проведения : каждый ребенок принимает участие в общей работе; с помощью общей цели воспитатель создает обстановку сопереживания, взаимопомощи

Особенности проведения : каждый ребенок принимает участие в общей работе; с помощью общей цели воспитатель создает обстановку сопереживания, взаимопомощи

В перечень входит и предлагаемая инновация: «фото-кейс» или "кейс-иллюстрация", которая используется для рассмотрения проблемной ситуации и наглядно помогает в ней разобраться

В перечень входит и предлагаемая инновация: «фото-кейс» или "кейс-иллюстрация", которая используется для рассмотрения проблемной ситуации и наглядно помогает в ней разобраться

Формировать способность на практике; находить альтернативные варианты решений, соотносить их с жизненными ситуациями; ·

Формировать способность на практике; находить альтернативные варианты решений, соотносить их с жизненными ситуациями; ·

В работе с дошкольниками рекомендуется использовать технологию в рамках комплексно-тематического планирования как часть совместной детской деятельности

В работе с дошкольниками рекомендуется использовать технологию в рамках комплексно-тематического планирования как часть совместной детской деятельности

Данная технология объединяет сложную реальность и учебные задачи, которые обсуждаются, решаются детьми, осваиваются в ходе изучения

Данная технология объединяет сложную реальность и учебные задачи, которые обсуждаются, решаются детьми, осваиваются в ходе изучения

Второй этап: дети совместно с педагогом выделяют проблему, определяют целевую установку

Второй этап: дети совместно с педагогом выделяют проблему, определяют целевую установку

Источник:http://avto.kazanfirst

Источник:http://avto.kazanfirst

III этап Организационно - поисковый

III этап Организационно - поисковый

V этап Итоговый Формирует аналитические способности детей, умение обобщать материал: «В тесноте, да не в обиде!

V этап Итоговый Формирует аналитические способности детей, умение обобщать материал: «В тесноте, да не в обиде!

С помощью интерактивной доски обучение детей младшего возраста становится более привлекательным и захватывающим

С помощью интерактивной доски обучение детей младшего возраста становится более привлекательным и захватывающим

Конструкторы LEGO. Робототехника

Конструкторы LEGO. Робототехника

Наглядность способствует восприятию и лучшему запоминанию материала

Наглядность способствует восприятию и лучшему запоминанию материала

Список литературы 1. Апатова

Список литературы 1. Апатова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2020