Использование метода проблемного изложения как нетрадиционного метода активного обучения студентов

  • docx
  • 14.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тезисы Жарикова Н.В..docx

Использование метода проблемного изложения как нетрадиционного метода активного обучения студентов

 

Жарикова Наталия Викторовна, преподаватель

ГПОУ «Донецкий профессиональный лицей

пищевой и перерабатывающей промышленности»

 

Главная задача современного образования заключается в овладении специалистами методологией творческого познания и преобразования действительности. Методы активного обучения способствуют формированию знаний, профессиональных умений и навыков будущих специалистов путем привлечения их к интенсивной познавательной деятельности; активизации мышления участников учебно-воспитательного процесса; проявлению активной позиции студентов; самостоятельному принятию решений в условиях повышенной мотивации; взаимосвязи преподавателя и студента.

В основу современных форм и методов активного обучения заложен деятельностный подход, раскрытый в трудах Н.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Н.Г. Салминой,                   Н.Ф. Талызиной и др., который предполагает максимально возможное включение студентов в различные виды самостоятельной познавательной деятельности через систему заданий с помощью специально созданных средств обучения.

Активное обучение предполагает использование такой системы форм и методов, которая направлена главным образом на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Появление методов и форм активного обучения, в первую очередь, связано со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать ее повышению. Иными словами первоочередная цель данных форм - добиться активности студентов.

М. Новик выделяет следующие отличительные особенности проблемного обучения:

· принудительная активизация мышления, когда студент вынужден быть активным независимо от его желания;

· достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

· самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;

· постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью прямых и обратных связей.

Что же касается  творчества, то для него характерно, прежде всего, открытие нового: новых объектов, знаний, проблем, методов их решения. В процессе творчества у человека проявляются такие качества, как оригинальность мышления, умение видеть проблему, быстрота ориентировки в новых условиях, интуиция, т.е. все то, что связано с решением нестандартных задач. Этому условию и направленности обучения отвечает проблемное обучение, которое рассматривается в качестве одного из действенных средств решения таких сложнейших задач, как развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления.

Проблемное обучение  представляет собой такую форму, в которой процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача преподавателя - не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем студенты «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

В связи с этим проблемное обучение как творческий процесс представляется в виде решения нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами. К примеру, при освоении учебной дисциплины «Деловая культура» профессии                                46.01.03 Делопроизводитель, целесообразно использование метода проблемного изложения для развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, осмысленного и самостоятельного овладения знаниями.

В качестве психологической основы проблемного обучения обычно называют сформулированный С.Л. Рубинштейном тезис: «Мышление начинается с проблемной ситуации».

Какую же задачу можно считать проблемной для студентов, и каковы признаки проблемы?

Признаками проблемы являются:

· порождение проблемной ситуации (например:  возникновение на рабочем месте делопроизводителя психологических стрессовых ситуаций);

· определенная готовность и определенный интерес студентов к поиску решения (например: подобрать по журналам, каталогам и другим печатным изданиям виды деловых костюмов, причесок, макияжа с учетом вида профессиональной деятельности, индивидуальных особенностей личности, направлений современной моды);

· возможность неоднозначного пути решения, обусловливающая наличие различных направлений поиска (например: смоделировать образ делопроизводителя в отделе обеспечения сохранности документов Государственного архива Донецкой Народной Республики, обосновать выбор эстетического образа).

Организация учебного процесса при использовании метода проблемного изложения материала может быть разной, в зависимости от той роли, которую берет на себя преподаватель и в зависимости от характера выдвинутой проблемы.

Необходимо выделить три основных аспекта в организации такого урока.

Первый аспект.

Во-первых, содержательную основу проблемного урока составляет проблемный вопрос (вопросы). Главным признаком проблемного вопроса является «возбуждение интереса». Проблемный вопрос может охватывать понятия в рамках одного предметного направления.

Например, при изучении темы «Психология делового общения» возможно следующее задание: Изучить стили профессионального общения и в приведенных примерах возникновения конфликтных ситуаций проанализировать когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты общения; найти выход из психологически стрессовой ситуации. А при изучении темы «Психические процессы. Психические свойства личности» целесообразно предложить студентам найти решение вопроса: «Какие психические процессы, на Ваш взгляд, влияют на формирование профессиональных компетенций делопроизводителя?»

Второй аспект.         

Итак, проблема сформулирована. Каков дальнейший путь деятельности на проблемном уроке? Как правило, предположительно определяется наиболее вероятный, с точки зрения имеющейся информации, теории, ответ на поставленный вопрос и проверяется правильность предположения. Такой предположительный ответ на вопрос представляет собой гипотезу. Основным требованием к гипотезе является требование ее обоснованности. Вполне вероятно, что у студентов может возникнуть несколько гипотез; тогда их все необходимо обосновать.

Например, в рамках изучения темы «Соблюдение этических норм во время делового общения» предложить выполнить задание по фиксированию и дальнейшему анализу и оцениванию интенсивности чувств и эмоций, возникающих в различных ситуациях общения (введение деловых переговоров по телефону, неофициальные встречи с деловыми партнерами). Рассмотреть проявления на практике различных стратегий эмоционального поведения и обосновать их эффективность.

Таким образом, проблемный вопрос предполагает выдвижение гипотезы для его разрешения или нескольких гипотез, а также процесса обоснования, доказательности.

Третий аспект.         

В-третьих, в качестве организационного принципа проблемного урока чаще всего выступает принцип совместной деятельности, в основе которого лежит групповой метод обучения с элементами дискуссии, обсуждения, игры. В числе основных факторов, побуждающих студентов к активности, можно назвать: познавательный интерес; продуктивный, творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер.

Например, можно объединить студентов в группы по 5-6 человек и дать им задание: Сформировать и обосновать перечень рекомендаций, которые позволят «быть успешным делопроизводителем в современном обществе», и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т.е. не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.п.). После защиты работ всех участников игры определить команду-победителя, которая в свою очередь должна будет проанализировать ошибки речевого этикета в рамках группового общения.

Творческий характер деятельности является мощным стимулом к познанию. Реализация принципов проблемно-исследовательского характера деятельности позволяет пробудить у студентов творческий интерес, а это, в свою очередь, побуждает их к активному самостоятельному и групповому поиску новых знаний, способов решения. Состязательность - мощный побудительный фактор активизации познавательной деятельности. Ведущим мотивом состязательности является мотив достижения успеха. Игровой характер учебно-познавательной деятельности включает в себя и фактор познавательного интереса, и фактор состязательности, однако, наряду с этим, и сам по себе выступает как эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обучаемых, фактор их саморазвития.

Актуальны и значимы мысли Ж.Ж. Руссо о том, что час работы научит больше, чем день объяснений. Поэтому важнейшим требованием к любой организационной форме обучения и критерием ее эффективности является создание условий, обеспечивающих либо совместную с преподавателем, либо самостоятельную, но обязательно развивающую учащихся деятельность.

Практика показывает, что активные методы и формы обучения - очень мощный инструмент в руках преподавателя. Методически верно организованные они требуют от студентов активной познавательной деятельности не только на уровне воспроизведения или преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствуют сотрудничеству преподавателя и студента в процессе обучения.

Активные методы обучения создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний,  умений и навыков у студентов. Они оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Вооружают студентов основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные компетенции.

Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.

Для создания педагогически целесообразно эмоциональной насыщенности процесса обучения необходимо продуманное, целенаправленное планирование активизации интеллектуальных эмоций учащихся не только через содержание учебных курсов, но и посредством новизны методики добывания знаний путем применения нестандартных организационных форм и методов обучения.

Подводя итоги вышеизложенному, хотелось бы отметить, что методы и пути обучения не следует возводить в ранг самоцели, это, прежде всего, средства решения образовательных задач в учебном заведении. Поэтому методы необходимо использовать с учетом специфики каждой учебной дисциплины.

Литература

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы) - М.: Просвещение.

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования - М.