Использование лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста

  • doc
  • 30.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Документ DOC.doc

Использование лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста

Аннотация: В статье освещаются вопросы создания и использования лэпбука, как многофункционального дидактического пособия, педагогами дошкольных образовательных учреждений. 

Ключевые слова: лэпбук, многофункциональное дидактическое пособие, сказкотерапия.

 

Важным аспектом современного Российского образования в условиях реализации ФГОС ДО является умение научить ребёнка учиться самому.

Педагогам приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям образования. В работе с детьми дошкольного возраста важно использовать гибкие формы работы, постоянно находиться в поиске новых идей, технологий и приёмов в развитии и обучении детей. При этом, создавая условия для развития детей, можно применять как традиционные методы, так и современные подходы к обучению. Сейчас ребёнка практически невозможно заставить что-то делать, если ему это не интересно. Поэтому основные задачи педагога – увлечь ребёнка, заинтересовать, повести за собой, научить новым знаниям и закрепить их.

В результате поисков в педагогическом сообществе возникла идея создания дидактического пособия, представляющего собой папку, книжку-раскладушку со множеством карманов, конвертов, окошек, вкладок, подвижных деталей, которые с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке, а с другой стороны, позволяют подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.  Папку можно разложить на столе, с ней можно устроиться вместе с ребенком на полу. В связи с чем подобную папку стали называть лэпбуком, так как слово «лэпбук» с английского языка переводится как наколенная книга. 

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде: он информативен, способствует развитию творчества, воображения, пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра), обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщает его к миру искусства, несёт в себе вариативность, его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Лэпбук может стать незаменимым помощником в работе всех специалистов детского сада. В своей работе его могут использовать не только воспитатели, но и специалисты: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре.

В лэпбук помещаются материалы, обобщенные общей темой, несущие в себе познавательную и развивающую функции. Это может быть тематика времен года, погодных явлений, видов спорта, профессий, путешествий по сказкам, а также другие материалы по изучаемой теме в рамках тематического планирования. Данный вид оформления дидактического материала является отличным способом для разностороннего изучения конкретной темы с детьми дошкольного возраста, для осмысления содержания сказки, книги, проведения исследовательской работы, в процессе которой ребенок принимает участие в поиске, анализе и сортировке информации, взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

Лэпбук хорошо подойдёт для образовательной деятельности в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей - кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям - задания, подразумевающие умение писать и т.д.). Эффективно использовать лэпбук можно как для групповой, подгрупповой, так и для проведения индивидуальной и свободной работы. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук даёт возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Педагогу предоставляется возможность поработать над теми слабыми сторонами, которые больше страдают. Любая информация должна быть переработана ребенком, поэтому необходимо задействовать несколько анализаторов при ознакомлении с новым материалом ("вижу", "слышу", "чувствую"), а также учитывать уровень речевого развития каждого ребенка.

Лэпбук имеет большой образовательный, воспитательный и коррекционный потенциал.  По содержанию лэпбук может отражать как материалы одного занятия, так и обобщать материалы для длительного изучения. Такая интерактивная папка может быть многофункциональной и не иметь жесткого содержания, а представлять общую структуру с концентрическим построением, т. е. содержание материала на протяжении длительного периода изучается, закрепляется, постепенно углубляется и усложняется с учетом меняющихся возможностей и динамики развития каждого ребенка.

Технология изготовления лэпбука состоит из нескольких этапов:

- выбор темы,

- постановка целей и задач,

- подбор содержания,

- продумывание игр,

- подбор картинного и иного материала,

- разработка форм подачи материала (двигающиеся детали, раскрывающиеся кармашки, гармошки и т. д.),

- выбор основы, подготовка элементов,

- выбор расположения деталей, компоновки листов,

- сбор интерактивной папки,

- подготовка методического паспорта лэпбука.

В зависимости от цели изготовления наполнение интерактивной папки может отличаться и содержать: стихи по теме; загадки, пословицы, поговорки; мнемотаблицы; ребусы; сканворды; парные картинки; наложенные рисунки, перепутанные картинки; оригами по теме; разрезные картинки; мини-книжки; сюжетные картинки по теме для составления рассказов; наборы последовательных картинок для составления рассказов; сделай сам (аппликации, пластилиновые заплатки);  различные игры на соотношение (в зависимости от темы); интересные факты; раскраски; обводилки, графические диктанты; графомоторные дорожки и т.п. С помощью лэпбука в занятия можно включить различные виды игр: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, очень интересны игры-путешествия, игры-бродилки, домино.

Особый интерес у детей вызывают задания, в которых участвуют герои мультфильмов или сказок. Таким образом, в работе с дошкольниками эффективно использование    сказочных лэпбуков. Не стоит забывать, что сказка – это, прежде всего, источник знаний. Из сказок дети узнают много о жизни. Сказка открывает и объясняет жизнь общества и природы, мир чувств и взаимоотношений, она способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащает ребенка эмоциями. Умение воспринимать художественное произведение к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства. Сказка наиболее понятна детям дошкольного возраста, она способствует развитию связной речи, активизации и обогащению словарного запаса, накоплению социального опыта.

Одна из главных ценностей сказки в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком. Воспитателю стоит активно использовать лэпбук на занятиях по развитию речи, чтению художественной литературы. Это пособие идеально подходит для обобщающих занятий по теме сказок. Русские народные сказки представляют собой богатейший материал для создания лэпбука. Воспитатель может сделать уникальное пособие как для малышей, так и для старших дошкольников. В первом случае акцент нужно делать на наглядности, во втором — включать больше заданий на логику, смекалку. Нужно учитывать, что маленьких детей легко можно чем-либо заинтересовать, но трудно удерживать их внимание.

Не секрет, что в современном мире, наполненном различными средствами электронного общения, люди всё реже прибегают к чтению художественной литературы. Очень многие молодые родители, сами не испытывающие потребности в чтении, не считают необходимым прививать своим детям любовь к чтению книг. Как итог – дети не приобретают навык слушания сказок, стихов, а в дальнейшем и навык самостоятельного чтения художественных произведений. Использование лэпбуков со сказочным наполнением от самых незамысловатых сказок, таких как «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» до более сложных сказок, способствует приобщению ребенка к миру литературы, что в свою очередь продуктивно влияет на познавательное развитие дошкольника.

Использование воспитателем во время проведения занятия лэпбука, является для педагога очень хорошим подспорьем, так как на протяжении всего занятия все необходимые материалы находятся под рукой, имеется возможность быстрого перехода от выполнения одного упражнения к другому, удержанию внимания ребенка и поддержанию интереса к дальнейшим этапам занятия. Сказка раскладывается как бы на мелкие части и помещается в лэпбук. В лэпбуке можно соединить игры и упражнения, направленные на развитие всех компонентов познавательной деятельности. Использование лэпбука  с использованием тематики русских народных сказок в работе с детьми дошкольного возраста является эффективным инструментом для комплексного развития речи, воображения,  познавательных способностей и мелкой моторики.

Постепенное выполнение заданий и упражнений активизирует знания детей, позволяет формировать у детей предпосылки учебной деятельности, способствует социально-коммуникативному развитию. Этот дидактический материал позволяет педагогам разнообразить образовательный процесс, делая его увлекательным и доступным для детей. Лэпбук предоставляет возможность интегрированного подхода к обучению, объединяя различные виды деятельности: чтение, рассматривание иллюстраций, игровые упражнения, творческие задания, театральные постановки. Такой подход способствует активному вовлечению детей в процесс познания окружающего мира через сказочную тематику.

Таким образом, создание и использование в работе лэпбуков по мотивам русских народных сказок может стать ценным ресурсом для педагогов, стремящихся создать условия для гармоничного и всестороннего развития детей дошкольного возраста.

 

Список литературы:

1. Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук – «наколенная книга» / Журнал "Обруч" № 4, 2015 год.

2. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015.

3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. Москва: Мозаика-Синтез, 2015. 112 с.

4. Горбунова Ю. Мастер-класс для педагогов. Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и детей.

5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.

6. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, 2012.