Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №36 общеразвивающего вида»
Обобщение опыта работы
Воспитателя Поздеевой Л.В.
Тема:
«Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
.
г.Печора
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”
К. Д. Ушинский
В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д. Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Актуальность выбранной темы:
· Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;
· Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
· Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей. Хочу поделиться эффективными приемами работы на основе наглядного моделирования.
Реализуя данную тему, поставила перед собой следующие задачи:
· помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем; обогащать словарный запас детей, развивать связную речь, учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
· развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
· воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;
· развивать мелкую моторику у детей.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главного в сюжете рассказа. Главное – нужно схему изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания, поэтому
прием наглядного моделирования использую в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
· пересказ;
· составление рассказов по картине и серии картин;
· описательный рассказ;
· творческий рассказ.
Описательные рассказы – это наиболее трудный вид монологической речи, поэтому детей учу сначала выделять признаки предмета. Используя схемы, высказывания детей стали чёткими, связными и последовательными, потому что они выступают в роли плана – подсказки.
Этапы работы со схемой-моделью:
· учу детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учу зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, если дети умеют читать и писать;
· учу использовать схему-модель как план пересказа;
· закрепляю изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему- модель.
В своей работе я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, при загадывании загадок.
Наиболее эффективны мнемотаблицы при разучивании стихотворений.
Использование опорных рисунков при заучивании стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру, ускоряет процесс запоминания. Каждое предложение я с детьми обговариваю, решаем совместно каким символом можно обозначить каждое слово, дети предлагают, а я зарисовываю на доске. На начальном этапе пользовалась символами – заместителями, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, колобок - жёлтый кружок, лиса – оранжевый треугольник и т.д.
Этапы работы над стихотворением:
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
4. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
7. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Разработала мнемотаблицы по составлению описательного рассказа на следующие темы: дикие животные, домашние животные, одежда, игрушки, растения, посуда, которыми пользуюсь на занятиях как по развитию речи, так и по познавательному развитию.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, поэтому в младших группах схемы использую и рисую цветные, чтобы у детей возникли ассоциации. Продумывая разнообразные модели с детьми, придерживаюсь следующих требований:
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удалось достичь следующих результатов:
у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появился интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас вышел на более высокий уровень;
дети стараются преодолевать робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Источники информации:
Ткаченко Т.«Использование схем в составлении описательных рассказов»
БольшёваТ.В. «Учимся по сказке»
Т.Б.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.