«Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
Оценка 5 (более 1000 оценок)

«Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Оценка 5 (более 1000 оценок)
docx
09.03.2020
«Использование  метода мнемотехники  в  обучении  рассказыванию  детей  дошкольного  возраста»
мнемотехника.docx

Муниципальное  дошкольное  образовательное учреждение

 «Детский  сад  №36  общеразвивающего  вида»

 

 

 

 

Обобщение опыта работы

Воспитателя Поздеевой Л.В.

 

Тема:

«Использование  метода мнемотехники  в  обучении  рассказыванию  детей  дошкольного  возраста»

 

 

                                          

 

.

 

 

 

 

 

г.Печора

 

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету”

К. Д. Ушинский

 

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д. Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Актуальность выбранной темы:

·       Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;

·       Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;

·       Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей. Хочу поделиться эффективными приемами работы на основе наглядного моделирования.

 

Реализуя данную тему, поставила перед собой следующие задачи:

·       помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;   обогащать словарный запас детей, развивать связную речь, учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;

·       развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;

·       воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;

·       развивать мелкую моторику у детей.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главного в  сюжете рассказа. Главное – нужно  схему  изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания, поэтому

прием наглядного моделирования   использую  в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

·       пересказ;

·       составление рассказов по картине и серии картин;

·       описательный рассказ;

·       творческий рассказ.

 Описательные рассказы – это наиболее  трудный вид монологической  речи,  поэтому детей   учу  сначала выделять признаки  предмета.  Используя  схемы,  высказывания детей  стали  чёткими, связными и последовательными, потому  что они выступают в роли плана – подсказки.

Этапы работы со схемой-моделью:

·      учу  детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами;  учу  зарисовывать предметы и яв­ления природы не только символами, но и буквами,  если дети умеют читать и писать;

·       учу  использовать схему-модель как план пере­сказа;

·      закрепляю изученный материал путем неоднократного по­вторения рассказа с опорой на составленную ранее схему- модель.

В своей  работе  я использую  мнемотаблицы  для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, при  загадывании  загадок.

Наиболее эффективны  мнемотаблицы  при разучивании стихотворений.

Использование  опорных  рисунков  при  заучивании стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру, ускоряет процесс  запоминания.   Каждое  предложение я  с  детьми  обговариваю,  решаем  совместно  каким  символом  можно  обозначить каждое   слово, дети предлагают,  а  я  зарисовываю  на  доске.  На  начальном  этапе  пользовалась  символами – заместителями,  своей  формой  и  цветом  напоминающие   замещаемый   предмет.  Например,  колобок  - жёлтый  кружок,  лиса – оранжевый  треугольник  и  т.д.

Этапы работы над стихотворением:

1.    Выразительное чтение стихотворения.

2.    Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

3.    Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

4.    Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

5.    Чтение  отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6.    Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

7.    Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Разработала мнемотаблицы по составлению описательного рассказа на следующие темы: дикие животные, домашние животные, одежда, игрушки, растения, посуда, которыми пользуюсь на   занятиях  как  по развитию речи, так и по познавательному развитию.

 В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная  память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, поэтому  в  младших  группах  схемы    использую  и  рисую   цветные, чтобы  у  детей  возникли  ассоциации.  Продумывая разнообразные модели с детьми,  придерживаюсь  следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что - бы она была им понятна.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удалось  достичь следующих результатов:

у детей увеличился  круг знаний об окружающем мире;

появилось  желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появился  интерес к заучиванию стихов и  потешек;

словарный запас вышел   на более высокий уровень;

дети стараются  преодолевать  робость, застенчивость,   научились  свободно держаться перед аудиторией.

Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

 

Источники информации:

     Ткаченко Т.«Использование  схем  в  составлении  описательных рассказов»

      БольшёваТ.В.  «Учимся по сказке»

      Т.Б.Полянская    «Использование метода  мнемотехники  в обучении   рассказыванию  детей дошкольного возраста».


Скачано с www.znanio.ru

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит…

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит…

Реализуя данную тему, поставила перед собой следующие задачи : · помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем; обогащать словарный запас детей, развивать…

Реализуя данную тему, поставила перед собой следующие задачи : · помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем; обогащать словарный запас детей, развивать…

В своей работе я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, при загадывании загадок

В своей работе я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, при загадывании загадок

Разработала мнемотаблицы по составлению описательного рассказа на следующие темы: дикие животные, домашние животные, одежда, игрушки, растения, посуда, которыми пользуюсь на занятиях как по развитию речи,…

Разработала мнемотаблицы по составлению описательного рассказа на следующие темы: дикие животные, домашние животные, одежда, игрушки, растения, посуда, которыми пользуюсь на занятиях как по развитию речи,…
Скачать файл