Использование метода моделирования на уроках географии
Оценка 4.6

Использование метода моделирования на уроках географии

Оценка 4.6
Документация
docx
география
5 кл—7 кл
18.02.2020
Использование метода  моделирования на уроках географии
Анализ использования метода моделирования на уроках географии по УМК А.А. Летягина в 5 классе
Использование метода моделирования на уроках географии в 5 классах.docx

    Использование метода  моделирования на уроках географии.  

Гомзякова Галина Егоровна,

Учитель географии

 МАОУ «СОШ № 61» г.Перми

   К современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением учащихся средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя – научить школьников творчески мыслить, то есть вооружить таким важным  умением, как умение учиться. Для педагога важно организовать деятельность учеников, направленную на формирование универсальных учебных действий. Мой опыт работы позволяет утверждать, что с помощью метода  моделирования легко осуществляется системно-деятельностный подход в обучении, что соответствует идее стандарта.

  В учебнике А.А. Летягина «География. 5 класс» издательства «Вентана – Граф» метод моделирования выделяется в качестве  основного средства научного познания. Анализируя материал учебника, я  пришла к выводу, что в курсе географии в 5 классе таких возможностей для действенного овладения предметным моделированием достаточно. Уже в первом параграфе ученикам предлагается построить модель солнечных часов – гномон, которая позволит им понять принцип действия солнечных часов.

   В теме «Слои твёрдой Земли» предложены инструкции  по созданию модели планеты из пластилина. При использовании пластилина на уроках по моделированию объектов ребята не испытывают трудности при выполнении заданий. После таких работ  они лучше воспринимают теоретический материал. В построении моделей  мои ученики использовали разные подручные материалы, такие как: зубочистки, вату,  диски,  пенопласт, цветную бумагу, природный материал. Мы решили делать модели разборными,  это позволило отработать различные умения и навыки на первом этапе обучения и контроля умений.

 В учебнике предлагается предметное моделирование, при котором учащиеся знакомятся с интересными профессиями – метеоролог, гидролог, геодезист, топонимист. При изготовлении метеоприборов – барометра, флюгера, осадкомера, термометра мои ученики познакомились с их устройством и принципом работы. Конструирование модели родника помогло ребятам понять, какие условия необходимы для их образования в природе. Создание путеводителя по морским глубинам позволяло школьникам узнать много интересного об обитателях океана, изучить способы их приспособления  к условиям среды обитания.

Автор учебника предлагает подробный инструктаж по изготовлению предметных моделей. Рекомендуется использовать доступный  для учащихся материал. Во время моделирования ученики  проходят несколько этапов практической деятельности, при этом развиваются регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные универсальные учебные действия. Например, при изготовлении модели гномона и изучении принципов его работы учащимся нужно было работать с  дополнительными источниками информации, которые объяснили принцип устройства солнечных часов. Учащиеся  анализировали, обобщали сведения и создавали гипотезу будущей модели. Для этой деятельности у учащихся должны быть сформированы такие метапредметные умения как умения определить проблему, работать с информацией, способность к  самостоятельному получению знаний и творческому решению проблем, универсальные логические действия, чтобы они смогли самостоятельно составить план деятельности, организовать работу  в соответствии с этим планом, при необходимости внести изменения, уточнить первоначальную гипотезу. Для осуществления этого необходима сформированность познавательных действий: общеучебные, включая знаково – символические, логические, действия решения проблемы; регулятивные умения - организация, планирование деятельности; личностные, коммуникативные. На заключительном этапе моделирования ребята формулируют выводы, приводят обоснования реализации принятого решения и презентуют созданную модель.

Учебник содержит большие возможности для информационного моделирования. Он представляет объекты и процессы в образной или знаковой форме. Я использую такие модели как опору для изложения нового учебного материала в виде граф - логических моделей. Так при изучении тем «Земля среди планет Солнечной системы», «Слои твёрдой Земли», «Из чего состоит земная кора»,  «Природная среда. Охрана природы» граф – логические модели позволяют:

- получить целостное представление об изучаемом объекте;

- делить общие понятия на частные, устанавливая связи между ними и закономерности;

- компактно и системно обучать структурированию знаний и логике;

- организовать самостоятельную работу над конкретной темой при выполнении исследовательского, творческого задания;

- избавлять учащихся от механического запоминания;

- развивать такие метапредметные УУД как способность использовать ИКТ, умения раскрыть грамотно и обоснованно содержание своей работы, в соответствии с рассматриваемой проблемой, задачей, темой, при этом использовать имеющиеся знания и способы действий; коммуникативные умения, способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем. Умение переводить информацию из одной формы в другую, кодировать её в виде знаков, символов – это метапредметное умение, которое школьник может применять на любом уроке. А школьный курс географии в полной мере способствует его развитию.

  В ходе изучения материала я применяла игровое моделирование. Например, при изучении растительного и животного мира различных климатических поясов я предложила ученикам выбрать себе  названия распространённых животных и растений природных зон. Следующим этапом было собраться в группы: растения пустынь, тайги, тундры, животные степей и т.д. Я считаю, такая игровая  модель может заменить физкультминутку.

Учебник позволяет использовать модели – образы для понимания некоторых процессов и явлений, происходящих в природе. Например: опыт  с перевёрнутым стаканом с водой, прикрытым листом бумаги, наглядно демонстрирует действие атмосферного давления. При реализации УМК применяются модели – алгоритмы, относящиеся к информационному моделированию. При изучении темы «Воды суши. Реки» я использую следующий план описания рек:

1.Географическое положение реки.

2.Длина реки, площадь бассейна.

3.Исток реки.

4.Устье реки.

5.Притоки реки.

В дальнейшем подобные модели - алгоритмы учащиеся создают самостоятельно и используют их при описании любых географических объектов. Умения составлять модели-алгоритмы школьник может применить на любом предмете. Некоторые модели хорошо интегрируются и могут использоваться на уроках физики (модели приборов, инструментов: барометр, термометр и др.). Процессы круговорот воды в природе, изменение атмосферного давления, парниковый эффект являются общими при изучении географии, биологии, химии.  Поэтому моделирование таких процессов позволит понять суть, объяснить значение, роль в природе с точки зрения разных наук. Я предлагаю создание информационной модели «Ярусность в тропическом лесу» в виде творческого домашнего задания и использую ее на этапе закрепления знаний. Я поняла, что самостоятельное распределение животных и растений по ярусам вызывает большой интерес у школьников. Модель, созданная своими руками, способствует мотивации к изучению темы.

Все рассмотренные типы моделей можно применять на разных этапах урока: при постановке учебной задачи, на этапе изучения или закрепления знаний и умений, как домашнее, творческое задание, как средство повышения мотивации к изучению предмета. Использование приёма моделирования способствует изучению темы более быстрыми темпами. Для того, чтобы ученики овладели моделированием,  недостаточно лишь демонстрировать им различные учебные модели, необходимо, чтобы они сами создавали модели, сами изучали объекты и явления с помощью моделирования. Педагог должен сам владеть методом моделирования, подготовить необходимый методический и дидактический материал к изучению тем, заинтересовать обучающихся этим интересным способом познания окружающего мира.

 

 

 

Литература:

1. Летягин А.А. «География. Начальный курс. 5класс», учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М., Вентана-Граф, 2012.

2.Миронов А.В. «Как построить урок в соответствии с ФГОС». Изд. Волгоград,Учитель,2013.

3.Салмина Н.Г. «Знак и символ в обучении. Изд. МГУ, Москва, 1988.


 

Использование метода моделирования на уроках географии

Использование метода моделирования на уроках географии

Например, при изготовлении модели гномона и изучении принципов его работы учащимся нужно было работать с дополнительными источниками информации, которые объяснили принцип устройства солнечных часов

Например, при изготовлении модели гномона и изучении принципов его работы учащимся нужно было работать с дополнительными источниками информации, которые объяснили принцип устройства солнечных часов

Следующим этапом было собраться в группы: растения пустынь, тайги, тундры, животные степей и т

Следующим этапом было собраться в группы: растения пустынь, тайги, тундры, животные степей и т

Литература: 1. Летягин А.А. «География

Литература: 1. Летягин А.А. «География
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2020