Коми Республикаса велöдан, наука да том йöз политика министерство
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский торгово-технологический техникум»
РАССМОТРЕНО
На заседании МО
ГПОУ «СТТТ»
Протокол №__от
«__»____20__ г
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА»
Автор: Одинцова Вера Константиновна Преподаватель, первая квалификационная категория Карауш Наталья Сергеевна, Преподаватель, высшая квалификационная категория Образовательная организация: ГПОУ «Сыктывкарский торгово – технологический техникум»
|
Сыктывкар, 2018
Методическая разработка по теме: «Использование кейс технологий на уроках МДК» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО (далее – ФГОС СПО) для профессии среднего профессионального образования – «Продавец, контролер - кассир», специальностей среднего профессионального образования.
Организация-разработчик:
ГПОУ «Сыктывкарский торгово-технологический техникум»
Разработчик:
Одинцова В.К, преподаватель
Методическая разработка рассмотрена на заседании методического совета ГПОУ «Сыктывкарский торгово-технологический техникум» протокол № 5 от «18» февраля 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Педагогическая технология – это исследования с целью выявления принципов и разработки приëмов оптимизации образовательного процесса, конструирование и применение приëмов, оценка применяемых методов.
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.
В связи с переходом системы образования на ФГОС нового поколения изменились требования ко всем структурным составляющим и результатам обучения на каждом этапе жизнедеятельности. В новом ФГОС изложены требования к ведению современных уроков:
· Мотивирование к учебной деятельности реализовывается посредством включения студентов в исследовательскую и поисковую деятельность. Педагог формирует условия для пробуждения внутренней потребности в изучении материала.
· Цель урока студенты формулируют самостоятельно, определяют при этом границы собственного знания и незнания.
· Новый этап урока — это обнаружение затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.
· Студенты самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.
Целью работы является обобщение опыта работы использования кейс – технологий как интерактивного метода при формировании ключевых образовательных компетенций студентов на уроках МДК.
Цель конкретизировалась в следующих задачах:
· проследить историю развития кейс – технологий;
· охарактеризовать классификацию кейс – технологий;
· рассмотреть кейсовую технологию на уроках МДК как метод обучения;
· проанализировать использование кейс – технологий на уроках МДК.
Объект: ГПОУ «Сыктывкарский торгово – технологический техникум».
Предмет объекта: «Кейс – технология»
Метод кейсов способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода обучающиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
Исходя из вышеизложенного, вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода. Студент должен стать живым участником образовательного процесса.
Что такое кейс технология?
Каширина И.В., Зинченко Е.С. рассматривают метод кейсов как изучение предмета, через рассмотрение большого количества задач и ситуаций в определённой комбинации.
Кейс-технология заключается в том, что в начале обучения, строится индивидуальный план, каждому ученику выдается кейс, включающий задания по выбранной теме, список литературы, электронные материалы.
Ступина Е.В., Гумметова А.Ю. определяют кейсовую технологию (метод) обучения как обучение действием. По их мнению, содержание кейс-метода заключается в формирование умений по усвоению знаний как результата активной самостоятельной деятельности учащихся, и как следствие творческое усвоение профессиональных навыков, умений, знаний, а также развитие мыслительных способностей.
В ходе становления и применения технологии специалистами было создано огромное количество кейсов, так что со временем появилась необходимость в их классификации.
1. По структуре
· Структурированные кейсы (highly structured case) — короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Для такого типа кейсов существует определённое количество правильных ответов. Они предназначены для оценки знания и/или умения использовать одну формулу, навык, методику в определённой области знаний.
· Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определённой области. Для них существуют несколько правильных вариантов ответов и обычно не исключается возможность нахождения нестандартного решения.
· Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса даёт возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведённое время. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить её и использовать на практике.
2. По размеру
· Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для командной работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление для презентации своего решения.
· Сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию.
· Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к теории, преподаваемой на занятии. Во многих случаях мини-кейс может быть сформулирован кратко, в виде одного-двух абзацев, и снабжен вопросами, на которые требуется дать ответ в обсуждении.
Кроме того, различаются кейсы, в которых четко сформулирована проблема, и студентам необходимо найти пути ее решения, и кейсы, в которых четкой формулировки проблемы нет – её необходимо сначала самостоятельно сформулировать, а затем предложить варианты решения.
Кейс может применяться как для групповой, так и для индивидуальной работы. Педагог действует в первую очередь как модератор. Он указывает на источники получения информации и, по возможности, вмешивается в происходящее только в исключительных случаях, исправляя что-либо.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Кейс – стадии:
1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.
2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).
1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».
3 шаг: Проблема переформулируется в цель.
4 шаг: Причины становятся задачами.
5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.
6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия
7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.
Обычно кейсы готовятся в пакете, включающем в себя:
1. вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);
2. информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);
3. стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);
4. исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам — результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения);
5. тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков - логических и т.п.).
Процесс обучения сложен и многообразен. За последние несколько лет многие педагогические ценности переменились. Появились новые цели и новые средства образования. Современный урок рассматривается не только как деятельность педагога, т.е. как форма обучения, но и как деятельность студента, т.е. как форма учения. Среди множества способов улучшения процесса преподавания в целом определенное место занимает применение информационных технологий. Не случайно, одной из основных задач является широкое внедрение информационных технологий в учебный процесс.
В данной работе анализировался и исследовался имеющийся опыт организации по применению кейс технологий на уроке, этапы его реализации, основные направления и планируемый результат. Педагоги, совместно со студентами применяют эту технологию при решении конкретных профессиональных проблем, что дает возможность осуществить так называемые профессиональные пробы, позволяя «примерить на себя» ту или иную профессию для того, чтобы сделать наиболее осознанный выбор.
В своей деятельности применяем проведение уроков МДК с использованием кейс-метода. А также, внедрение новых технологий обучения и проведение уроков в будущей перспективе продолжится.
Проанализировав вопрос по использованию технологий «кейс» в учебном процессе на МДК, можно твердо сказать, что использование таких технологий позволяет решить ряд важнейших проблем:
· усилить мотивацию обучения;
· повысить скорость усвоения знаний;
· повысить активность студентов в процессе обучения;
· обеспечить контроль за преподаванием и усвоением материала;
· установить тесную обратную связь;
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у студентов вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Библиографический список
1. Архипова, В. В. Взаимосвязь образовательных и информационных технологий / В. В. Архипова // Открытое образование. – 2006. - № 5. – С. 68
2. Михайлова Е.А. Кейс и кейс – метод: процесс написания кейса.
3. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. вузов/ Полат Е.С.; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2008. - 368
4. Русских, Г. А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое пособие / Г. А. Русских // – М., Ладога - 100, - 2001. – 67 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.