«Использование Лего- конструирования в познавательном развитии ребёнка»
Цель: развитие
познавательной активности каждого ребенка посредством лего-конструирования.
Задачи:
1. Учить создавать модели различными способами, решая конструктивные задачи;
2. Расширять представления об окружающем на основе сенсорных эталонов, через
создание конструктивных моделей;
3. Закреплять знания детей по сенсорному развитию посредством игровой
совместной деятельности с Лего-конструктором;
4. Активизация активного и пассивного словаря, выстраивание монологической и
диалогической речи;
5. Внедрение родителей в единое образовательное пространство детского развития.
Почему я выбрала именно конструктор LEGO? Он имеет некоторые преимущества перед
другими, инновационными конструктивно-игровыми приемами, используемыми в
воспитательно-образовательном процессе:
1. Широкий возрастной диапазон участников - от рождения до ...бесконечности,
это множество линеек, предназначенных для самых разных детей – от грудных
младенцев, до юных любителей высоких технологий. Если Вашему малышу полтора
года, можно смело использовать LEGO-SOFT, от 2 до 5 лет - LEGO DUPLO и т.д.;
2. Дидактическая мультимодульность - игры с этим конструктором несут в себе
развитие математических навыков, конструирование, развитие творческих
способностей;
3. Эмоциональная культура игры - создавая модели, конструируя, играя, ребёнок
развивает главные качества личности-творца - непохожесть, творческое мышление,
умение создавать и выбирать из многообразия вариантов;
4. Различные возможности использования: неоценимая возможность использования
этих игр как в домашней, семейной игротеке, так и в группах детского сада, в
индивидуальной и коррекционной практике;
5. Ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен
нет риска порезаться, руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и
быстро.
6. У ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости
от имеющихся навыков. Ребенок испытывает психическое состояние успеха.
7. У ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир
под его контролем.
8. Конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, и даже на
стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую
позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
9. Позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его
психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и
возможность их реализации.
Конструирование – «продуктивный вид деятельности дошкольника, предполагающий
создание конструкций по образцу, по условиям и по собственному замыслу».
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и
является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит
интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями,
учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между
деталями и предметами.
В педагогической практике широко используются разнообразные виды конструирования
- из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и
бросовых материалов. Из всего многообразия конструкторов, которые используются
в дошкольных учреждениях, мне хотелось бы остановиться на ЛЕГО конструкторе,
который представляется собой «яркий, красочный, полифункциональный материал,
предоставляющий огромные возможности для поисковой и
экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка». С его помощью трудные
задания можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не
будет проигравших, так как каждый ребенок может с ней справиться.
Элементы конструктора ЛЕГО имеют разные размеры, разнообразны по форме, простые
варианты скрепления с другими элементами. Вариантов скрепления ЛЕГО-элементов
между собой достаточно много, что создает практически неограниченные
возможности создания различных типов построек и игровых ситуаций.
Для воспитателей нашего детского сада использование ЛЕГО– конструктора является
великолепным средством для познавательного развития дошкольников,
обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.
ЛЕГО – конструктор широко используется в образовательной деятельности и
режимных моментах и решает следующие задачи: развивает мыслительные процессы
(анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.). Достаточно эффективное средство
активизации мышления служит конструирование по моделям, по схемам, чертежам,
плану, образцу, по памяти.
Развитию воображения способствует конструирование по замыслу, по определённой
теме (например «Город», «Мебель», «Животные», «Транспорт», «Гараж» и т.д.).
Ребёнок создаёт новые образы, опираясь на имеющиеся представления об объекте,
по ходу замысла уточняет и совершенствует конструкцию, тем самым проявляя
творчество.
Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других;
овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать
конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся
представлять предметы в разных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное
расположение. Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны
для игр безопасные и прочные вещи, и конструктор ЛЕГО дают им возможность для
экспериментирования и самовыражения.
В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета в которых перегружает
психику ребенка, игрушками Лего дети играют в том темпе, который им удобен,
придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Такая игра с
мелкими деталями развивает не только двигательные функции, но и речь, особенно
это касается детей с задержкой развития.
ЛЕГО - конструктор используется и на занятиях по математике с целью закрепления
и развития навыков прямого и обратного счёта, сравнения чисел, знания состава
числа, геометрических фигур; умения ориентироваться на плоскости, умения
классифицировать по признакам; можно использовать как условную мерку при
сравнении предметов по длине, шире, массе («Найди недостающую фигуру»,
«Башеньки», «Разноцветные дорожки», «Продолжи числовой ряд», «Где больше?» и
т.д.).
На занятиях по ознакомлению с окружающим ЛЕГО используется в экспериментальной
деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из чего сделано?»,
«Найди такой же», « Чем похожи и чем отличаются?», « Расскажи о свойствах
предмета» и т.д.). С помощью ЛЕГО дети передают в постройках полученные знания
и впечатления от занятий, экскурсий, наблюдений и прогулок. Полученные
конструкции объединяют в тематическую постройку « Мой город», « Моя улица»,
«Животные Африки» и т.д., которые в дальнейшем используются не только на
занятиях, но и в самостоятельно-игровой деятельности детей и способствуют
развитию коммуникативных навыков.
Помимо занятий ЛЕГО – конструктор мы включаем в широкий спектр жизненных
событий детского сада: при организации театрализованной деятельности, ЛЕГО –
праздники и развлечения, оформлении групп к праздникам, что является мощным
источником формирования у детей интереса к конструированию.
Немаловажную роль в работе по данному направлению играет заинтересованное
отношение родителей. На начальном этапе работы по использованию ЛЕГО
конструктора в познавательном развитии дошкольников 45 % семей имели
конструктор, но не использовали его как развивающий материал. Чтобы раскрыть
родителям возможности ЛЕГО воспитатели использовали разнообразные формы работы:
консультации, семинары-практикумы, открытые занятия для родителей, ЛЕГО –
праздники и т.д. Благодаря такой работе 87,5% родителей приобрели для своих
детей ЛЕГО конструктор разных размеров и отмечают, что такая работа дает
возможность мальчикам и девочкам проявить свои творческие способности,
доставляет истинное удовольствие и приносит неоценимую пользу в подготовке
детей к обучению в школе.
Своевременное овладение конструктивно-игровой деятельностью оказывается важным
и в плане создания готовности к дальнейшему обучению в школе. У дошкольников
формируются необходимые для будущего учения предпосылки: познавательное
развитие, умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с
поставленной целью, доводить его до конца, планировать будущую работу.
Большинство родителей, покупая конструктор LEGO, мало догадываются, что это не
просто игра, а игра с целым набором задач, которые ребёнок вполне способен
успешно решать.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на
развивающее образование, диктуют использование новых материалов, использование
которых синтезировало бы элементы познавательного, игрового, поискового и
учебного взаимодействия.
Занимаясь лего-конструированием во время совместной образовательной
деятельности в течение дня, дети приобретают навыки культуры труда: учатся
соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении
моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно,
планировать деятельность.
И так, в непринуждённой игре дети легко и всесторонне развиваются, у них
вырабатывается познавательная активность, креативность, наблюдательность, что
способствует формированию творческой личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.