Использование метода проектов на уроках информатики .doc
Оценка 4.9

Использование метода проектов на уроках информатики .doc

Оценка 4.9
doc
20.01.2020
Использование метода проектов  на уроках информатики  .doc
Использование метода проектов на уроках информатики .doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

 

 

 

 

«Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности обучающегося»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

ПДО Айшаева Ф.С.


В проектной деятельности ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое. В то же время, богатые возможности современного ПО позволяют подходить к работе творчески и нестандартно. Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках. С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам.

Проект (от лат. рrojectus, буквально - брошенный вперед) – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Его суть заключается в том, что важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны им пригодиться им в жизни. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Практика показала, что метод проектов даёт положительные результаты. Работы выполняются с большим интересом и азартом, качественно. Ребёнок чувствует себя комфортно. Он сам видит, насколько удачно поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становится для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания. Таким образом, создаётся положительная мотивация учащихся при повторении пройденного материала.

Проектный метод активизирует познавательные способности, учитывая интересы учащегося. Но каждый урок не может быть ориентирован только  на интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя. Проектную деятельность учащихся я применяю на уроках повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе. У меня сложилась следующая система. Сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям. После этого переходим к выполнению проектов.

 Согласно техническому оснащению кабинета информатики в рамках базового курса информатики, много внимания уделяю начальному освоению информационных технологий – текстового и графического редакторов, электронных таблиц, баз данных, Интернет-технологий. Затем практическим занятиям, цель которых – систематизация знаний и умений учащихся по базовому курсу информатики. А затем переходим и к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое применение.

Например: после изучения темы “Электронные таблицы” предлагаю учащимся выполнить следующее задание: представить себя в роли директора компании, принять на работу несколько сотрудников (не менее 10), указать должность сотрудников, начислить заработанную плату, рассчитать подоходный налог, построить диаграмму. Подобная работа очень нравится учащимся и позволяет осознать преимущество технологий работы с электронными таблицами и увидеть возможность применения полученных знаний и умений в повседневной практике.

Проект «Новости компьютерного мира» с удовольствием выполняется  воспитанниками кружка. Результат: создание учеником презентации с  подборкой сообщений, иллюстраций, заметками из периодической прессы. Цели: закрепить навыки учащихся управлением информационными процессами, а именно, обменом, хранением и обработкой информации. Формирование навыка самостоятельного выполнения задания, а также потребности к расширению своего кругозора. Учащиеся, используя материалы Интернет, собирают и анализируют  собранный  материал, создают презентацию об устройствах ввода и вывода информации, представляют  свою работу, обосновав критерии отбора материала.

Я организую постоянную проверку презентаций, собирая их и делая анализ. Ученики делают сообщения по новому материалу. В конце четверти или года лучшие проекты представляются классу. В ходе выполнения проекта учащиеся вовлекаются в процесс систематизации информации, получаемой из внешних источников. У них формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого. Например, в этом учебном году обучающиеся кружка (ученики 5 класса) создают проект в программе ЛогоМиры. Результатом будет служить разработанный ими мультфильм на свободную тему.

Навыки, полученные учащимися на занятиях кружка, ребята охотно используют при подготовке материалов по другим школьным предметам. Они создают интересные тематические презентации, пишут хорошо иллюстрированные рефераты, применяя информацию, найденную в Интернете и книгах, по всем правилам оформляют результаты своих исследований.

Какие результаты мы видим  в ходе выполнения проектов.

Для учащегося:

1.Формируются и отрабатываются: 

•Навыки сбора, систематизации, классификации,  анализа информации

•Навыки публичного выступления (ораторское искусство)

•Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде

•Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи

•Умение работать в группе, в команде

•Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение

2. Расширяются и углубляются знания в  различных предметных областях.

3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)

4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект.

5. Ученик  имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

6. Отношения  с учителем переходят на уровень сотрудничества.

7. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.

Все вышеперечисленное дает обучающемуся возможность, выйдя из стен школы стать успешной, творческой, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.

Для учителя:

1.Отношения  с обучающимися  переходят на уровень сотрудничества

2.Учитель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях

3.Повышается уровень учителя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта

4.Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

Все вышеперечисленное приводит к повышению профессионализма учителя.

На мой взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для детей превращается в   увлекательную  захватывающую   деятельность.

Виды деятельности, составляющие мой процесс самообразования: систематический просмотр телепередач, посвященных новейшим информационным технологиям: чтение методической, педагогической и предметной литературы; обзор в Интернете информации по информатике и ИКТ, педагогике, психологии, педагогических технологий; решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по информатике повышенной сложности, или нестандартной формы; посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег; дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; изучение иностранных языков (английского), для чтения информации о достижениях мировой педагогики; систематическое прохождение курсов повышения квалификации; проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег; организация кружковой деятельности по предмету;  дополнительное изучение мировых новинок информационно-компьютерных технологий; ведение блога учителя информатики с обновлением различными материалами к урокам в помощь учителям информатики; посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету; общение с коллегами в школе, городе и на различных форумах в Интернете.

Обдумывая тему своего самообразования, я не случайно остановилась именно на использовании метода проектов для развития творческой деятельности учащихся. Дело в том, что эта тема мне очень интересна и близка. И, занимаясь данной темой, и мне очень интересно увидеть результаты! Работая с проектами, учащиеся в результате изучения темы должны не только показать, что они её знают, но и применить эту тему в практической жизни. Каждый изученный раздел обобщается либо творческим заданием, либо мини-проектом, либо групповым проектом. Можно разработать индивидуальный либо групповой проект и на другие разделы информатики. И я уверена, что результаты работы учащихся окажутся очень интересными и полезными! Важно то, что при этом будет формироваться творческая личность каждого учащегося. А это значит, что цель самообразования будет достигнута!

Использование метода проектов на уроках информатики .doc

Использование метода проектов  на уроках информатики  .doc

Использование метода проектов на уроках информатики .doc

Использование метода проектов  на уроках информатики  .doc

Использование метода проектов на уроках информатики .doc

Использование метода проектов  на уроках информатики  .doc

Использование метода проектов на уроках информатики .doc

Использование метода проектов  на уроках информатики  .doc
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020