Из опыта работы
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 29
Полухина Людмила Викторовна,
стаж работы- 10 лет
Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы
Для овладения учащимися информационно-коммуникативными, проектными, исследовательскими умениями, навыками планирования, самоконтроля и самооценки, а также поддержания и повышения мотивации к изучению предметов «Русский язык и литература» я активно внедряю метод проектов в свою педагогическую деятельность и считаю, что данная педагогическая технология является органичной составной частью процесса обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся, формирует определённые личностные качества обучающихся.
Проектное обучение – это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость (по А. А. Хромову).
Джон Дьюи – американский философ и педагог предлагал строить обучение ученика, опираясь на его личную заинтересованность в знаниях. А Станислав Теофилович Шацкий - русский педагог, использовал проектный метод в практике преподавания.
Проекты можно классифицировать по разным принципам.
Классификация учебных проектов
|
По содержанию |
По времени, затраченному на создание |
По количеству участников |
|
1.Монопредметный: проект по одному из учебных предметов. 2.Межпредметный: интегрируется смежная тематика нескольких предметов. 3.Надпредметный: выполняются на основе связей, не входящих в школьную программу. |
1.Долговременный: в рамках от недели и до одного года. 2.Кратковременный: несколько уроков. 3.Мини-проект: один урок.
|
1.Индивидуальный (персональный): проект одного учащегося – ученик обретает чувство ответственности, так как на всех этапах все зависит только от него самого. 2.Групповой: проект осуществляется группой учащихся – формируются навыки сотрудничества. |
Кроме того, следует выделить этапы проектной деятельности:
|
Этапы |
Содержание работы |
|
Подготовительный |
Определение темы и целей проекта, организационной формы выполнения |
|
Планирование |
Определение источников информации, способов сбора и анализа, формы отчета, установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение обязанностей между членами команды |
|
Исследование |
Сбор информации, решение промежуточных задач. Оформление проекта |
|
Оценка результатов |
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. Самооценка проекта по выделенным критериям. Оценка проекта экспертными группами |
|
Защита проектов |
Обоснование процесса проекта. Объяснение полученных результатов |
В зависимости от того, какой вид деятельности заложен в структуру проекта можно выделить следующие типы проектов:
Классификация учебных процессов по виду деятельности
|
Вид деятельности |
Содержательная специфика |
|
Исследовательский |
Научное исследование через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т. д. результат (исследовательская работа, описание опыта, презентация) |
|
Информационный |
Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Методы получения (литературные источники, СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки»). Результат (публичное выступление, доклад, информационный листок, презентация). |
|
Практико-ориентированный |
Практико-ориентированный проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта. Конечный продукт: памятки, алгоритмы, словари, схемы и т.д. |
|
Ролевой |
n В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. n Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Например: (суд над литературным героем), результат: решение, постановление. |
|
Творческий |
Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. |
При планировании обучения на год необходимо выделить ведущую тему (раздел), которые будут «вынесены на проектирование». В своей педагогической практике планирую и разрабатываю обычно по 3-4 проекта в учебном году, исходя из интересов и особенностей класса, мотивации, познавательной и практической значимости того или иного проекта.
Обучение проектированию начинаю с учащимися 5 класса, которые с огромным желанием включаются «в игру», а между тем учатся использовать свои знания и умения на практике, «учатся учиться», активно включаются в познавательную деятельность.
Проекты, ставшие традиционными в моей работе:
Русский язык
5 класс:
1. Вернисаж «Я рисую местоимение».
Метод скетча - это способ мышления на бумаге с использованием изображений для лучшего запоминания информации. Скетч в переводе с английского языка (sketch) эскиз, набросок, зарисовка. Данный метод учит осмысливать, преобразовывать, запоминать информацию, делая простые эскизы на бумаге.
В процессе зарисовок восприятием обучающихся необходимо руководить, фиксировать их внимание на главных признаках, помогать выделять существенное, проверять правильность представлений. Метод скетча можно применять в учебном процессе по всем предметам и в разных организационных формах обучения.
7 класс:
1. «За чистоту русского языка!»
Целью проекта является желание привлечь внимание к данной проблеме, развивать устойчивый интерес к предмету, повышать культуру речевого общения.
Задачи проекта:
- углубить познания о языке (поиск и сбор информации по данной теме);
- изучить характерные особенности разговорного языка (опрос и его анализ);
- повысить уровень культуры общения (публичное выступление).
Методы исследования:
исследование тематической литературы, опрос, анализ опроса.
Литература
5 класс
1. «Сюжеты и герои древнерусской литературы» (создание альбома).
2. «Инсценировка басни "Зеркало" С.В. Михалкова».
3. «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях» (создание альбома).
7 класс:
«Вечные вопросы бытия в драматическом цикле А.С. Пушкина «Маленькие трагедии» («Пиковая дама»)».
«Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях» (создание альбома).
|
1 |
Название проекта |
Стихи о Родине и родной природе в наших иллюстрациях |
|
2 |
Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект |
Литература |
|
3 |
Тип проекта |
Творческий, групповой |
|
4 |
Цель проекта |
Создание альбома иллюстраций стихов о Родине и родной природе |
|
5 |
Задачи проекта |
1) Прочитать и проанализировать стихотворения о Родине и родной природе русских пэтов 19 века (см. учебник на стр. 271-282); 2) сделать 5-7 иллюстраций к стихотворениям (или подобрать иллюстрации известных художников); 3) оформить их в виде альбома со строками из этих стихотворений |
|
6 |
Возраст участников проекта |
10-11 лет |
|
7 |
Предполагаемый продукт |
Альбом иллюстраций к стихотворениям о родной природе |
Защита проекта
• Рассказать, о чем стихотворение, которое вы нашли;
• Представить иллюстрацию, объяснить, почему вы именно её подобрали;
• Прочитать выразительно стихотворение наизусть.
Как видно, в проектной деятельности используется весьма плодотворная идея: наряду с вербальными выражения учащиеся широко использует и другие средства: рисунки, коллажи, картины, плакаты, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надёжно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.
Важным моментом в работе над проектами является вовлечение родителей в проектную деятельность, т.е. учитель должен настраивать родителей на сотрудничество в формировании творческого мышления их детей. Родители помогают найти недостающую информацию, включиться в процесс творчества, т.е. поддерживают дома творческую атмосферу.
Вполне понятно, что при выполнении учащимися проекта качественно меняется роль учителя в образовательном процессе: на всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта, помощника, а не эксперта.
Меняется и роль учащихся: они выступают активными участниками процесса; происходит формирование того конструктивного критического мышления, которому трудно научиться при обычной «урочной» форме обучения.
Минусы
1. Опасность превращения проекта в простое изложение фактов, а также переоценка продукта проекта и недооценка процесса его подготовки.
2. При сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного проекта, максимум двух в течение учебного года.
Плюсы
1. Способствует активизации познавательной деятельности, лучшему закреплению полученного на уроках материала, а следовательно, и повышению результативности образования.
2. Позволяет учитывать индивидуальные особенности развития школьников.
3. Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте.
4.Служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определённых личностных качеств. В случае разработки и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе; ощущать себя членом команды; брать ответственность за выбор решения на себя; разделять ответственность с другими; анализировать результаты деятельности.
5. Хорошая альтернатива классно-урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят дисциплин, это выход на олимпиады, научные общества учащихся.
Таким образом, метод проектов является интересной инновационной формой работы на уроках русского языка и литературы в современной школе, позволяющий решать задачи формирования ключевых компетенций учащихся.
С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей- расширить словарный запас детей, закрепить и обобщить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника, украсить класс красочными работами детей.
Список использованной литературы
1. Хромов А.А., Хромов А.И. Методическая система обучения школьников проектной деятельности. - научно-методический журнал «Школа и производство», № 8, 2008.
2. https://www.metod-kopilka.ru/prezentaciya_proektnaya_deyatelnost_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.-28170.htm
3. https://studfiles.net/preview/1767933/
4. Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ Ярашъюская ООШ Морозовой Татьяны Николаевны (стаж работы-31 год) //
https://infourok.ru/urok-na-temu-proektnaya-deyatelnost-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-2784549.html
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.