Преподавание это искусство, а не ремесло – и в этом самый корень учительского дела. Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не придерживаться ни одного неукоснительно – вот единственно возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться – это единственно правильный курс учителя.
Работая учителем иностранного языка в средней школе, я пришла к выводу: невозможно использовать только те методики, которые сложились несколько десятков лет назад и являются общепринятыми. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться.
Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Такую личность невозможно формировать без знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Таким образом, свою педагогическую деятельность строю через решение следующих задач:
- формировать у учащихся мировоззренческие установки, ценностные, культурологические позиции для использования их в реальной жизни;
- развивать опыт творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету;
- воспитывать уважение к чужой культуре, традициям, повышать культурный уровень учащихся посредством иностранного языка.
Стремление педагогов удовлетворить все возрастающие потребности общества в образовании путём использования новых информационных технологий вызывает к жизни и новые формы обучения. Компьютерные технологии, а именно – Интернет оказался сегодня как нельзя более, кстати, при изучении иностранных языков. Учителю английского языка необходимо огромное количество информации о Великобритании и других англо-говорящих странах. Ведь, именно, на уроках иностранного языка мы проходим и географию, и животный мир, и население, и политику. Здесь есть возможность сравнивать, как решаются глобальные проблемы человечества в разных странах мира и в нашей стране. Например, при изучении темы «Путешествие по Великобритании» я даю информацию из сети Интернет о крупных городах, их достопримечательностях, известных людях этой страны. Или, при изучении темы «Проблемы окружающей среды» учащиеся 8 класса находят в интернете сведения о решении этой проблемы в англоязычных странах: в США, в Канаде, в Австралии и готовят либо проекты, либо презентации. При этом ребята получают не только обширный страноведческий материал, но и познакомятся с путями решения проблем. Для более высокой восприимчивости любого нового материала на моих уроках уместно применение компьютерных технологий (показ слайдов, заранее подготовленная компьютерная презентация урока).
В последнее время стараюсь с помощью ИКТ решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Уже несколько лет мои учащиеся успешно принимают активное участие в очных и дистанционных олимпиадах и конкурсах: региональный конкурс «Многогранный мир», региональные фестивали, такие как «Мы вместе», «Волшебный мир английской литературы», муниципальные олимпиады, например «Планета знаний» и другие.
Применение компьютера на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При обучении с помощью ИКТ усваивается гораздо большее количество материала, и кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.
Глобальная сеть может предложить массу тем для обсуждения с красочным и постоянно изменяющимся иллюстративным материалом. От самого учителя, целей и задач урока будет зависеть выбор темы для каждого нового занятия.
Интернет удобен для поиска и закрепления определённых речевых конструкций, так как многие сайты посвящены той или иной категории или функции языка. Кроме того, здесь есть возможность персонального обращения к человеку, чего, конечно, лишены учебники. Есть замечательный сайт для подростков www.teenadvice.org – это кладезь тем для обсуждения, поскольку он посвящён проблемам молодёжи, пополняется за счёт писем и вопросов самих подростков со всего мира и способен ненавязчиво вывести класс на дискуссию о том, что волнует, радует, беспокоит самих учеников.
Интернет – хороший помощник при обучении аудированию. Объём мультимедийных материалов, хранящихся в глубинах Интернет, поражает даже самое богатое воображение – на языке оригинала можно прослушать и концерт интересующего исполнителя, и интервью с известным человеком, и трансляцию популярного радиоканала и даже посмотреть новинки кино.
Вышеперечисленные возможности для работы на уроке иностранного языка не являются единственными, но я сделала попытку указать направления для работы современного учителя – того, кто не желает отставать от своих учеников и сам постоянно готов учиться и совершенствовать свои умения и навыки. Ведь все мы знаем, что в наше время недостаточно отлично владеть языком и знать свой предмет без интеграции с другими дисциплинами, особенно с компьютерной грамотой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.