Попков В.В.
ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж»
Научный руководитель: преподаватель методики обучения математике Мифтахова А. М.
Использование кейс-технологий на уроках в начальной школе
Нестандартные уроки в нынешнее время являются очень востребованными. Одним из способов сделать урок таковым является использование кейс-метода.
Кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении детей решать конкретные задачи-ситуации (кейсы)..Кейс должен содержать проблему, понятную учащемуся младших классов, и обязательно оценочные листы Основным отличием кейса от учебной задачи состоят в том, что в кейсе зачастую отсутствует чёткий набор условий, учащийся сам выбирает наиболее значимые условия; алгоритм решения разрабатывается самостоятельно, и не существует однозначного решения. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику.
Основные задачи кейс-метода:
· Овладение навыками анализа ситуации и постановки проблемы
· Совершенствование навыков ясного и точного изложения собственной точки зрения
· Овладение навыком принятия решения на основе группового анализа
· Совершенствование умения работать с информацией
· Развивать в младших школьниках такие качества, как: способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственность за решения группы.
Классификация кейсов:
Исходя из задач процесса обучения:
Практические – отражают реальные жизненные ситуации и тренируют учащихся быстро принимать верные решения в них. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
Обучающие – обучают анализу и оценке, решению проблем, принятию решений и т.д.
Научно-исследовательские – ориентированы на осуществление исследовательской деятельности.
По структуре:
Структурированные – кейсы с коротким и чётким изложением ситуации с конкретными цифрами и данными. Они предназначены для оценки знаний и умения использовать одну формулу, навык, методику в определённой области знаний.
Неструктурированные - кейсы, в материале которых присутствует большое количество данных. Они предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определённой области.
Первооткрывательские – эти кейсы могут быть как короткими, так и длинными. Их задача – выявить, насколько человек способен мыслить нестандартно, креативно, сколько оригинальных идей он может выдать за определённый период времени.
По форме представления: бумажные кейсы, видеокейсы.
Использование данного вида организации работы в начальной школе началось совсем недавно. Применение кейс-метода возможно на уроках математики, литературного чтения, окружающего мира, технологии и рисования. На занятиях по другим предметам организовать деятельность с использованием кейсов трудно либо вовсе невозможно.
Педагог, организуя работу с кейсами, должен понимать, что учащихся нужно сначала познакомить с кейсом, разъяснить им, для чего он нужен, и как с ним работать. Поначалу педагогу будет очень трудно работать в таком ключе – нужно будет постоянно контролировать и корректировать работу каждой группы, пока детям не будет полностью понятен алгоритм работы с кейсами.
Для педагогов, не работавших ранее с кейс-технологией, сложным будет процесс оценивания работы детей. Для облегчения выполнения данной задачи был разработан ряд критериев оценки выполнения кейс-заданий: полнота решения кейса( всесторонность выводов); степень творчества и самостоятельности в подходе к решению кейса; форма изложения материала (свободная, своими словами, письменная и т.д.); грамотность устной и письменной речи; наличие собственных взглядов на проблему.
Таблица 1. Структура обучения методом кейсов:
Действия преподавателя |
Действия школьника |
До занятия: 1. Подбирает кейс. 2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки школьника 3. Разрабатывает сценарий занятия. |
До занятия: 1. Получает кейс и список рекомендаций. 2. Индивидуально готовится к занятию. |
Во время занятия: 1. Организует предварительное обсуждение кейса. 2. Делит класс на группы 3. Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями. |
Во время занятия: 1. Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. 2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие. 3. Принимает решение или участвует в принятии решения. |
После занятия: 1. Оценивает работу школьников. 2. Оценивает принятые решения или поставленные вопросы |
|
Схема проведения занятия такова: - вступительное слово учителя, постановка целей перед учащимися; - распределение учеников по малым группам (4-6 человек), каждой группе выдается кeйc на решение определённого рода задачи; - организация работы школьников в малых группах, организация презентации решений в малых группах – может производится в разных формах; организация общей дискуссии; - обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации; - оценивание учащихся учителем.
Например, на уроках окружающего мира в 3 классе можно использовать подобные кейсы. Программа «Перспектива» учебник А. Плешакова «Мир вокруг нас» с 66-70.
Тема: Что такое деньги?
Ход урока:
Класс делится на 4 группы: экономисты, нумизматы. Банкиры и историки. Экономисты – дают определение слову «деньги» и «бартер», определяют функции денег. Историки – находят информацию об истории возникновения денег (какими они были раньше, как изменялись их названия, курс и ценность). Нумизматы – находят информацию о монетах и их частях и ценности. Банкиры – дают определение слову «купля-продажа», находят информацию о валютах разных стран.
Кейс для историков:
· Учебник «Мир вокруг нас» с 66-70
· Карточка с вопросами
· Оценочный лист
Вопросы:
Чем пользовались люди до появления денег?
Когда появились первые печатные деньги?
Какие виды денег существуют в современном мире?
Кейс для экономистов:
· Учебник «Мир вокруг нас» с 66-70
· Карточка с вопросами
· Оценочный лист
Вопросы:
Что такое деньги?
Что такое бартер?
Назовите функции денег
Кейс для нумизматов:
· Учебник «Мир вокруг нас» с 66-70
· Карточка с вопросами
· Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс с 44-45
· Оценочный лист
Вопросы:
Когда появились первые монеты?
Назовите части монеты.
Могут ли монеты стоить больше своего номинала?
Кейс для банкиров:
· Учебник «Мир вокруг нас» с 66-70
· Карточка с вопросами
· Карточка с текстом о валютах разных стран и курсом обмена
· Оценочный лист
Вопросы:
Что такое купля-продажа?
Назовите валюты России, США, Индии, Китая, Германии.
Какая из этих валют дешевле, а какая дороже всех?
Учащиеся оформляют свои ответы в свободной форме.
Учитель организовывает, контролирует, корректирует исследовательскую деятельность учеников. После завершения работы оценивает ответы каждой группы, опираясь на перечень критериев (Полнота ответов, грамотность устной и письменной речи и т.д.)
Обучаясь в педагогическом колледже на учителя начальных классов и проходя производственную практику в школе для студентов данной специальности, проблема внедрения кейс-метода в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено развитием системы образования, его ориентации на формирование различных компетенций учащихся, развитие умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется развитию способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации (так как это необходимо в век информатизации), способностей к сотрудничеству, чувства ответственности, умения чётко и ясно излагать свои мысли, слушать собеседника, самостоятельно принимать решения, уважать друг друга. В процессе работы над кейсом учащиеся открывают новые знания, рассказывают их друг другу понятным для них языком, то есть учебное сотрудничество осуществляется в форме учитель-ученик и ученик-ученик. Главная задача учителя – правильно организовать данную работу.
Метод кeйc-тeхнoлогии имеет очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании метода можно разделить на две группы - учебные результаты – как результаты, связанные с освоением знаний и навыков (освоение новой информации, методов сбора данных, методов анализа, умение работать с текстом, соотнесение теоретических и практических знаний), и образовательные результаты - как результаты образованные самими участниками взаимодействия, (создание авторского продукта, появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем).
Список литературы:
1. Воронина Ю. В. Современный урок окружающего мира в начальной школе: методическое пособие. Ю. В. Воронина. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2011. – 135 с.
2. Деркач А. М. Кейс-метод в обучении // Специалист. – 2010 – с. 22-23.
3. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология обучения [Электронный ресурс]. URL: http://www.vshu.ru/lections.php
4. Панфилова А. П., Громова Л. А., Богачек И. А., Абчук В. А. Основы менеджемента. Полное руководство по кейс-технологиям / Под ред. профессора Соломина В. П. – СПб.: Питер, 2004. – 240 с.
5. Прутченков А. С. Технология «кейс-стади» в воспитании школьников. // Школьные технологии. – 2009.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.