Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы

  • docx
  • 28.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы.docx

Из опыта работы

Учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ № 29

Полухина Людмила Викторовна,

стаж работы- 10 лет

 

Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы

 

Для овладения учащимися информационно-коммуникативными, проектными, исследовательскими умениями, навыками планирования, самоконтроля и самооценки, а также поддержания и повышения мотивации к изучению предметов «Русский язык и литература» я активно внедряю метод проектов в свою педагогическую деятельность и  считаю, что данная педагогическая технология является органичной составной частью процесса обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся, формирует  определённые личностные качества обучающихся.

Проектное обучение – это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость (по А. А. Хромову).

Джон Дьюи – американский философ и педагог предлагал строить обучение ученика, опираясь на его личную заинтересованность в знаниях. А Станислав Теофилович  Шацкий - русский педагог, использовал проектный метод в практике преподавания.

Проекты можно классифицировать по разным принципам.

Классификация учебных проектов

По содержанию

По времени, затраченному на создание

По количеству участников

1.Монопредметный: проект по одному из учебных предметов.

2.Межпредметный: интегрируется смежная тематика нескольких предметов.

3.Надпредметный: выполняются на основе связей, не входящих в школьную программу.

1.Долговременный: в рамках от недели и до одного года.

2.Кратковременный: несколько уроков.

3.Мини-проект: один урок.

 

 

1.Индивидуальный (персональный): проект одного учащегося – ученик обретает чувство ответственности, так как  на всех этапах все зависит только от него самого.

2.Групповой: проект осуществляется группой учащихся – формируются навыки сотрудничества.

 Кроме того, следует выделить этапы проектной деятельности:

Этапы

Содержание работы

Подготовительный

Определение темы и целей проекта, организационной формы выполнения

Планирование

Определение источников информации, способов сбора и анализа, формы отчета, установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение обязанностей между членами команды

Исследование

Сбор информации, решение промежуточных задач. Оформление проекта

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. Самооценка проекта по выделенным критериям. Оценка проекта экспертными группами

Защита проектов

Обоснование процесса проекта. Объяснение полученных результатов

В зависимости от того, какой вид деятельности заложен в структуру проекта  можно выделить следующие  типы проектов:

Классификация учебных процессов по виду деятельности

Вид деятельности

Содержательная специфика

Исследовательский

Научное исследование через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов

При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т. д.

результат (исследовательская работа, описание опыта, презентация)

Информационный

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Методы получения (литературные источники, СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки»). 

Результат (публичное выступление, доклад, информационный листок,   презентация).

Практико-ориентированный

Практико-ориентированный проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта.  Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

Конечный продукт: памятки, алгоритмы, словари, схемы и т.д.

Ролевой

n  В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.

n  Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. 

Например: (суд над литературным героем), результат: решение, постановление.

Творческий

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

При планировании обучения на год необходимо выделить ведущую тему (раздел), которые будут «вынесены на проектирование». В своей педагогической практике планирую и разрабатываю обычно по 3-4 проекта в учебном году, исходя из интересов и особенностей класса, мотивации, познавательной и практической значимости того или иного проекта.

Обучение проектированию начинаю с учащимися 5 класса, которые с огромным желанием включаются «в игру», а между тем учатся использовать свои знания и умения на практике, «учатся учиться», активно включаются в познавательную деятельность.

Проекты, ставшие традиционными в моей работе:

Русский язык

5 класс:

1. Вернисаж «Я рисую местоимение».

Метод скетча - это способ мышления на бумаге с использованием изображений для лучшего запоминания информации. Скетч в переводе с английского языка (sketch) эскиз, набросок, зарисовка. Данный метод учит осмысливать, преобразовывать, запоминать информацию, делая простые эскизы на бумаге.

В процессе зарисовок восприятием обучающихся необходимо руководить, фиксировать их внимание на главных признаках, помогать выделять существенное, проверять правильность представлений. Метод скетча можно применять в учебном процессе по всем предметам и в разных организационных формах обучения.

7 класс:

1. «За чистоту русского языка!»

Целью проекта является желание привлечь внимание к данной проблеме, развивать устойчивый интерес к предмету, повышать культуру речевого общения.

Задачи проекта:

- углубить познания о языке (поиск и сбор информации по данной теме);

 - изучить характерные особенности разговорного языка (опрос и его анализ);

 - повысить уровень культуры общения (публичное выступление).

Методы исследования:

исследование тематической литературы, опрос, анализ опроса.

Литература

5 класс

1. «Сюжеты и герои древнерусской литературы» (создание альбома).

2. «Инсценировка басни "Зеркало" С.В. Михалкова».

3. «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях» (создание альбома).

7 класс: 

«Вечные вопросы бытия в драматическом цикле А.С. Пушкина «Маленькие трагедии» («Пиковая дама»)».

«Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях» (создание альбома).

1

Название проекта

Стихи о Родине и родной природе в наших иллюстрациях

2

Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект

Литература

3

Тип проекта

Творческий, групповой

4

Цель проекта

Создание альбома иллюстраций стихов о Родине и родной природе

5

Задачи проекта

1)      Прочитать и проанализировать стихотворения о Родине и родной природе русских пэтов 19 века (см. учебник на стр. 271-282);

2)      сделать 5-7 иллюстраций к стихотворениям (или подобрать иллюстрации известных художников);

3)      оформить их в виде альбома со строками из этих стихотворений

6

Возраст участников проекта

10-11 лет

7

Предполагаемый продукт

Альбом иллюстраций к стихотворениям о родной природе

 

Защита проекта

                     Рассказать, о чем стихотворение, которое вы нашли;

                     Представить иллюстрацию, объяснить, почему вы именно её подобрали;

                     Прочитать выразительно стихотворение наизусть.

Как видно, в проектной деятельности используется весьма плодотворная идея: наряду с вербальными выражения учащиеся широко использует и другие средства: рисунки, коллажи, картины, плакаты, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надёжно подкрепляется  многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

Важным моментом в работе над проектами является вовлечение родителей в проектную деятельность, т.е. учитель должен настраивать родителей на сотрудничество в формировании творческого мышления их детей. Родители помогают найти недостающую информацию, включиться в процесс творчества, т.е. поддерживают дома творческую атмосферу.

Вполне понятно, что при выполнении учащимися  проекта качественно меняется роль учителя в образовательном процессе:  на всех этапах подготовки проекта учитель выступает в  роли консультанта, помощника, а не эксперта.

Меняется и роль учащихся: они выступают активными участниками процесса; происходит формирование того конструктивного критического мышления, которому трудно научиться при обычной «урочной» форме обучения.

Минусы

1. Опасность превращения проекта в простое изложение фактов, а также переоценка продукта проекта и недооценка процесса его подготовки.      

2. При сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного проекта, максимум двух в течение учебного года.

Плюсы

1. Способствует    активизации познавательной деятельности, лучшему закреплению полученного на уроках материала, а следовательно, и повышению результативности образования.

2. Позволяет учитывать индивидуальные особенности развития школьников.

3. Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте.

4.Служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определённых личностных качеств. В случае разработки и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе; ощущать себя членом команды; брать ответственность за выбор решения на себя; разделять ответственность с другими; анализировать результаты деятельности.

5. Хорошая альтернатива классно-урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят дисциплин, это выход на олимпиады, научные общества учащихся.

Таким образом, метод проектов является интересной инновационной формой работы на уроках русского языка и литературы в современной школе, позволяющий решать задачи формирования ключевых компетенций учащихся.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей- расширить словарный запас детей, закрепить и обобщить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника, украсить класс красочными работами детей.

 

Список использованной литературы

 

1.      Хромов А.А., Хромов А.И. Методическая система обучения школьников проектной деятельности. - научно-методический журнал «Школа и производство», № 8, 2008.

2.      https://www.metod-kopilka.ru/prezentaciya_proektnaya_deyatelnost_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.-28170.htm

3.      https://studfiles.net/preview/1767933/

4.      Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ Ярашъюская ООШ Морозовой Татьяны Николаевны  (стаж работы-31 год) //

https://infourok.ru/urok-na-temu-proektnaya-deyatelnost-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-2784549.html


 

Скачано с www.znanio.ru