Использование метода проблемного изложения как нетрадиционного метода активного обучения студентов
Оценка 4.9

Использование метода проблемного изложения как нетрадиционного метода активного обучения студентов

Оценка 4.9
docx
14.01.2020
Использование метода проблемного изложения как нетрадиционного метода активного обучения студентов
Тезисы Жарикова Н.В..docx

Использование метода проблемного изложения как нетрадиционного метода активного обучения студентов

 

Жарикова Наталия Викторовна, преподаватель

ГПОУ «Донецкий профессиональный лицей

пищевой и перерабатывающей промышленности»

 

Главная задача современного образования заключается в овладении специалистами методологией творческого познания и преобразования действительности. Методы активного обучения способствуют формированию знаний, профессиональных умений и навыков будущих специалистов путем привлечения их к интенсивной познавательной деятельности; активизации мышления участников учебно-воспитательного процесса; проявлению активной позиции студентов; самостоятельному принятию решений в условиях повышенной мотивации; взаимосвязи преподавателя и студента.

В основу современных форм и методов активного обучения заложен деятельностный подход, раскрытый в трудах Н.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Н.Г. Салминой,                   Н.Ф. Талызиной и др., который предполагает максимально возможное включение студентов в различные виды самостоятельной познавательной деятельности через систему заданий с помощью специально созданных средств обучения.

Активное обучение предполагает использование такой системы форм и методов, которая направлена главным образом на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Появление методов и форм активного обучения, в первую очередь, связано со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать ее повышению. Иными словами первоочередная цель данных форм - добиться активности студентов.

М. Новик выделяет следующие отличительные особенности проблемного обучения:

· принудительная активизация мышления, когда студент вынужден быть активным независимо от его желания;

· достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

· самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;

· постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью прямых и обратных связей.

Что же касается  творчества, то для него характерно, прежде всего, открытие нового: новых объектов, знаний, проблем, методов их решения. В процессе творчества у человека проявляются такие качества, как оригинальность мышления, умение видеть проблему, быстрота ориентировки в новых условиях, интуиция, т.е. все то, что связано с решением нестандартных задач. Этому условию и направленности обучения отвечает проблемное обучение, которое рассматривается в качестве одного из действенных средств решения таких сложнейших задач, как развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления.

Проблемное обучение  представляет собой такую форму, в которой процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача преподавателя - не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем студенты «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

В связи с этим проблемное обучение как творческий процесс представляется в виде решения нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами. К примеру, при освоении учебной дисциплины «Деловая культура» профессии                                46.01.03 Делопроизводитель, целесообразно использование метода проблемного изложения для развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, осмысленного и самостоятельного овладения знаниями.

В качестве психологической основы проблемного обучения обычно называют сформулированный С.Л. Рубинштейном тезис: «Мышление начинается с проблемной ситуации».

Какую же задачу можно считать проблемной для студентов, и каковы признаки проблемы?

Признаками проблемы являются:

· порождение проблемной ситуации (например:  возникновение на рабочем месте делопроизводителя психологических стрессовых ситуаций);

· определенная готовность и определенный интерес студентов к поиску решения (например: подобрать по журналам, каталогам и другим печатным изданиям виды деловых костюмов, причесок, макияжа с учетом вида профессиональной деятельности, индивидуальных особенностей личности, направлений современной моды);

· возможность неоднозначного пути решения, обусловливающая наличие различных направлений поиска (например: смоделировать образ делопроизводителя в отделе обеспечения сохранности документов Государственного архива Донецкой Народной Республики, обосновать выбор эстетического образа).

Организация учебного процесса при использовании метода проблемного изложения материала может быть разной, в зависимости от той роли, которую берет на себя преподаватель и в зависимости от характера выдвинутой проблемы.

Необходимо выделить три основных аспекта в организации такого урока.

Первый аспект.

Во-первых, содержательную основу проблемного урока составляет проблемный вопрос (вопросы). Главным признаком проблемного вопроса является «возбуждение интереса». Проблемный вопрос может охватывать понятия в рамках одного предметного направления.

Например, при изучении темы «Психология делового общения» возможно следующее задание: Изучить стили профессионального общения и в приведенных примерах возникновения конфликтных ситуаций проанализировать когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты общения; найти выход из психологически стрессовой ситуации. А при изучении темы «Психические процессы. Психические свойства личности» целесообразно предложить студентам найти решение вопроса: «Какие психические процессы, на Ваш взгляд, влияют на формирование профессиональных компетенций делопроизводителя?»

Второй аспект.         

Итак, проблема сформулирована. Каков дальнейший путь деятельности на проблемном уроке? Как правило, предположительно определяется наиболее вероятный, с точки зрения имеющейся информации, теории, ответ на поставленный вопрос и проверяется правильность предположения. Такой предположительный ответ на вопрос представляет собой гипотезу. Основным требованием к гипотезе является требование ее обоснованности. Вполне вероятно, что у студентов может возникнуть несколько гипотез; тогда их все необходимо обосновать.

Например, в рамках изучения темы «Соблюдение этических норм во время делового общения» предложить выполнить задание по фиксированию и дальнейшему анализу и оцениванию интенсивности чувств и эмоций, возникающих в различных ситуациях общения (введение деловых переговоров по телефону, неофициальные встречи с деловыми партнерами). Рассмотреть проявления на практике различных стратегий эмоционального поведения и обосновать их эффективность.

Таким образом, проблемный вопрос предполагает выдвижение гипотезы для его разрешения или нескольких гипотез, а также процесса обоснования, доказательности.

Третий аспект.         

В-третьих, в качестве организационного принципа проблемного урока чаще всего выступает принцип совместной деятельности, в основе которого лежит групповой метод обучения с элементами дискуссии, обсуждения, игры. В числе основных факторов, побуждающих студентов к активности, можно назвать: познавательный интерес; продуктивный, творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер.

Например, можно объединить студентов в группы по 5-6 человек и дать им задание: Сформировать и обосновать перечень рекомендаций, которые позволят «быть успешным делопроизводителем в современном обществе», и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т.е. не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.п.). После защиты работ всех участников игры определить команду-победителя, которая в свою очередь должна будет проанализировать ошибки речевого этикета в рамках группового общения.

Творческий характер деятельности является мощным стимулом к познанию. Реализация принципов проблемно-исследовательского характера деятельности позволяет пробудить у студентов творческий интерес, а это, в свою очередь, побуждает их к активному самостоятельному и групповому поиску новых знаний, способов решения. Состязательность - мощный побудительный фактор активизации познавательной деятельности. Ведущим мотивом состязательности является мотив достижения успеха. Игровой характер учебно-познавательной деятельности включает в себя и фактор познавательного интереса, и фактор состязательности, однако, наряду с этим, и сам по себе выступает как эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обучаемых, фактор их саморазвития.

Актуальны и значимы мысли Ж.Ж. Руссо о том, что час работы научит больше, чем день объяснений. Поэтому важнейшим требованием к любой организационной форме обучения и критерием ее эффективности является создание условий, обеспечивающих либо совместную с преподавателем, либо самостоятельную, но обязательно развивающую учащихся деятельность.

Практика показывает, что активные методы и формы обучения - очень мощный инструмент в руках преподавателя. Методически верно организованные они требуют от студентов активной познавательной деятельности не только на уровне воспроизведения или преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствуют сотрудничеству преподавателя и студента в процессе обучения.

Активные методы обучения создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний,  умений и навыков у студентов. Они оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Вооружают студентов основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные компетенции.

Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.

Для создания педагогически целесообразно эмоциональной насыщенности процесса обучения необходимо продуманное, целенаправленное планирование активизации интеллектуальных эмоций учащихся не только через содержание учебных курсов, но и посредством новизны методики добывания знаний путем применения нестандартных организационных форм и методов обучения.

Подводя итоги вышеизложенному, хотелось бы отметить, что методы и пути обучения не следует возводить в ранг самоцели, это, прежде всего, средства решения образовательных задач в учебном заведении. Поэтому методы необходимо использовать с учетом специфики каждой учебной дисциплины.

Литература

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы) - М.: Просвещение.

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования - М.

Использование метода проблемного изложения как нетрадиционного метода активного обучения студентов

Использование метода проблемного изложения как нетрадиционного метода активного обучения студентов

Использование метода проблемного изложения как нетрадиционного метода активного обучения студентов

Использование метода проблемного изложения как нетрадиционного метода активного обучения студентов

Использование метода проблемного изложения как нетрадиционного метода активного обучения студентов

Использование метода проблемного изложения как нетрадиционного метода активного обучения студентов

Использование метода проблемного изложения как нетрадиционного метода активного обучения студентов

Использование метода проблемного изложения как нетрадиционного метода активного обучения студентов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2020