Тезисы к выпускной квалификационной работе
«Использование метода проектов для формирования познавательных универсальных учебных действий по физической культуре у обучающихся с подготовительной группой здоровья»
Важнейшей целью системы школьного образования является подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях постиндустриального общества, в различных сферах общественной жизни, в том числе и в сфере физической культуры.
Результаты научных исследований последних лет позволяют говорить о постепенном ухудшении состояния здоровья и физической подготовленности учащихся. Традиционные модели физического воспитания оказываются малоэффективными в современной социокультурной ситуации. Чтобы повысить эффективность учебного процесса, необходимы новые организационные, методические и научные идеи, поиск новых подходов к физическому воспитанию.
За последние десятилетия отечественная наука значительно продвинулась в реализации проблем адаптивного обучения. В последнее время внимание педагогов-новаторов привлечено к "методу проектов".
Данная работа расширяет представления о возможности применения технологии проектирования в физическом воспитании младших школьников.
Возникает проблема исследования: совершенствование физического воспитания в школе на основе инновационных подходов.
Объект исследования – процесс развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования – использование проектной деятельности на уроках по физической культуре.
Цель работы: показать, необходимость использования проектной деятельности на уроках физической культуры, позволяющей формировать у детей познавательные универсальные учебные действия.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Анализ научно-методической литературы, теоретико-методических основ применения методов проектов в физическом воспитании младших школьников.
2. Определить эффективность метода проектов на уроках физической культуры.
3. Рассмотреть развитие творческих способностей и познавательную активность учащихся при выполнении проектных работ.
Гипотеза: метод проектов является эффективным для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках физической культуры.
В первой главе мы рассматриваем теоретические основы метода проектов, что это такое и как правильно организовать работу с проектом:
Метод проектов - форма организации обучения, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, разработанных совместно с учителем и учащимися в процессе обучения, с учетом окружающей реальности и интересов детей. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004.)
Проект – организационная форма работы учащихся, сочетающая индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которой школьники создают конечный продукт их собственной творческой деятельности.(Словарь по образованию и педагогике.) ;
развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников:
Познавательные универсальные учебные действия (УУД) по ФГОС – это фундаментальная основа умения учиться, способность учащегося к активной познавательной деятельности, познанию окружающей действительности, саморазвитию и самосовершенствованию;
роль физической культуры в формировании познавательных универсальных учебных действий и использование метода проектов на уроках физической культуры.
В результате изучения главы теоретического обоснования проблемы можно сделать вывод, о том, что формирование познавательный универсальных учебных действий так же необходимо на уроках физической культуры. Метод проектов отлично подходит для их формирования за счёт того, что дети сами ищут нужную и необходимую информацию, и таким образом саморазвиваются.
Во второй главе рассматриваются практическая значимость исследования. Исследование проводилось в 3 этапа.
Первым этап исследования было проведение диагностик на констатирующем этапе, в котором были выявлены уровни развития познавательных универсальных учебных действий на уроках физической культуры.
Обобщённые результаты диагностики представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты исследования по диагностическому заданию.
Таким образом , на этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что у обучающихся не сформированы или мало сформированы познавательные универсальные учебные действия по физической культуре.
Вторым этапом исследования формирование у учащихся познавательных УУД по физической культуре с помощью метода проектов. На данном этапе мы с детьми разработали проект на тему «Движение, мы – жизнь!». Проблема нашего проекта: на сегодняшний день дети выбирают гаджеты, а не занятия физической культурой. Наша цель была: привлечь одноклассников и детей в целом к занятию спортом, показать на собственном примере, что занятие спортом укрепляет здоровье и помогает в учебе. Продуктом проекта стал видеоролик по теме «Движение, мы жизнь!».
Третьим этапом было проведение диагностик на контрольном этапе исследования, Диагностики проводились те же, что и на констатирующем этапе исследования. Обобщенные результаты диагностик представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты повторного исследования по диагностическому заданию.
Посредством повторной диагностики (контрольным срезом) было выявлено, что обучающихся с низким уровнем не осталось. Средний уровень упал и он присвоен уже одному обучающемуся. Высокий уровень вырос и он сформирован у трёх обучающихся. Это является хорошим показателем эффективности проведенного формирующего эксперимента.
Анализ результатов показал, что метод проектов по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников по физической культуре является эффективным.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.