Использование краеведческого материала на уроках истории.
Оценка 4.8

Использование краеведческого материала на уроках истории.

Оценка 4.8
doc
11.04.2020
Использование краеведческого материала на уроках истории.
доклад.doc

Использование  краеведческого материала на уроках истории для создания проектов и творческой работы обучающихся по ФГОС.

 

 

   Основной причиной неуспеваемости учащихся в школе прямо или косвенно является недостатки учебного процесса. Тем более что изложение материала в учебниках по истории материал дается сухо, как набор фактов, событии, дат, имен. Мы же, как учителя должны поставить в центр событий человека и его мир, сложный и противоречивый, так как история – это живой процесс.

    Конечно, каждый преподаватель решает эту проблему по своему, а по моему для развития целостной личности готового к новым реалиям жизни нужно давать на уроках региональный материал который ближе к учащимся.

   Как пишет Ш.А.Амонашвили - « учебный материал сам по себе нейтрален, он не воспитывает и не развивает»[1]. Поэтому надо перестраивать характер участия учащихся в добывание знаний и умений. Во внеклассной и внешкольной деятельности они легко реализуются в организации праздников, вечеров, смотров, общественно полезного труда и т.д. А почему все это не применить и в процесс обучения? Очевидна жизненная необходимость каждого ученика ставить в положение обучающего и обучаемого. Здесь и помогает историческое краеведение – один из элементов исторического образования в школе, это источник обогащения учащегося, а так же знание про родной  край, республики, воспитание любви к нему и формирование новых понятий и навыков, почувствовать причастность к ней каждой семьи, и единство истории страны и своего края. Местный материал дает возможность учителям показать и объяснить учащимся отличия, особенности в исторических явлениях. Главное в своей работе я стараюсь ставить человека, его личностные качества. Таким источником может стать то, что мы называем ученическим социологическим исследованием. Предметом исследования могут быть самые разные проблемы. Например, при изучении темы Советско - Афганская война 1979- 1989гг мною была использована на уроке уже готовая исследовательская работа написанная самими учащимися 9 класса под моим руководством Афганская ночь. «Этот материал очень сложен для изучения так как в учебном пособии, в основном изложен фактологический материал, и вся правда об этой войне завуалирована, сколько лучшим стало использование воспоминания воина- очевидца, который хотя и был талантливым, но с изрядно нарушенной на той войне психикой и именно поэтому нелепо погибший в условиях мирной жизни[2]». Здесь мы с учащимися сопоставляли написанное в учебнике и в воспоминаниях Александра Банникова, где открылись новые стороны, этой войны, попытались понять, почему поэт погиб в мирных уже условиях и как отнеслось общество и Родина к воинам афганцам. Учениками был сделан даже неожиданный для меня вывод, в которым говорилось/ что в жизни дорог каждый день и что они являются живыми свидетелями нашей настоящей, прошлой, будущей истории - поэтому должно быть уважение и любовь к нашим ветеранам в какой бы войне они не участвовали. Потому что война это боль, разрушение, смерть….-солдаты не делают войну, она сама приходит. Вынужден был с ними согласиться тем более в наше время об этой войне известно многое , но почему то изучение этого исторического события осуществляется только в изучении фактологического материала из учебников ,об этой войне сейчас особо никто и нигде не пытаются говорить.

   «Нам кажется, что многократно правы европейские учителя, которые вводят ребенка в мир истории, во- первых, с довольно раннего возраста, и, во- вторых, начиная с изучения таких близких и родных ему понятий как «семья», «улица», «дом»»[3].    Плохо конечно то что на обучении истории в школе выделяется всего лишь два часа чего явно не хватает для более подробного изучения истории в рамках краеведения. Приходится осуществлять то что не успели с учениками уже в кружковой работе , если конечно в школе имеется краеведческий кружок .Также особое внимание уделяется в нашей работе  героике  времен великой Отечественной войны. Мы все прекрасно знаем что нет ни одной семьи в России и в республике  в которой бы по сей день не звучали отголоски Великой Отечественной войны. Но нынешнее подрастающее поколение , к сожалению, все чаще и чаще воспринимает событие Победы над Германией просто как великое историческое событие, хотя 60 с небольшим лет для истории человечества это совсем небольшой срок. Решить эту проблему тоже может и помогает местный краеведческий материал. Здесь могут, осуществляется и межпредметные связи с историей и историей и культурой Башкортостана. Работа по предметам вместе с изучением новой темы, может, проходит по следующему плану: 1)изучение военной истории села и республики в целом. 2)знакомство с ветеранами, с их военной биографией, с биографией выпускников нашей школы, 3)сбор новых и интересных фактов, о героизме в тылу и на войне. В рамках кружка также или во время каникул можно съездить  в музей, по местам боевой славы, пригласить в школу еще живых свидетелей этой войны.   Главным требованием ко всему этому является его целенаправленность, которое пронзается романтикой поиска  и исследования. «Проведение урока если в нем используется исследовательская работа или местный материал может выглядеть следующим образом: 1)вводное слово учителя, информация по теме; 2)выступления исследовательских групп учащихся; 3)дискуссионная часть или просто обсуждение данной темы; 4)подведение итогов исследования и выводы[4]».

   Историческое краеведение – это не самостоятельный предмет школьной программы, а принцип обучения и воспитания на местном материале.

   Предлагаемый мною метод обучения и технология ни в кое мере не является универсальным. Каждый преподаватель при этом выбирает то, что ему более всего подходит и может что-то дополнить, добавить свое исследование и исследования, проведенные учащимися школы, и решает как можно будет спланировать урок. При этом этот метод можно совершенствовать и использованием видеометода, снятым самими учащимися о крае, учебной дискуссией, а старшие классы могут составить презентацию к уроку. «На основе всего этого учащиеся школы учатся умению сравнивать, обобщать и делать выводы. Где наряду со всем возможно использовать современные методические приемы активизации познавательной деятельности в учебном процессе[5]».

   «Также местный материал в большом количестве содержится в республиканских, областных и особенно районных газетах. В местных периодических изданиях особенно много краеведческого материала применяется в праздничные и юбилейные даты. А чтобы было удобнее, вырезки из газет, следует комплектовать по темам уроков, краеведческим объектам, актуальным вопросам местной историй[6]».

   В итоге всего этого можно отметить, что постоянный сбор краеведческих сведений приводит к тому, что накапливается богатый и интересный материал. Чтобы облегчить работу по его использованию, лучше всего составить библиографические карточки, систематизированные по темам. Для удобства карточки заполнить по темам уроков.

   Таким образом, применение исследовательской работы и краеведческого материала дает положительные результаты не только в смысле глубокого усвоения учебной программы, но имеет большое общественно полезное, воспитательное и научное значение, что очень важно при нашей теперешней жизни.  

                                                                                                          


Скачано с www.znanio.ru



[1] Методика историко-краеведческой работы в школе; - М, Просвещение-1982.

[2] Исследовательская работа «Афганская ночь», Караидель-2010

[3] Бирский вестник- 2006, №7-С 91

[4] Ж. Преподавание истории и обществознания в школе- 2006, №4, С. 17.

[5] Учитель Башкортостана; 2008, №9. С. 69.

[6] Методика историко-краеведческой работы в школе; М, Просвещение – 1982.

Использование краеведческого материала на уроках истории для создания проектов и творческой работы обучающихся по

Использование краеведческого материала на уроках истории для создания проектов и творческой работы обучающихся по

Потому что война это боль, разрушение, смерть…

Потому что война это боль, разрушение, смерть…

Предлагаемый мною метод обучения и технология ни в кое мере не является универсальным

Предлагаемый мною метод обучения и технология ни в кое мере не является универсальным
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2020