Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся с подготовительной группой здоровья
Главной функцией универсальных учебных действий является обеспечение возможности обучающегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность, формулировать учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать результаты деятельности, создание условий для самореализации личности, а также обеспечение успешного усвоения знаний, умений, навыков и компетенций в определенной предметной области.
Познавательные универсальные учебные действия формируются на уроках физической культуры в процессе поиска и выделения необходимой информации. Кроме умения работать с информацией, школьники учатся строить осознанное и произвольное высказывание, проговаривая вслух свои действия. Познавательные УУД, формируемые на уроках физической культуры:
- готовность самостоятельно определять для каждого физкультурного занятия личные задачи, личные результаты и личные ресурсы для их достижения;
- понимание влияния различных компонентов физической культуры на укрепление физического и психического здоровья человека;
- понимание влияния регулярных занятий физической культурой на развитие человека и повышение работоспособности;
Формированию познавательных универсальных учебных действий будут способствовать задания, связанные с получением, фиксацией и использованием информации.
В настоящее время важной задачей образовательной системы является обеспечение обучающихся различными методами и приемами формирования познавательных универсальных учебных действий. Особенно актуальным является этот вопрос для обучающихся с подготовительной группой здоровья, так как у них могут быть особенности развития и потребности, требующие особого внимания и подхода.
Подготовительная группа здоровья включает в себя обучающихся с определенными затруднениями в здоровье, требующими специального педагогического подхода для формирования познавательных универсальных учебных действий. В данной главе рассматривается специфика такого формирования с учетом потребностей и особенностей данной категории обучающихся.
Одной из основных особенностей формирования познавательных универсальных учебных действий у детей с подготовительной группой здоровья является индивидуальный подход. Учитывая особенности развития каждого ребенка, педагог должен строить учебный процесс таким образом, чтобы каждому было доступно и понятно. Кроме того, важно создавать комфортную образовательную среду, способствующую успешному усвоению знаний.
Важно также учитывать здоровьесберегающие аспекты при формировании познавательных учебных действий. Регулярные физкультурные занятия, правильное питание, организация режима дня – все это влияет на общее физическое и психическое состояние детей и их способность к учебной деятельности.
Еще одной важной особенностью является использование интерактивных методов обучения. Игровые формы, коллективные задания, проектная деятельность – все это способствует активизации познавательной активности детей и развитию их умений и навыков.
В своей работе я рассматриваю использование метода проектов для формирования познавательных универсальных учебных действий.
Одним из результатов современного образования является здоровье школьников. В связи с этим физическая культура рассматривается как важная часть государственной программы оздоровления населения, особенно молодого поколения. Для достижения этой цели применяются различные технологии, одной из которых является метод проектов. Это личностно-ориентированная технология, способствующая актуализации субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, а также созданию взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует учащихся на самостоятельное и осознанное развитие физических качеств. Использование метода проектов способствует повышению навыков самостоятельной работы, в том числе и опыта организации самостоятельных занятий физической культурой.
Дети подготовительной группы здоровья совместно с учителем могут реализовывать проекты различных типов:
· Прикладные проекты – разработка комплекса утренней гимнастики, составление режима дня и т.д.
· Социальные проекты – создание обучающих видеофильмов или роликов пропагандирующих здоровый образ жизни.
· Исследовательские проекты, предполагающие формулировку проблемы и выдвижение путей ее решения. Часто такие проекты являются межпредметными. Конечным продуктом может являться презентация или реферат.
· Информационные проекты – направлены на сбор информации о какомлибо объекте или явлении, ее анализ и обобщение и создание на этой основе какого-либо вторичного текста. Часто такие проекты интегрируются с исследовательскими. Результатами информационных проектов также являются рефераты, презентации, буклеты, публикации в сети Интернет и т. д.
· Игровые и ролевые проекты – различные спортивные праздники, организация подвижных игр, мини-соревнований, а также оформление стендов и стенгазет.
В рамках одного урока возможна реализация мини-проектов, позволяющих выявить уровень знаний по проблеме и умений самостоятельно применять имеющиеся знания на практике. Например, при закреплении темы «Совершенствование техники акробатических упражнений» учащиеся делятся на проектные группы, распределяют обязанности и составляют комплекс упражнений, направленных на развитие гибкости (отдельно для девочек и для мальчиков). Затем каждая группа презентует свой комплекс, а другая группа его оценивает. В заключительной части урока происходит подведение результатов.
Таким образом, формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся с подготовительной группой здоровья требует комплексного подхода, учета индивидуальных особенностей каждого ребенка и создания благоприятной образовательной среды. Всё это может осуществить проектная деятельность, которая способствует активизации познавательной активности детей и развитию их умений и навыков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.