Мастер-класс
по теме: «Использование метапредмета «Знак», как условие достижения высокого качества образования
по предмету «Информатика и ИКТ»
Автор: Кузнецова Ирина Васильевна, учитель информатики и ИКТ Муниципального общеобразовательного учреждения
«Специализированная физико-математическая школа № 35
города Донецка»
Донецк
Пояснительная записка
Данная разработка мастер-класса «Использование метапредмета «Знак», как условие достижения высокого качества образования по предмету «Информатика и ИКТ» предназначена для педагогов всех категорий.
На мастер-классе рассматриваются возможности метапредметного подхода, в частности использование метапредмета «Знак» для повышения качества обучения по информатике и ИКТ.
Участники мастер-класса познакомятся с разнообразием задач и схем по своему предмету.
Категория слушателей: педагоги всех категорий.
Актуальность: Открытие знаково-символической среды пропитывает все области существования человечества. Знаково-символическая среда обеспечивает взаимодействие людей друг с другом, познание окружающей действительности, положительную результативность своих действий. Именно поэтому мы считаем освоение схематизации обучающимися в школе важной задачей, ведь это позволит осваивать содержание предметов как естественно-научного так и гуманитарного циклов; понимать собеседника и добиваться встречного понимания; организовывать и реализовать индивидуальное и коллективное взаимодействие.
Цель: Формирование ключевых компетентностей педагога, обозначенных Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», как основу содержания современного образования.
Задачи:
· Популяризация педагогических технологий, позволяющих достигать метапредметный результат;
· Обеспечение информационной, научной, инновационной и методической работы педагогов;
· Активное привлечение педагогов к совершенствованию методики преподавания предмета в рамках метапредметных технологий;
· Апробация методов работы по формированию у обучающихся системы знаний, умений и навыков, являющихся базой для формирования и развития метапредметных (универсальных) учебных действий.
Предполагаемые результаты:
· Дать ответы на проблемно-поисковые вопросы по внедрению метапредметного подхода в практику преподавания информатики;
· Разработать собственный методический продукт.
Материалы к мастер-классу:
Мультимедиа-проектор; фрагмент из кинофильма «Расписание на послезавтра», презентация теоретической части на слайдах, квест «Идем на метапредметный урок», раздаточные материалы для работы, стикеры четырех цветов.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
Метапредметы пытаются говорить о том,
о чём современная школа не умеет
– о смысле жизни, о её ценности.
Это ответ на вопрос:
Зачем мне эти знания?
Где мне это пригодится?»
Марина Половкова
I. Теоретическая часть. Реализация принципа метапредметности как условие достижения высокого качества образования.
II. Практическая часть. Квест. Идем на метапредметный урок.
III. Рефлексия. Песочная церемония
Cценарий мероприятия
I. Теоретическая часть. Реализация принципа метапредметности как условие достижения высокого качества образования.
В качестве мотивации реализуется просмотр фрагмент из кинофильма «Расписание на послезавтра» https://www.youtube.com/watch?v=Q4AwP_0cqsk .
Вопросы участникам мастер-класса:
· Как часто на уроках вам приходится сталкиваться с подобной ситуацией?
· Как ответить ученику?
Участникам мастер-класса предлагается в игровой форме ответить на вопросы к изображениям на слайдах:
· Угадай, кто это? Какова профессия этих людей?
Вывод: Метапредметное обучение обеспечивает переход от деления знаний обучающихся на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
В условиях новых требований к организации системы преподавания предметов, главное для учителя – изменить свою роль, стать модератором, мотиватором, учить детей «учиться», чтобы подготовить выпускника современной школы: активного, думающего человека, способного творчески подходить к решению задач, обладающего установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, способного на сотрудничество в условиях глобализации. Современный учитель должен уметь конструировать новые ситуации и задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Демонстрируется видеофрагмент об истории метапредметности.
Что же нового появилось сейчас в метапредмете?
Метапредмет – это предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, Метапредметность – это деятельность, связанная с познанием образовательного стандарта, Метапредмет основан на интеграции, Метапредмет – это новая образовательная форма, что позволяет осуществить Выход за рамки собственного предмета.
Метапредметные образовательные технологиии должны решить проблему предметной специализации, оторванность друг от друга разных научных дисциплин, расколотость в учебных предметах.
Метапредметность как принцип интеграции является способом формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка.
При таком подходе у учащихся формируется единая система знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, ИЗО) и т. д. и понимание взаимосвязи всех этих составляющих.
Введем классификацию метепредметов по Ю.В. Громыко:
Знание |
формирование способности работать с понятиями |
Проблема |
формирование у школьников собственной позиции относительно данного события |
Задача |
решение школьниками разных задач и освоение способов их решения |
Знак |
формирование у школьников способности схематизации |
Поговорим более подробно о каждом из них. «Знание» формирует свой блок способностей:
• способность работать с понятиями,
• систематизирующую способность,
• способность строить идеализации.
«Знак» формирует способность схематизации.
• Используя графические изображения, учащиеся учатся мыслительно видеть то идеальное содержание которое в них выражено.
• В связи с этим, исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала.
«Проблема» учит обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем.
• Способствует осваиванию техники позиционного анализа, умению организовывать и вести диалог
• Развивает способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.
«Задача» формирует способности:
• понимания и схематизации условий,
• моделирования объекта задачи,
• конструирования способов решения,
• выстраивания деятельностных процедур достижения цели,
• получения знаний о разных типах задач и способах их решения.
Средствами реализации метапредметной модели обучения могут быть метапредметные программы, метакурсы, метапредметные уроки, метапредметные задания, метапредметные проблемные ситуации, межпредметные, надпредметные проекты.
Включая метапредметные задания в канву урока, или используя их на занятиях метапредметного курса, педагог решает задачу усвоения обучающимися учебного материала различных предметов в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.
Созданное учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутри- и межпредметной интеграции.
Примерами межпредметных проблемных ситуаций могут служить: ситуации неопределенности, ситуации неожиданности, ситуации конфликта, ситуации опровержения, ситуации предположения.
При создании межпредметных проектов у обучающихся формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развиваются способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется потребность действовать в соответствии с принципами метапредметности, приобретается опыт проектной деятельности.
Обучение школьников способам работы со знаками, языку схематизации для решения учебно-познавательных задач и универсальных учебных действий является одним из требований к результатам образования и обязательным условием выполнения новых Республиканских ГОС. Метопредметное обучение обеспечивает переход от деления знаний обучающихся на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
В наше время особенно актуален метапредмет «Знак». Причинами являются избыток информации и быстрый темп современной жизни. Метапредмет «Знак» конструирует мышление. За разными графическими изображениями мы учимся мыслительно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено, исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала. Поэтому очень важно, чтобы педагоги владели технологией метапредметного обучения и обучили элементам схематизации обучающихся.
Учитель создает условия для формирования умения схематизировать и считывать информацию, кодировать и декодировать, зашифровывать и расшифровывать, использовать знаки и символы и понимать их, моделировать и преобразовывать модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; то есть совершать знаково-символические действия – таким образом формировать познавательные УУД. [4, с. 1]
Схематизация – это особое искусство, связанное с культурой формирования мышления. Введение в искусство схематизации является одним из важнейших способов введения в практику мышления. [5, с. 8]
Обучение схематизации осуществляется на самом разном предметном материале, что позволяет понять и увидеть универсальность данной технологии, освоить технологию схематизации как таковую.
Но сегодня более подробно мы поговорим о следующих метапредметных приёмах: схема, денотатный граф, фишбоун, диаграмма Исикавы, алгоритм, дерево решений, интеллект-карта.
II. Практическая часть. Идем на метапредметный урок.
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Элберт Хаббард
Участники объединяются в три группы. Шагая по карте, каждая группа выполняет задания. Кроме выполнения задания, каждая группа должна сказать какой из метапредметов, кроме «Знак» формируется на указанном шаге и приклеить стикер соответствующего цвета (зеленый, синий, малиновый, оранжевый) на карточку с выполненным заданием. Ведущий озвучивает задания, слушает и комментирует ответы, описывает методический продукт в каждом задании. После выполнения каждого задания группа получает бонус – фрагмент рисунка.
Шаг 1. На карту нанесены объекты, соединённые линиями, отражающими связи между ними. Подпишите эти связи.
Рис. 1. Схема сравнения самолета и птицы.
Методический продукт – схема. Схема – семантическая модель, в основе которой лежит идея о том, что любые знания можно представить в виде совокупности объектов и связей между ними.
Шаг 2. Дополните порядок выполнения действий, вписав пропущенные слова.
Рис. 2. Алгоритм определения вида водоёма.
Методический продукт – алгоритм. Алгоритм – это точное и полное предписание о последовательности выполнения конечного числа действий, необходимых для решения задачи.
Шаг 3. Изобразите дерево решений поставленной задачи.
Рис. 3. Дерево решений по задаче об необработанном алмазе
Дерево решений используют для построения средства самостоятельного поиска знаний. Для этого необходимо определить проблему для исследования. К исследуемой проблеме выписываются возможные и вероятные варианты решения проблемы. Затем формулируются аргументы – выводы из каждого варианта.
Шаг 4. Заполните пустые места на карте, вписав подходящие слова.
Методический продукт – денотатный граф. Денотатный граф – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Рис. 4. Денотатный граф понятия «информация»
Шаг 5. Подберите термины, которые относятся к указанному понятию и расположите их на схеме.
Методический продукт – интеллект-карта. Карта памяти, интеллект-карта или ментальная карта – это технология изображения информации в графическом виде, отражающая связи между понятиями, частями, составляющими предметной области.
Рис. 5. Интеллект-карта понятия «алгоритм»
Шаг 6. Создайте схему, которая раскрывает указанное понятие.
Методический продукт – фишбоун. Причинно-следственная диаграмма – графическое изображение, помогающее идентифицировать и наглядно представить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов.
Рис. 6. Фишбоун по теме «Интернет: «за» или «против»
Шаг 7. Рассмотрите понятие на схеме. Заполните недостающие элементы.
Методический продукт – кластер. Кластер – гроздь, скопление. При построении кластера в центральном овале располагают ключевое понятие; в овалах второго уровня – понятия, раскрывающие смысл ключевого; в овалах третьего уровня идет детализация понятий, упомянутых на предыдущем уровне.
Рис. 7. Кластер по теме «Компьютерные вирусы».
После прохождения всех шагов мастер-класса участникам предлагается соединить фрагменты рисунка в своей группе, а перевернув изображение прочитать цитату о метапередметном подходе в обучении:
· «Метапредметный подход предполагает, что ребёнок не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.»
· «Задача учителя состоит в том, чтобы подключить к восприятию как можно более широкий спектр чувств обучающихся, полнее опереться на их жизненный опыт, сочетать предметную и знаковую наглядность.»
· «Метапредметный подход в образовании был разработан для того, чтобы решить проблему разобщённости, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин, и, как следствие, учебных предметов.»
Таким образом, мы можем сделать вывод, что применение технологии схематизации обеспечивает эффективный характер деятельности каждого педагога и обучающегося, дает толчок для развития активной творческой деятельности учащихся. Кроме того, такой подход стимулирует стремление к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах.
Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания. Но при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие [3, с. 65].
Включение обучающихся в метапредметную деятельность будет способствовать развитию их активности до творческого уровня. Творческое усвоение содержания полученной информации, способов творческой деятельности, самостоятельный поиск новых знаний – все это формирует интеллект личности.
III. Рефлексия. Песочная церемония.
Каждая группа получает набор пробирок с разноцветным песком. Каждому участнику предлагается, высыпая песок в пробирку, назвать качество педагога, необходимое для реализации метапредметного подхода в обучении.
Список литературы
1. Донецкая Народная Республика. Законы. Об образовании [Электронный ресурс]: принят Постановлением Народного совета 19 июня 2015 года (с изменениями, внесенными законами от 04.03.2016г. №111-IНС, от 03.08.2018г. № 249 – IНС). – Режим доступа: http://mondnr.ru/dokumenty/zakony/send/6-zakony/20-zakon-ob-obrazovanii.
2. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]: утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 679 от 30.07.2018 г. ; зарегистрирован Министерством Юстиции Донецкой Народной Республики № 2723 от 03.08.2018 г. – Режим доступа: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0018-679-20180730/ .
3. Громыко, Н. В. Обучение схематизации / Н. В. Громыко. – М.: Пушкинский институт, 2005. — 475 с.
4. Громыко, Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства) / Ю. В. Громыко. — Минск : Технопринт, 2000. – 376 с.
5. Громыко, Ю. В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов : учебное пособие для учащихся старших классов / Ю. В. Громыко. – М.: Пушкинский институт, 2001 – 228 с.
6. Солопова, Н. В. Что такое метапредмет «знак»? [Электронный ресурс]. / Н. В. Солопова. – Режим доступа: https://kriro.ru/upload/iblock/3f6/доклад.pdf .
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.