Использование кейс - технологии на уроках литературного чтения как средство повышения качества обучения
Оценка 5

Использование кейс - технологии на уроках литературного чтения как средство повышения качества обучения

Оценка 5
Научные работы
docx
другое
Взрослым
28.03.2022
Использование кейс -  технологии на уроках литературного чтения как средство повышения качества обучения
Представлена статья из опыта работы
Использование кейс-технологии (текст).docx

Использование кейс -  технологии

на уроках литературного чтения как средство повышения качества обучения                        (Слайд 1)

 

 

Для повышения качества образования  необходимо  использовать новые эффективные технологии и методы, один из них - это  кейс - технология.

 

     (Слайд 2) Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа.

                                                                                                    

(Слайд 3)  К кейс-технологиям относятся:

-          метод ситуационного анализа,

-          ситуационные задачи и упражнения,

-          анализ конкретных ситуаций (кейс-стади),

-          метод кейсов, метод инцидента,

-          метод ситуационно-ролевых игр,

-          метод разбора деловой корреспонденции,

-          игровое проектирование,

-          метод дискуссии

                                                                               

(Слайд 4)                     Существует 3 вида «кейса»:                                           

 

Содержание кейса

Цель создания кейса

Основная обучающая, образовательная задача кейса

Практический кейс

Жизненные ситуации

Познание, понимание жизни

Тренинг поведения

Обучающий кейс

Учебные (условные) ситуации

Понимание типичных характеристик ситуации

Анализ, осмысливание

Научно-исследовательский кейс

Исследовательские ситуации

Создание моделей ситуаций

Исследование, проектирование

 

(Слайд 5)  Кейс-метод или метод конкретных ситуаций – это метод активного проблемного, эвристического обучения.  Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.               

Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько  решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.), следует организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность  - совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию, и вырабатывает практическое решение. Далее организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего для разрешения поставленной проблемы.

В ходе  её решения идёт развитие системы ценностей обучающихся, их жизненных установок и формирование практических навыков: ученики учатся аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, принимать коллективное решение. Кейс-метод позволяет увидеть учащимся  неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовыми соотносить изученный материал с практикой.

Кейсы можно представить  в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Но надо учитывать, что большие по объему кейсы могут  вызвать у обучающихся некоторые затруднения, особенно при работе впервые.

Кейсы подаются в печатном виде или на электронных носителях, наличие в тексте фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным.

(Слайд 6)   Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:       

·        соответствовать чётко поставленной цели создания;

·        иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся;

·        быть актуальным на сегодняшний день;

·        быть ориентированным на коллективную выработку решений;

·        иметь несколько решений для организации дискуссии.

 

(Слайд 7)      МЕТОД ПРАКТИЧЕСКОГО КЕЙСА         

 

Основная задача практического «кейса» заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела такой «кейс» создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого «кейса» может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие «кейсы» должны быть максимально наглядными и детальными. Главный их смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

 

 

 

(Слайд 8)     Структура «кейса»                 

1.       Предисловие или вводная часть или введение – дает общую информацию о «кейсе». Может содержать вызов – небольшое вступление, интригующее читателя. Существуют следующие представления предисловия: определенная сюжетная завязка, которая вызовет интерес к рассматриваемой ситуации; исходные данные исследования, глоссарий терминов, ключевые моменты; формулировка вопросов для исследования, другое. Можно начать с гипотезы и рассматривать ситуацию, подтверждая или опровергая гипотезу.

2.       Основная часть – контекст, случай, проблема, факты и решения.

3.       Послесловие или  материалы для решения – завершающая часть «кейса», имеет вариативный характер, представляет дополнительную информацию, которая позволит лучше разобраться в «кейсе»: вопросы, библиография, фотографии персонажей, схемы, таблицы. Материалы, необходимые для решения каждого конкретного «кейса», самостоятельно определяются автором. Цель этого раздела – в интерактивной форме представить большой объём информации.

 

  (Слайд 9)   Мы представляем Вашему вниманию модель урока литературного чтения в 1 классе с использованием метода практического кейса по УМК «Школа России».

 

Тип урока: Открытие нового знания

Тема урока: В. Осеева «Синие листья»

Цели урока:

- продолжить знакомство учащихся с произведениями В. Осеевой «Синие листья»,

- формировать умения работать с текстом текст, 

- создать условия для полноценного анализа ситуации, изображенной автором,

- развивать речь уч-ся, память, внимание,

- воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.

 

Оборудование:

портрет В.А. Осеевой, презентация, конверты с заданиями и материалом для работы в группах.

 

(Слайд 10) ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

В начале урока 3 подготовленных заранее ученика разыгрывают сценку:

- Кто кого обидел первым?                                         

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Кто кого ударил первым?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Вы же раньше так дружили!

- Я дружил!

- И я дружил!

- Что же вы не поделили?

- Я забыл!

- И я забыл!

 

Учитель обращается к обучающимся с вопросом:

- А у вас бывали такие ситуации? В чем проблема? (Ответы детей – Дружба не складывается.)

 

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем читать произведения? (Ответы детей)                      

(Слайд 11)  ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА  

- Сегодня мы познакомимся с  произведением В. Осеевой «Синие листья».

Послушайте текст и определите, к какому жанру он относится: рассказ, сказка или стихотворение. (Учитель читает текст)

 

ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ

- Вам понравился текст?

- К какому жанру вы его отнесете: это рассказ, сказка или стихотворение? (Ответы детей)

- Почему вы так решили?

- Определите тему рассказа. О ком идет речь? (О детях: девочки Лена и Катя)

 

                ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ (РАБОТА В ГРУППАХ)

- Сегодня на уроке вы будете работать в группах, в командах. Давайте вспомним правила работы в группе. (Правила работы в группе)Выбор командира – хорошо читающего ребенка – он читает задания в кейсе).

-  У каждой группы будут свои задания. Откройте конверт под №1  Прочитайте, какое задание вы будете выполнять первым? (Прочитать 1, 2, 3 часть – каждая группа читает свою часть).

- Сейчас вы будете читать этот рассказ вслух по частям. 1-я группа читает 1 часть. 2-я группа читает 2 часть. 3-я группа читает 3 часть.  И мы вместе постараемся найти ответить на вопрос: « Какая проблема возникла у девочек?»   (Чтение текста)

- Какая же проблема возникла у девочек? (Листья у Лены были синего цвета).

 

     (Слайд 12)           АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ                         

1.     Работа по содержанию.

 

- Теперь каждая группа откроет конверт по №2. Прочитайте, какое задание там написано.

1-я группа. В чём заключалась проблема Лены?

2-я группа. Как вы объясните поведение Кати?

3-я группа. Придумать другую концовку рассказа.

 

Чтобы ответить на эти вопросы, откройте конверт по №3. Там есть вопросы-помощники. Постарайтесь найти на них ответы. А для этого еще раз прочитайте рассказ.

(Слайд 13)

1. Примерные вопросы учащимся 1-й группы:                 

-  Что надо было нарисовать Лене?

-  Почему она не смогла раскрасить листья?

-  К кому она обратилась за помощью?

-  Почему именно у Кати попросила Лена зеленый карандаш?

-  Почему Лена не взяла карандаш, который был ей нужен?

(Слайд 14)

2.  Примерные вопросы учащимся 2-й группы:             

-  Почему Катя не дала Лене карандаш сразу?

-  У кого нужно было спросить разрешения?

-  Чего боялась Катя?

-  Дала ли она карандаш Лене?

-  Почему Катя на уроке покраснела «как, рак»?

(Слайд 15)

3.  Примерные вопросы учащимся 3-й группы:                

-  Были ли Катя и Лена подругами? Аргументируйте свой ответ.

-  Нужно ли помогать другим людям? Докажите свое мнение.

-  Как бы вы решили проблему Лены?

-  Почему учитель сказал такие слова: «Надо так давать, чтобы можно было взять». Как вы их понимаете?

 

Проверка выполненной работы. (Командир читает вопрос, члены в группе отвечают.  Другие группы слушают ответы детей и, если возникает свой ответ, могут высказать).

 

                                  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

2.     Характеристика героев.

 

- Откройте конверт под №4. (В конверте лежат слова-качества героев, имя девочки. Нужно составить кластер-ромашку).

 

Ø Охарактеризуйте качества Кати. (Жадность, равнодушие…) Как вы их понимаете?

Ø Охарактеризуйте качества Лены. (Скромность, терпение…) Как вы их понимаете?

Ø Назовите качества, которыми должны обладать настоящие друзья.

 

Проверка выполненной работы. (На доску вывешиваются кластеры.. Командир читает вопрос, члены в группе называют качества, которые подобрали. Другие группы слушают ответы детей и, если возникает свой ответ, могут высказать).

 

                           ИТОГ УРОКА

-  Чему научил вас этот рассказ?

- Какова основная мысль рассказа?

 

                           РЕФЛЕКСИЯ

 

Откройте конверт под №5. (В конверте на листах А4 дерево без листьев и отдельные листья синего и зеленого цвета. Задание: те, кто считает, что вы теперь знаете, кто такие настоящие друзья – приклеивает на дерево зеленый листок, а кто еще не совсем понял, что значит дружить – приклеивает синий листок).

 

В начальной школе применение кейс-технологии целесообразно проводить на произведениях Н. Носова, В. Драгунского, В. Осеевой, которые рассказывают о взаимоотношениях детей и содержат нравственный урок.

  Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

 

(Слайд 16)  Кейс-технология – это эффективные методы повышения качества образования.                 

     (Слайд 17) Но несмотря на сильные стороны, кейс-технологию необходимо использовать в органичном единстве с другими методами обучения, закладывающими у обучающихся обязательное нормативное знание:

 с одной стороны, ситуационное обучение учит поиску и использованию знания в условиях определенной ситуации;

 с другой стороны, чрезмерное увлечение ситуационным анализом может привести к тому, что все знания будут сводиться к знанию множества ситуаций без определенной системы).


 

Использование кейс - технологии на уроках литературного чтения как средство повышения качества обучения (Слайд 1)

Использование кейс - технологии на уроках литературного чтения как средство повышения качества обучения (Слайд 1)

Интернет, статистические отчеты и пр

Интернет, статистические отчеты и пр

Слайд 8) Структура «кейса» 1

Слайд 8) Структура «кейса» 1

Кто кого ударил первым? - Он меня! -

Кто кого ударил первым? - Он меня! -

В чём заключалась проблема Лены? 2-я группа

В чём заключалась проблема Лены? 2-я группа

Проверка выполненной работы. (На доску вывешиваются кластеры

Проверка выполненной работы. (На доску вывешиваются кластеры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2022