Использование метода сторителлинга в приобщении
детей дошкольного возраста к художественной литературе
XXI век для человечества считается информационным. Дети все больше находятся под влиянием телевидения и интернета, на чтение художественной литературы у них не остается ни времени, ни желания. Как следствие, книга оказывается вытесненной современными технологиями и интерес к ней постепенно утрачивается. Однако она дает громадные возможности для постижения человеческого опыта: в области чувств, желаний, мыслей и наблюдений.
Нами был разработан долгосрочный проект «Приобщение детей дошкольного возраста к миру художественной литературы через совместное чтение взрослого и ребенка», цель которого – создать условия для формирования устойчивого интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста и приобщения участников образовательных отношений к традициям семейного чтения.
Задачи:
1. Развивать у детей дошкольного возраста креативность, самостоятельность, коммуникативные умения, познавательные и творческие способности.
2. Развивать связную речь, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать литературные произведения.
3. Воспитывать интерес и любовь к книге как к источнику знаний.
4. Создать условия для вовлечения родителей в совместную образовательную деятельность, повышения их компетентности в вопросах образования и развития детей.
Планируемый результат:
1. У ребенка развиты индивидуальные особенности в творческой речевой деятельности.
2. Ребенок использует речевые формы выразительности речи в разных видах деятельности.
3. Ребенок проявляет интерес к книге.
4. Принимают активное участие родители воспитанников в совместной образовательной деятельности, в т.ч. совместного чтения взрослого и ребенка.
5. Ребенок умеет импровизировать литературное произведения, проявляет желание учиться в театрализованных представлениях
Сложность реализации данного проекта заключается в том, что родители воспитанников, которым обычно некогда и которые всегда куда – то торопятся, по замыслу педагогов и детей группы должны были стать активными и полноценными участниками образовательной деятельности.
Одним из мероприятий по реализации проекта является тематическая неделя «Книжкины именины», организованная для детей в возрасте 3-4 лет. В течение тематической недели с целью повышения компетентности родителей в вопросах приобщения дошкольников к художественной литературе был проведен круглый стол «Сказка в жизни малыша». Итогом круглого стола явилось решение о подготовке и проведении совместного театрализованного развлечения для детей «Книга сказок» и создание авторской развивающей книги о правилах безопасности «Аркадий Паровозов спешит на помощь».
В процессе создания авторской развивающей книги «Аркадий Паровозов спешит на помощь» родители вместе с детьми выбирали любимых героев сказок, мультфильмов и телепередач, создавали проекты иллюстраций любимых произведений, изготовляли страницы книги в различных техниках художественного и декоративно – прикладного творчества. В детском саду педагоги совместно с детьми сочиняли тексты четверостиший для созданных иллюстраций. В результате проделанной работы в группе появилось полноценное совместное авторское художественное произведение (интерактивное дидактическое пособие) для дошкольников с использованием игровых приемов.
Активными участниками подготовительных мероприятий совместного театрализованного развлечения для детей «Книга сказок» также стали родители воспитанников. В домашних условиях совместно с детьми они читали и узнавали новые для детей сказки, создавали собственные костюмы и декорации, учили свои роли. Совместно с педагогами группы принимали участие в разработке сценария тематического развлечения. Результатом проделанной работы явилось театрализованное развлечение для детей младшего дошкольного возраста с использованием игровых приемов и театрализованной деятельности взрослых «Колобок на новый лад». В процессе организации театрализованного развлечения родители воспитанников были объединены одной целью, что позволило им эффективно взаимодействовать друг с другом, делиться собственным опытом. Родители стали полноправными участниками образовательной деятельности и получили возможность проявить свои творческие и актерские способности.
При участии родителей также были подготовлены совместно детско-родительские театрализованные представления «Репка», «Весенняя сказка», «Весна идет, весне дорогу» с участием детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Непрерывная образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой и фольклором в группе включала в себя ознакомление с биографиями и творчеством отечественных и зарубежных писателей и поэтов, с творчеством художников – иллюстраторов, с историей возникновения бумаги, книг и письменности в целом.
В рамках совместной образовательной деятельности участники проекта принимают участие в конкурсах различного уровня, праздниках и развлечениях, интеллектуальных играх, оформлении тематических выставок. В детском саду педагоги вместе с детьми разучивают театрализованные игры (пальчиковые, театр игрушек, игры-импровизации), читают художественные произведения и произведения фольклора.
В рамках реализации проекта воспитанники старшего дошкольного возраста стали участниками конкурсов чтецов, посвященных Дню космонавтики и Дню народного единства. На конкурсы детьми и педагогами группы были представлены музыкально-литературные композиции, в основу сценариев которых легли произведения отечественных поэтов и авторские произведения педагогов группы. Участие в подобных конкурсах способствует воспитанию у дошкольников чувства патриотизма, приобщению к истории и культуре Родины, формированию навыков выразительного чтения, развитию артистических и ораторских умений, а педагогам позволяет проявить творчество в создании концепции музыкально-литературной композиции.
Интересным и современным средством реализации проекта стало создание мультфильма «Рождественская звезда» с детьми 6-7 лет. В процессе создания мультфильма дети оформляли декорации, лепили персонажей мультфильма, во время съемки – озвучивали героев, выступали в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатора. Создание мультфильма позволило педагогам интегрировать такие виды детской деятельности, как коммуникативную, игровую, познавательно-исследовательскую, изобразительную и музыкальную.
Ежегодно в нашей группе проходит акция «Книговорот», в которой дети и родители активно принимают участие.
Поначалу инициаторами проведения акции выступали педагоги, а спустя год дети и родители сами стали инициаторами этой акции. Главный принцип акции «Книговорот» - прочитал сам – передай другому. Участники акции с удовольствием и интересом читали, приносили и обменивались книгами. Взрослые делились впечатлениями, давали советы и рекомендации друг другу, обсуждали содержание книг. В группе дети делятся со сверстниками своими впечатлениями о прочитанных произведениях и проявляют интерес к другим книгам. В процессе деятельности по приобщению детей к художественной литературе взрослому (педагогу и/или родителю) важно помнить о том, что интерес ребенка к тому или иному художественному произведению всегда зависит от того, насколько интересно произведение самому рассказчику. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, переносит его в созданный автором или рассказчиком мир.
Одним из методов реализации проекта я использую метод сторителлинга. И сегодня я хочу представить Вам мастер-класс по использованию метода сторителлинга в приобщении дошкольников к художественной литературе.
Сторителлинг был разработан и успешно опробован на собственном опыте Дэвидом Армстронгом. Разрабатывая данную технику, Дэвид Армстронг учел известный психологический фактор: истории более выразительны, увлекательны интересны и легче ассоциируются с личным опытом, нежели принципы или директивы. Они лучше запоминаются, им придают больше значения, и их влияние на поведение людей оказывается по настоящему сильным.
Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и в доскональном переводе звучит как «рассказывание истории». В русском языке есть понятие «сказительство», и сторителленг можно назвать его современным продолжением. Это способ передачи информации через рассказывание историй. Дети больше любят и лучше воспринимают, и запоминают импровизированные, рассказанные истории, чем прочтенный текст. Читать ребенку нужно, причем много и часто. Но все же, чтение не заменит рассказанную сказку. Когда вы читаете, ваш взгляд направлен в текст, приходится прерывать повествование, чтобы посмотреть в глаза ребенку, задействовать его, поймать настроение. А если вы читаете целой группе? Как удержать внимание нескольких детей?
Рассказывая, вы находитесь в постоянном зрительном контакте со всей группой, вы видите сомнение или непонимание и тут же реагируете, поясняете, показывая жестом, задаете вопрос. Дети, в это время, также, смотрят на вас, слушают историю, в головках складывается собственный образ рассказываемого. Они лучше слышат и активнее реагируют, так как для того, чтобы ответить, не нужно отвлекаться от картинки.
Педагогический сторителлинг как техника подачи познавательной информации выполняет следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая. В игре сторителлинг используются кубики на каждой своей грани, которые имеют предметную картинку. Суть игры в том, что вы (ребенок) бросаете кубики на стол и начинаете историю с каких-нибудь слов типа «Однажды…» или «Давным-давно…», нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек ваше внимание. Для знакомства с кубиками и их применением можно использовать игру «Крокодил». Ребенок бросает кубик и показывает мимикой и жестами, то, что выпало на кубике. Это могут быть эмоции, действие или объект.
Историей может стать все что угодно. Можно рассказать уже существующую историю, а можно придумать свою собственную. Лучше начинать с простых историй, описывающих интересный или смешной случай из личного опыта. Дети младшего и среднего возраста с удовольствием рассказывают семейные истории, делятся личными переживаниями, также любят рассказывать о книгах, которые им прочитали.
Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический; активный; цифровой.
В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При использовании классического сторителлинга педагог передает детям конкретную информацию: правила, теории, которые представлены в насыщенной форме запоминающейся истории.
Пример: составление простых предложений с помощью кубиков.
Но важно не только рассказывать детям истории, но и давать возможность самим детям создавать и рассказывать их. Придумывать их самостоятельно, а не просто пересказывать чьи-то. Это и есть активный сторителлинг. В активном сторителлинге педагогом может задаваться основа события и слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования истории.
Остановимся на наиболее важных моментах, которые необходимо учитывать при создании истории для детей. Готовясь рассказывать истории детям, прежде всего, необходимо учитывать их возрастные особенности, в том числе интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития. В истории должен быть определенный персонаж или герой, вызывающий симпатию. Можно использовать открытые вопросы к детям, привлекающие их к участию в рассказывании истории. Нужно понимать, что изложение фактов – это ещё не история. Дети целостно воспринимают мир. Исходя из этого необходимо добавлять эмоциональный фон к фактам.
В каждой хорошей истории легко различить ее структуру. Слушатель, скорее, ощущает ее сердцем, нежели осознает разумом.
В структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы:
1. Вступление. Вступление, как правило, должно быть коротким. Цель его, чтобы вызвать у слушателя интерес и увлечь его.
2. Развитие события. Здесь выявляется сюжетные направления и нравы функционирующих персонажей.
3. Кульминация.
4. Заключение. Должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением, как в басне – мораль.
Начинает историю взрослый, а продолжает ребенок, останавливается и передает эстафету следующему. Получается занимательная история с неожиданным концом. Такие истории объединяют ребят, поскольку они вспоминают о каком-то опыте, пережитом вместе.
Пример: создание истории по мотивам сказки «Пузырь соломинка и лапоть». Как встретились Пузырь, Лапоть и Соломинка? После прослушивания сказки воспитатель вместе с детьми может разыграть ее, при этом сделав опору на иллюстрации, жесты, движения. Дети получают огромное удовольствие от подобной деятельности.
Цифровой сторителлинг – формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами через ИКТ.
Педагогом может задаваться тема рассказа (сказки) либо его начало, и ребенок или же группа детей составляют историю. Например, ребенку задается тема рассказа «Жил был гном» выпадает изображение дерева «Около его дома росло дерево» выпадает солнышко «Над домиком его светит солнышко».
Пример: создание рассказа с использованием героев рассказа В.Бианки «Сова».
На начальном этапе дети в своих рассказах используют конкретный образ, который выпадает на кубике. При систематическом использовании «кубиков историй» дети, начинают связывать образ на кубике, с какими-то своими ассоциациями, и тогда рассказ становится полнее и интереснее. Техника сторителлинг не требует затрат и может быть использована в любом месте и в любое время, т.к. не подразумевает использование книг или дополнительного оборудования.
Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.
· Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
· Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику, творческое мышление, воображение.
· Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, развивает красивую, грамотную устную речь, помогает запомнить материал.
· Сторителлинг способствует раскрытию талантов и самовыражению, развивает уверенность в выступлениях на публике.
· Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей.
· Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого материала.
Говорить о плюсах этой техники можно бесконечно. Но ведь всегда лучше один раз попробовать, а попробовав один раз, поверьте уже не сможете остановиться.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.