Внедрение компьютеров в сферу образования меняет
формы, содержание, средства обучения, приближает его к реалиям современной
жизни. Основным
задачей преподавателя в этом случае является, как считает Б.С. Гершунский
[2-4], развитие личности обучающегося, творческий поиск в организации учебного
процесса, отбор, разработка и выбор лучших и целесообразных для обучения
программных продуктов.
Выдающийся психолог Б.Ломов [9] определяет, что компьютер является орудием человеческой деятельности, применение которого качественно изменит возможности познания, увеличит накопление и применение знаний и считает, что его использование как средства познания человека означает появление новых форм мышления, творческой деятельности, что можно рассматривать как фактор исторического развития психических процессов человека.
Труды таких ученых, как I. B. Городинский [2], А.Ю. Уваров [16], С.В Фадеев [17] свидетельствуют, что стремительное вмешательство компьютеров в жизнь и процесс обучения в частности заставляет преподавателей иностранных языков решать проблемы, о которых десять лет назад ни один лингвист не подозревал. Нет ничего удивительного в том, что не каждый преподаватель оказался готовым к широкому внедрению компьютеров в такую нетрадиционную сферу, как обучение иностранным языкам.
Скорость и надежность обработки любого вида информации; расширение возможностей показа информации; возможность моделирования с помощью компьютера, различных процессов; возможность активизировать содержательную, операционную и мотивационную стороны учебного процесса; возможность для индивидуализации и дифференциации обучения, возможность формирования с помощью компьютера у учащихся рефлексии своей деятельности; возможность создания условий организации собственной учебной деятельности, способность компьютера действовать как средство учебной коммуникации – все это составляет потенциал применения компьютера в обучении иностранным языкам [6].
Активное внедрение информационных технологий в сферу образования предполагает использование компьютерных систем, способных реализовать эффективные методы обучения. Причем, компьютер используется как источник информации, как многофункциональный инструментальное средство и как средство управления учебной деятельностью.
Виды компьютерных технологий в обучении английскому языку
Безусловно, использование компьютерных технологий в учебном процессе поднимает его на качественно новый уровень, положительно влияет на мотивацию школьников к учебной деятельности, повышает уровень их самостоятельности и активности в выборе методов решения стоящих перед ними задач.
Первые компьютерные программы, появившиеся в 1960-70-е годы представляли собой грамматические и лексические языковые упражнения. В 70-е годы разработчики стали обращать внимание на содержательную сторону программ. Исследования в области искусственного интеллекта позволили значительно улучшить программы и ориентировать их на формирование коммуникативных умений обучаемых.
В настоящее время выделяется следующие группы программ:
1.Тренировочные программы для индивидуальной работы дома или в компьютерных классах, ориентированные на овладение грамматическими формами, лексическими единицами и отдельными речевыми образцами, а также программы по обучению чтению и письму, предполагающие использование текстового редактора.
2. Текстовые программы для индивидуальной, парной или групповой работы, позволяющие модифицировать текст, расставляя знаки препинания, перегруппировывая предложения, редактировать текст и т.д.
Среди них наиболее распространенной является программа «Составь рассказ». В основе программы лежит приём восстановления, когда на экране появляется короткий текст, в котором сохранены знаки препинания и название, а вместо слов оставлены черточки.
3. Текстовые программы, позволяющие осуществить различные виды тестирования. Они предназначены в основном для итогового контроля, выставления оценок и определение уровня владения языком учащимися.
4. Игровые программы, построенные на проблемных ситуациях и способствующие мотивации учащихся. К ним относятся разного рода игры, которые широко известны и популярны среди детей и взрослых.
5. Базы данных и программы, разработанные на их основе.
Среди программ этой группы можно назвать программы, которые позволяют выяснить дериваты слова, сочетаемость искомого слова, а также знакомят с употреблением слов в более широком контексте.
К наиболее часто используемым элементам информационно-компьютерных технологий в учебном процессе относятся: DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, интерактивные доски, презентация Power Point, электронные энциклопедии и справочники, образовательные ресурсы сети Интернет, интерактивные конференции и конкурсы, научно-исследовательские работы и проекты, а также учебные компьютерные программы.
Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности учащихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.
Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть её как наглядного средства остаётся неизменной, меняются только формы, в зависимости от поставленной цели использования.
презентации позволит существенно повысить эффективность урока.
Одна из самых эффективных программ для создания презентации Microsoft Power Point .
Она позволяет учителю в короткие сроки создавать собственные презентации. Учитывая большие дидактические возможности компьютерного представления знаний, уже в ближайшее время следует ожидать более интенсивного использования компьютерных презентаций в образовании.
Итак, использование компьютерных презентаций на уроке позволяет:
- повысить мотивацию учащихся;
- использовать большое количество иллюстративного материала;
- интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске;
- вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.
В данном случае компьютер служит средством для поиска необходимой информации, а также стимулом для формирования речевых высказываний.
Интерактивная доска играет важную роль в представлении информации.
Безусловно, применение интерактивной доски имеет ряд преимуществ:
- возможность выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления;
- возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать;
- возможность перемещения объектов на доске, их группировка по определённым признакам. Позволяет работать с написанным текстом, экономя время;
- возможность использования ярких иллюстраций, которые помогают понять незнакомое слово, сделать работу с материалом более яркой;
- возможность вынести ключи решений на доску. Их можно временно спрятать за каким-либо объектом на рабочем слайде или поместить на следующий слайд.
Другой не менее важной компьютерной технологией, которая используется на уроке иностранного языка являются Интернет- ресурсы.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать ряд дидактических задач на уроке:
- формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети интернет, также соответственно подготовленных учителем;
- совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;
- пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка;
- знакомиться с культуроведческими знаниями.
Идеальными условиями для такой работы является наличие компьютерного класса с выходом в Интернет, который предлагает своим пользователям многообразие информационных ресурсов.
По мнению Р.С.Ржевского, установленный в классе Интернет делает процесс обучения более привлекательным. Учащиеся получают неограниченный доступ к интересным страноведческим материалам, которые выгодно отличаются от статичных устаревших текстов в учебнике. В целом, использование Интернет и его ресурсов позволяет сделать уроки более интересными, наполняет их новым, более современным и актуальным содержанием и, в конечном счёте, повышает учебную и познавательную мотивацию учащихся.
Тем не менее, использование обучающих и познавательных программ на CD – наиболее доступный способ использования компьютера на уроках. Учитель может проводить групповую и индивидуальную работу с детьми, используя обучающие программы.
Очень эффективны программы грамматических упражнений и контрольных работ с мгновенной проверкой и оценкой результатов: «Bridge to English. Базовый курс английского языка», «English Platinum 2000», «Oxford Platinum», Курс Н.А. Бонк «Английский – шаг за шагом», «Английский язык. Путь к совершенству». Имеются и программы, обеспечивающие корректировку слухо-произносительных навыков, так как они дают возможность записи и воспроизведения собственного голоса для сравнения с образцами: «Профессор Хиггинс. Английский без акцента». Развитие лексических навыков для последующего их включения в речевую деятельность учащихся является основной задачей в овладении лексикой, для этого используются следующие программы: Winnie the Pooh" и "Reward" . Для развития навыков чтения эффективны следующие компьютерные программы: Triple Play Plus", "Learn to Speak English”.
Итак, среди многообразных видов информационно-коммуникационных технологий, применяемых на уроке английского языка, большую роль играют: презентации, ресурсы сети Интернет, обучающие программы и компьютерные игры.
Сайты сети Интернет, обучающие английскому языку
Несомненно, сеть Интернет может использоваться в качестве эффективного приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений, проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-тесты и так далее. Для того, чтобы узнать, где и какие существуют развивающие сайты, какую пользу они могут принести, я выявила в Интернете следующие официальные образовательные сайты:
America’s homepage, Lucent Technologies, «Виртуальная реальность», City Net, Metro Link, BBC World Service, ABC News, CNN World News.
Кроме перечисленных сайтов нами обнаружены множество сайтов, занимающихся образовательными услугами по изучению иностранного языка. Вот наиболее интересные из них: BBC Learning English, British Council, ESL Flashcards, Mes-English, Vocabulary, VocabAhead, Minute, Englishpage, Useful English, Learn English, Feel Good,http://www.fluentu.com , https://www.conversationexchange.com , http://www.mosalingua.com/en , http://learningapps.org
Каналы YouTube для тех, кто учит английский:
• MinooAngloLink — полезные грамматические уроки.
• Dailydictation — американский английский с коротенькими диктантами и разбором произношения.
• Duncaninchina — коротенькие ролики обо всем на свете на английском.
• EnglishLessons4U — огромный архив видеоуроков на самые разные темы.
Заключение
На основе проведённого исследования, можно сделать следующие выводы: Исследование показало, что использование компьютерных технологий, это не только источник наслаждения, но в первую очередь, это способ получения информации. При выборе компьютерных программ, 9-11 классы отдают предпочтение не игровым, а предпочитают образовательные компьютерные программы. Это значит, что ребята имеют навыки работы в различных компьютерных программах, общаются в сети Интернет, создают компьютерные презентации. Кроме того, нами составлен анализ образовательных сайтов сети Интернет. Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Более того, Интернет развивает навыки, важные не только для иностранного языка. Это, прежде всего, связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, идентификация, сравнение, сопоставление, вербальное и смысловое прогнозирование и упреждение и так далее. Таким образом, навыки и умения, формируемые с помощью Интернет - технологий, выходят за пределы иноязычной компетенции даже в рамках “языкового” аспекта. Интернет развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода. Доказательна и уместна гипотеза: «Если современные информационные технологии вызывают интерес у школьников, следовательно, они повышают продуктивность процесса обучения и их применение в учебе является обоснованным», но ни в коем случае не заменит живого общения учителя и ученика.
1.Аскоянц П.Г., Чекаль Г.С., Сердюков П.І. Основи методики створення та застосування комп’ютерних програм у навчанні іноземних мов. / Г.П. Аскоянц, С.Г. Чекаль, П. І. Сердюков – К: КДПІІМ, 2010. –
2. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский – М.: Педагогика, 1987.
3.Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры: (Прогност. гипотеза образоват. триумфа) / Б. С. Гершунский. — М.: Моск. психол-соц. ин - т, 1997. –
4.Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы //М.З. Биболетова. - Иностранные языки в школе. - 1999.- №3.-
5. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка // Л.П.Владимирова.- Иностранные языки в школе.- №3.-
6. Воронина Т.П. Образование в эпоху новых информационных технологий (методические аспекты) // Т.П. Воронина, В.П. Кашицин, О.П. Молчанова. - М.: Издательство "Информатик", 1995..
7. https://school-science.ru/3/3/32562
8.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.