Использование кейс - технологии
на уроках литературного чтения как средство повышения качества обучения (Слайд 1)
Для повышения качества образования необходимо использовать новые эффективные технологии и методы, один из них - это кейс - технология.
(Слайд 2) Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа.
(Слайд 3) К кейс-технологиям относятся:
- метод ситуационного анализа,
- ситуационные задачи и упражнения,
- анализ конкретных ситуаций (кейс-стади),
- метод кейсов, метод инцидента,
- метод ситуационно-ролевых игр,
- метод разбора деловой корреспонденции,
- игровое проектирование,
- метод дискуссии
(Слайд 4) Существует 3 вида «кейса»:
|
Содержание кейса |
Цель создания кейса |
Основная обучающая, образовательная задача кейса |
Практический кейс |
Жизненные ситуации |
Познание, понимание жизни |
Тренинг поведения |
Обучающий кейс |
Учебные (условные) ситуации |
Понимание типичных характеристик ситуации |
Анализ, осмысливание |
Научно-исследовательский кейс |
Исследовательские ситуации |
Создание моделей ситуаций |
Исследование, проектирование |
(Слайд 5) Кейс-метод или метод конкретных ситуаций – это метод активного проблемного, эвристического обучения. Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.
Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.), следует организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность - совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию, и вырабатывает практическое решение. Далее организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего для разрешения поставленной проблемы.
В ходе её решения идёт развитие системы ценностей обучающихся, их жизненных установок и формирование практических навыков: ученики учатся аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, принимать коллективное решение. Кейс-метод позволяет увидеть учащимся неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовыми соотносить изученный материал с практикой.
Кейсы можно представить в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Но надо учитывать, что большие по объему кейсы могут вызвать у обучающихся некоторые затруднения, особенно при работе впервые.
Кейсы подаются в печатном виде или на электронных носителях, наличие в тексте фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным.
(Слайд 6) Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
· соответствовать чётко поставленной цели создания;
· иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся;
· быть актуальным на сегодняшний день;
· быть ориентированным на коллективную выработку решений;
· иметь несколько решений для организации дискуссии.
(Слайд 7) МЕТОД ПРАКТИЧЕСКОГО КЕЙСА
Основная задача практического «кейса» заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела такой «кейс» создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого «кейса» может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие «кейсы» должны быть максимально наглядными и детальными. Главный их смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.
(Слайд 8) Структура «кейса»
1. Предисловие или вводная часть или введение – дает общую информацию о «кейсе». Может содержать вызов – небольшое вступление, интригующее читателя. Существуют следующие представления предисловия: определенная сюжетная завязка, которая вызовет интерес к рассматриваемой ситуации; исходные данные исследования, глоссарий терминов, ключевые моменты; формулировка вопросов для исследования, другое. Можно начать с гипотезы и рассматривать ситуацию, подтверждая или опровергая гипотезу.
2. Основная часть – контекст, случай, проблема, факты и решения.
3. Послесловие или материалы для решения – завершающая часть «кейса», имеет вариативный характер, представляет дополнительную информацию, которая позволит лучше разобраться в «кейсе»: вопросы, библиография, фотографии персонажей, схемы, таблицы. Материалы, необходимые для решения каждого конкретного «кейса», самостоятельно определяются автором. Цель этого раздела – в интерактивной форме представить большой объём информации.
(Слайд 9) Мы представляем Вашему вниманию модель урока литературного чтения в 1 классе с использованием метода практического кейса по УМК «Школа России».
Тип урока: Открытие нового знания
Тема урока: В. Осеева «Синие листья»
Цели урока:
- продолжить знакомство учащихся с произведениями В. Осеевой «Синие листья»,
- формировать умения работать с текстом текст,
- создать условия для полноценного анализа ситуации, изображенной автором,
- развивать речь уч-ся, память, внимание,
- воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.
Оборудование:
портрет В.А. Осеевой, презентация, конверты с заданиями и материалом для работы в группах.
(Слайд 10) ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
В начале урока 3 подготовленных заранее ученика разыгрывают сценку:
- Кто кого обидел первым?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первым?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили!
- Я дружил!
- И я дружил!
- Что же вы не поделили?
- Я забыл!
- И я забыл!
Учитель обращается к обучающимся с вопросом:
- А у вас бывали такие ситуации? В чем проблема? (Ответы детей – Дружба не складывается.)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем читать произведения? (Ответы детей)
(Слайд 11) ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА
- Сегодня мы познакомимся с произведением В. Осеевой «Синие листья».
Послушайте текст и определите, к какому жанру он относится: рассказ, сказка или стихотворение. (Учитель читает текст)
ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ
- Вам понравился текст?
- К какому жанру вы его отнесете: это рассказ, сказка или стихотворение? (Ответы детей)
- Почему вы так решили?
- Определите тему рассказа. О ком идет речь? (О детях: девочки Лена и Катя)
ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ (РАБОТА В ГРУППАХ)
- Сегодня на уроке вы будете работать в группах, в командах. Давайте вспомним правила работы в группе. (Правила работы в группе)Выбор командира – хорошо читающего ребенка – он читает задания в кейсе).
- У каждой группы будут свои задания. Откройте конверт под №1 Прочитайте, какое задание вы будете выполнять первым? (Прочитать 1, 2, 3 часть – каждая группа читает свою часть).
- Сейчас вы будете читать этот рассказ вслух по частям. 1-я группа читает 1 часть. 2-я группа читает 2 часть. 3-я группа читает 3 часть. И мы вместе постараемся найти ответить на вопрос: « Какая проблема возникла у девочек?» (Чтение текста)
- Какая же проблема возникла у девочек? (Листья у Лены были синего цвета).
(Слайд 12) АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. Работа по содержанию.
- Теперь каждая группа откроет конверт по №2. Прочитайте, какое задание там написано.
1-я группа. В чём заключалась проблема Лены?
2-я группа. Как вы объясните поведение Кати?
3-я группа. Придумать другую концовку рассказа.
Чтобы ответить на эти вопросы, откройте конверт по №3. Там есть вопросы-помощники. Постарайтесь найти на них ответы. А для этого еще раз прочитайте рассказ.
(Слайд 13)
1. Примерные вопросы учащимся 1-й группы:
- Что надо было нарисовать Лене?
- Почему она не смогла раскрасить листья?
- К кому она обратилась за помощью?
- Почему именно у Кати попросила Лена зеленый карандаш?
- Почему Лена не взяла карандаш, который был ей нужен?
(Слайд 14)
2. Примерные вопросы учащимся 2-й группы:
- Почему Катя не дала Лене карандаш сразу?
- У кого нужно было спросить разрешения?
- Чего боялась Катя?
- Дала ли она карандаш Лене?
- Почему Катя на уроке покраснела «как, рак»?
(Слайд 15)
3. Примерные вопросы учащимся 3-й группы:
- Были ли Катя и Лена подругами? Аргументируйте свой ответ.
- Нужно ли помогать другим людям? Докажите свое мнение.
- Как бы вы решили проблему Лены?
- Почему учитель сказал такие слова: «Надо так давать, чтобы можно было взять». Как вы их понимаете?
Проверка выполненной работы. (Командир читает вопрос, члены в группе отвечают. Другие группы слушают ответы детей и, если возникает свой ответ, могут высказать).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2. Характеристика героев.
- Откройте конверт под №4. (В конверте лежат слова-качества героев, имя девочки. Нужно составить кластер-ромашку).
Ø Охарактеризуйте качества Кати. (Жадность, равнодушие…) Как вы их понимаете?
Ø Охарактеризуйте качества Лены. (Скромность, терпение…) Как вы их понимаете?
Ø Назовите качества, которыми должны обладать настоящие друзья.
Проверка выполненной работы. (На доску вывешиваются кластеры.. Командир читает вопрос, члены в группе называют качества, которые подобрали. Другие группы слушают ответы детей и, если возникает свой ответ, могут высказать).
ИТОГ УРОКА
- Чему научил вас этот рассказ?
- Какова основная мысль рассказа?
РЕФЛЕКСИЯ
Откройте конверт под №5. (В конверте на листах А4 дерево без листьев и отдельные листья синего и зеленого цвета. Задание: те, кто считает, что вы теперь знаете, кто такие настоящие друзья – приклеивает на дерево зеленый листок, а кто еще не совсем понял, что значит дружить – приклеивает синий листок).
В начальной школе применение кейс-технологии целесообразно проводить на произведениях Н. Носова, В. Драгунского, В. Осеевой, которые рассказывают о взаимоотношениях детей и содержат нравственный урок.
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
(Слайд 16) Кейс-технология – это эффективные методы повышения качества образования.
(Слайд 17) Но несмотря на сильные стороны, кейс-технологию необходимо использовать в органичном единстве с другими методами обучения, закладывающими у обучающихся обязательное нормативное знание:
с одной стороны, ситуационное обучение учит поиску и использованию знания в условиях определенной ситуации;
с другой стороны, чрезмерное увлечение ситуационным анализом может привести к тому, что все знания будут сводиться к знанию множества ситуаций без определенной системы).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.